Жертвой инцидента со сбитым российским самолетом может стать газопровод «Турецкий поток»
Инцидент с российским самолетом Су-24, который был сбит вчера турецким истребителем, будет иметь серьезные последствия для российско-турецких отношений. Кризис в отношениях России и Турции непосредственно скажется на совместных бизнес-проектах, сообщили «КоммерсантЪ» высокопоставленные источники.
Первой жертвой может стать газопровод «Турецкий поток», переговоры по которому с Анкарой и раньше шли крайне сложно.
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил вчера, что «ситуация по проекту будет тщательно изучена».
«Турецкий поток» и так уже пострадал от политической неопределенности в Турции, связанной с поражением партии президента страны Реджепа Тайипа Эрдогана на парламентских выборах в июне и последовавшими досрочными выборами. За это время масштаб проекта «Газпрома» сократился как минимум вдвое с исходных 63 млрд кубометров в год, а на практике в последнее время стороны обсуждали строительство только одной нитки (15,75 млрд кубометров).
По словам источников «Ъ», были надежды на то, что межправительственное соглашение по первой нитке может быть подписано в середине декабря, но теперь на это рассчитывать не стоит.
Для «Газпрома» отмена «Турецкого потока» означает, что Турция продолжит снабжаться газом через Украину, и неясно, как будет решена задача снабжения Балкан. При этом так и не будут использованы уже сделанные огромные инвестиции в газопроводы в России под масштабные экспортные проекты через Черное море («Южный коридор»).
«Если газопровод («Турецкий поток». — Ред.) не будет построен, это будут проблемы Турции, которой придется учитывать украинский транзитный риск»,— считает собеседник «Ъ», близкий к «Газпрому».
Под угрозой может оказаться и самый крупный сейчас энергетический контракт России с Турцией — строительство АЭС «Аккую» «Росатома», которая должна была стать первой атомной станцией в стране. Станция из четырех блоков мощностью 4,8 ГВт оценивается в $22 млрд — это самый большой контракт в портфеле госкорпорации. Первый блок планируется ввести в 2022 году. При этом «Росатом» должен стать собственником не менее 51% станции, а ее строительство сейчас напрямую финансирует РФ: общий объем господдержки должен составить 93 млрд руб.
Бизнес-интересы в Турции есть и у других российских компаний, но их масштаб заметно меньше. Так, «Интер РАО» с 2012 года владеет газовой ТЭС Trakya (478 МВт) и трейдером TGR Enerji. Из российских металлургов в Турции присутствует ММК, владеющая построенным в 2011 году за $2 млрд комплексом MMK Metalurji мощностью 2,3 млн тонн стали в год. ММК готова была продать актив за те же $2 млрд, но получала предложения по цене вдвое ниже.
Коментарі — 0