Сторонники ЮВТ успокоились?
Складывается впечатление, что с каждым новым заседанием по делу Тимошенко сторонников ЮВТ под стенами Апелляционного суда собирается все меньше и меньше. Около девяти утра – за час до начала заседания – возле ворот мокли под снегом и дождем не больше двадцати «юлиных бабушек». Представителей правоохранительных органов на улице было не больше, и, как ни странно, вели себя они чересчур спокойно. А их холщовые плащи, призванные защищать от непогоды, превращали территорию суда в безлюдную промзону.
На предыдущем заседании 16 декабря Юлия Тимошенко не смогла присутствовать по состоянию здоровья. Сегодня же все – и адвокаты, и сторонники – ожидали ее в суде. Защитник Сергей Власенко рассказал, что еще вчера она потребовала доставить ее 20 декабря в Апелляционный суд Киева: «Юлия Владимировна с целью избавиться от спекуляций относительно ее здоровья написала и передала руководству следственного изолятора требование, чтобы ее сегодня доставили в суд, несмотря на то, что она может передвигаться. Доставят ли ее – я не знаю. Вчера я встречался с ней, и она лежала в кровати, она не вставала. Может, ее просто физически не смогут доставить. Для этого ее нужно взять за руки, за ноги и нести».
Также защитник отметил, что апелляцию по делу Тимошенко могут успеть рассмотреть до Нового года: «У защиты ходатайств больше нет – для нас стало очевидным, что согласно требованиям криминально-процессуального кодекса суд их рассматривать не будет. Суд собирается максимально быстро свернуть рассмотрение апелляционной жалобы и огласить свое решение. По состоянию на вчерашний день, это решение, по моим сведениям, - оставить в силе решение Печерского суда в полном объеме. Апелляцию можно рассмотреть, как и за несколько часов, так и растянуть на несколько недель. Пока рассмотрение проходит быстро, и я думаю, что закончить могут и до конца года. Хотя такой суд может хоть сегодня дать защите полчаса, а после сказать: «Спасибо, мы пошли в совещательную комнату». И все! В этом процессе нет юриспруденции».
К воротам Апелляционного суда тем временем начали подтягиваться сторонники ЮВТ. В толпе уже мелькали флаги «Батьківщини», «Фронта змін» и Народного Руха. Люди развернули большое белое полотно с изображением сердца и надписью «Разом переможемо» и скандировали уже такие привычные лозунги: «Юле волю» и «Банду геть». Количество митингующих в непогоду выросло до пары сотен. Снова поставили машину с аппаратурой и включили жизнерадостную музыку. Но атмосфера была достаточно спокойной. Ломать забор никто не собирался.
Однако ограждение возле беркутовцев, охраняющих непосредственно вход в зал заседания, видимо, памятуя борьбу за него между бойцами и нардепами, заменили на более прочное. Прошел слух, что ЮВТ таки будет доставлена на суд.
За полчаса до заседания начали сходиться и народные избранники. Никаких стычек их желание попасть в зал на этот раз не вызвало – милиция пропускала всех. Одним из первых обособленно прошмыгнул в зал экс-голова фракции Иван Кириленко. Следом гурьбой проследовали Александр Турчинов, Андрей Кожемякин, Юрий Одарченко, Андрей Шевченко. Как оказалось позже, в зале судебного заседания фракция БЮТ собралась в полном составе, пропустив, таким образом, заседание ВР. Вице-спикер Николай Томенко в парламенте с трибуны объяснил причину: чтобы не допустить провокаций.
Заседание открыла председательствующая по делу судья Елена Ситайло. В зале присутствовали все защитники ЮВТ, кроме Николая Титаренко. Самой Юлии Владимировны тоже не было. В СМИ появились сообщения, что якобы Тимошенко уже на подъезде к СИЗО пожаловалась на сильные боли в спине и сказала, что не сможет присутствовать на судебном заседании. После этого автозак развернулся и поехал обратно в Лукъяновский изолятор.
Елена Ситайло сообщила, что среди прокуроров произошла замена: вместе с Александром Микитенко и Лилией Фроловой на заседании присутствовал Андрей Байрачный. Отвода новому участнику процесса никто не заявил, потому решено было зачитать истребованную на прошлом заседании справку о состоянии здоровья.
19 декабря для проведения осмотра Тимошенко в СИЗО прибыла комиссия в составе специалистов Министерства здравоохранения, ГПтС Украины и Киевского СИЗО. Уверенным голосом госпожа Ситайло начала зачитывать документ, составленный комиссией. Сначала около десяти минут она оглашала огромный список из фамилий врачей, которые, вообще, имели отношение к ЮВТ, начиная с 5 августа. Когда Елена Николаевна дошла до оглашения медицинского диагноза, установленного экс-премьеру еще в августе этого года, Сергей Власенко возмутился: «Что происходит? Я прошу прекратить это!». Присутствующие в зале нардепы кричали: «Ганьба!», Евгения Карр стучала кулаком по столу. Ситайло, несмотря на все протесты, не предприняла попытки остановить шум-гам, но продолжила монотонно зачитывать все болячки ЮВТ. Что она говорила из-за криков нардепов журналистам, находящимся в конференц-зале, разобрать было совершенно невозможно.
Ситайло, тем временем, зачитывала сообщение Тимошенко: «Я ногами не пойду, делайте со мной, что посчитаете нужным. Я заранее сообщила, что хочу принимать участие в заседании, но не могу передвигаться и сидеть более пятнадцати минут…». Тимошенко, по ее словам, потребовала обеспечить себе «горизонтальное положение» в суде.
По окончании ее речи Сергей Власенко сразу же заявил: «У меня заявление касательно отвода судьи Ситайло!». «Принимается. Обоснования будут?», - устало спросила она. Власенко заявил, что Елена Ситайло «в очередной раз проявила свою заангажированность тем, что зачитала медицинские диагнозы, которые являются информацией с ограниченным доступом». Все остальные защитники его поддержали. А дочь Тимошенко Евгения Карр отметила, что «все, что происходило в Печерском суде, и все, что происходит здесь, - это сфабрикованное шоу», и потребовала не только отвода судьи, а, вообще, прекращения процесса.
Суд удалился в совещательную комнату. А Власенко, тем временем рассказал, как прокуроры «спекулируют на состоянии здоровья Тимошенко, обманывая общество»: «По вине руководства следственного изолятора Тимошенко не доставлена в суд. Судья в очередной раз нарушила законодательство, а именно статью криминального кодекса, которая запрещает разглашать медицинскую информацию. Защита Тимошенко не была против оглашения резолютивной части справки, как это происходило на каждом судебном заседании. Я уверен, что судья Ситайло не хочет, чтобы справку от ее врача зачитывали по центральному телевидению». Прокомментировал он также информацию о том, что Юлия Владимировна выехала на заседание, но на полпути развернула автозак обратно: «Это ложь. Тимошенко, наоборот, второй день подряд требует, чтобы ее доставили в Апелляционный суд, несмотря на ее состояние здоровья. Она не может принимать решение, ехать ей сюда или нет, за нее это решает руководство СИЗО».
После часового «заседания» в совещательной комнате судебная коллегия, как и ожидалось, отклонила отвод председательствующей судье. Началось рассмотрение возможности продолжения судебного процесса без присутствия ЮВТ. Прокурор Александр Микитенко выступил «за». По его словам, Тимошенко трижды предоставляли возможность явиться в суд, но она ею не воспользовалась. Адвокат Юрий Сухов сообщил, что предоставленную судом справку, вообще, нельзя считать документом: комиссия от 19 числа выводов не делала, приложены выводы еще от 12 числа: «То, о чем мы говорили неделю назад». Александр Плахотнюк заметил еще одну интересную деталь: сопроводительный лист к документу был написан 19 декабря, а одно из дополнений датировано 20 декабря. Так же то, что последний из девяти листов подписан представителем СИЗО Пироговым, по его мнению, совсем не означает, что работник изолятора видел все предыдущие восемь. Власенко, в свою очередь, снова заявил, что был у Тимошенко до 18.00, и при нем никакая комиссия МОЗ к ней не приходила: «И, вообще, что это за сказки тюремщиков: «Мы не смогли ее привезти, потому что она отказалась»? Это детский лепет на лужайке!». Защита единогласно потребовала обеспечить явку ЮВТ в суд.
