Победа на округе обойдется кандидату в $2-4 млн

Опрошенные «Главкомом» эксперты называют различные суммы, необходимые для вложения в победу на округе – от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов.

«У кандидата есть нематериальные активы и ценности – это его административные, организационные возможности: привлечение на свою сторону власти, выстроение команды подчиненных в свою поддержку, – рассуждает политтехнолог Андрей Золотарев. – Если кандидат неизвестен, но у него в загашнике есть 2–3 миллиона, он имеет стопроцентную поддержку губернатора и ему везде дают зеленый свет, то легко можно стать депутатом, вложившись в эти деньги. Причем большая часть средств уйдет не на саму кампанию, потому что организация концертного тура по районам легко укладывается в 250–300 тысяч долларов, конечно, если команда не ворует и не занимается приписками. Зато очень дорого стал стоить админресурс – сейчас это не просто занос чемоданчика в кабинет губернатора, но и участие в различных социальных, благотворительных и прочих проектах власти. Когда от тебя просят скинуться «на круг».

По словам эксперта, один из трендов нынешнего политсезона – агитация за счет самих агитируемых. «Те же социальные инициативы Президента будут оплачены простыми украинцами, что мы видим по нынешней ситуации на таможне. По этому пути идут и регионалы калибром помельче. Например, в Днепропетровске есть такой г-н Иван Ступак (замгубернатора Днепропетровской области), который организовал службу коммунальной скорой помощи и на ее фоне активно пиарится. Но как вы догадываетесь, она существует за счет платы жильцов домов за жилищно-коммунальное обслуживание. И все больше денег из предвыборного бюджета закладывается на социальную коррупцию, то есть на подкуп избирателей – пайки, аптечки, концертные программы», - сказал Золотарев.

Он считает, что на сельских округах работать проще и дешевле, потому что люди там доведены до такого состояния, когда и малому рады: «В городе протестные настроения более осмысленны, и там на банке тушенки и килограмме гречки выехать гораздо сложнее. Пожалуй, наиболее протестная категория – жители «одноэтажной Украины», то есть райцентров, депрессивных городов. Там, возможно, регионалы будут дистанцироваться от партии власти, путем баллотирования как независимые кандидаты и мимикрируя под оппозицию».

Технологию скрытого подкупа многие кандидаты заменят прямым стимулированием – деньги в обмен на галочку. По наблюдениям главы Комитета избирателей Украины Александра Черненко, на еще докризисных выборах в Киеве цена голоса доходила до 200 гривен. При этом отнюдь не факт, что именно такая сумма была списана из бюджета кандидата. «Он может выделить и $100, но до избирателя столько просто не дойдет – разберут по дороге, – смеется Черненко. – Вот и считайте: если для победы надо 30–40 тысяч голосов, то при первоначальной ставке в $100 – это 3–4 миллиона долларов».

Глава КИУ отмечает, что кризис сделал кандидатов более прижимистыми и бережно относящимся к своим средствам.

Насколько похудеют кошельки кандидатов в депутаты, читайте в материале «Главкома» Мажоритарка в деньгах.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: