Касько рассказал, в какую законодательную ловушку попало Антикоррупционное бюро
Заместитель генерального прокурора Виталий Касько в интервью «Главкому» рассказал, что не знает, о том, по какому принципу должны передаваться дела о преступлениях топ-чиновников от Генпрокуратуры в Национальное антикоррупционное бюро.
«Никто не знает. Это законодательная ловушка. Я обнаружил эту проблему, когда готовился к лекции в Киево-Могилянской академии по теме борьбы с коррупцией. С 20 ноября 2015 года все уголовные производства, которые относятся к компетенции НАБУ, где бы они ни находились, в императивном порядке должны быть переданы детективам Национального антикоррупционного бюро. При этом не предусмотрено никакого фильтра и графика. С этого момента следователи прокуратуры не имеют права вести следственные действия в этой категории дел. Гипотетически, они могут и не передавать их, придержав у себя, но работать, то есть собирать доказательства по этим делам, не могут. И законодательство не предусматривает альтернативных путей решения. На сегодня есть два варианта поведения: либо срочно передать все дела в НАБУ, либо срочно вносить изменения в законодательство, где будет предусмотрена некая «подушка», - рассказал он.
О том, что мешает передать производства НАБУ, он сообщил, что якобы детективы НАБУ, не готовы принять такое количество дел. Но тут важна официальная позиция самого Бюро по этому поводу, считает Касько.
«Прокуроры пугают тысячами томов производств. Это – не сильный аргумент. Когда я, как следователь, переходил из районной прокуратуры в областную, мне вручили в производство многотомные уголовные дела. Поначалу я сильно удивился, как там, наверное, тяжело работают люди. А когда прочел, оказалось, что можно оставить один-два, максимум три тома, все остальное, зачастую, макулатура. Детективам не стоит бояться объема. Их просто нельзя загружать сразу всеми производствами, которые годами вели следователи прокуратуры. По моему мнению, именно руководитель САПа должен определять, что из «старого багажа» является перспективным. Но законодательного механизма нет. Это как раз то, что я собирался делать, если бы стал специализированным антикоррупционным прокурором. Это то, что нужно срочно – наделить его (главу САП – «Главком») функциями этого фильтра, чтобы не задушить детективов антикоррупционного бюро и не убить идею, чтобы новый орган не задохнулся. Если передать все и сразу – возникнет проблема. Надо срочно менять законодательство», - утверждает Касько.
Сейчас следователи прокуратуры по делам, подследственным НАБУ, не могут проводить следственных действий, уточнил он. «В ином случае, когда в будущем дела дойдут до суда, встанет вопрос о допустимости доказательств, полученных таким образом, - добавил зам генпрокурора. - До конца года остается одна пленарная неделя у Верховной Рады, если в этот срок не будут приняты изменения, проблема будет очень серьезной».
Коментарі — 0