На улице погода испортилась еще больше, снег пошел сильнее. Он падал на статую Фемиды, которая стояла во дворе суда, тут же таял, и казалось, что богиня правосудия плачет «горькими слезами».
В толпе митингующих уже пропали флаги «Фронта змін». Одиноко в микрофон кричал бютовец Андрей Павловский: «Они поставили во главе Ситайло, которая дрожит и которой плохо. Второй – ту, у которой муж в прокуратуре. Против нее есть все компрометирующие факты. Ей плюй в глаза, а она говорит, что она судья. На объективность этого апелляционного судилища надежды мало. Надежда только на то, что украинский народ проснется. Вы знаете, какие в стране настроения? Я ездил в Донецк, видел митингующих чернобыльцев, слышал, что люди, кроме матов, этой власти больше ничего сказать не могут. И это в Донецке! Вы видите, власти даже праздник не могут организовать – установили такую елку!».
Чуть позже к нему присоединились Александр Турчинов, Иван Кириленко, Юрий Одарченко. Судя по содержаниям речей, результаты вчерашнего саммита Украина-ЕС, не прошли мимо. «Все равно Украина будет европейской державой, что бы не вытворяли те, кто случайно захватил власть. Их евроинтеграция интересует только в одном направлении: чтобы можно было открывать счета в Европе, скупать там недвижимость без помех. И они при этом требуют, чтобы украинцы экономили, не ели. У них есть золотые унитазы, они уже не знают, куда им складывать украденные у государства деньги. Посмотрите, какая погода. Вы, герои, собрались здесь, несмотря на снег, дождь, холод. Мы продолжаем борьбу», - вещал Турчинов.
К журналистам буквально залетели защитник Тимошенко Сергей Власенко и нардеп Сергей Пашинский. Адвокат прямо в коридоре зачитал открытое письмо Юлии Тимошенко. В нем ЮВТ назвала провокацией информацию, что «Батьківщина» работает на конъюнктурные интересы отдельных руководителей партии и что ее письма и сообщения прячут или игнорируют. Прокомментировала Тимошенко ситуацию с законом о выборах. По ее мнению, оптимальный вариант – это пропорциональная система с открытыми партийными списками и проходным барьером в два процента. Однако она с понимание относится к позиции партии, потому что закон был бы принят и без их голосов, а так хоть есть возможность минимизировать фальсификации на парламентских выборах 2012 года. Также она призвала лидеров оппозиционных сил идти на выбор «единым списком».
После очередного часового совещания, заседание было продолжено. В конференц-зале, где сидели журналисты, начались проблемы со звуком. Видео сначала было тихим, когда пресса стала возмущаться качеством, звук стал громче, но началось шипение. Пресс-секретарь Тимошенко Марина Сорока обратилась за помощью в устранении неполадки к судебным надзирателям – двум девушкам модельной наружности. На что получила ответ, что «звуком они не занимаются, и решать проблемы не будут, потому что следят за порядком». Если вспомнить, как на прошлых заседаниях, эти же девушки рассказывали представителям СМИ, как и где стоит сидеть, и не могли назвать имена судей, возникает вопрос, за что именно Апелляционный суд Киева платит им зарплату.
Еле-еле по шипящему звуку и более-менее нормальному видео удалось понять, что судьи решили продолжить рассмотрение жалобы экс-премьера без ее присутствия. Судья Ситайло сообщила, что «суд трижды вызывал осужденную Тимошенко. Ей предоставлялась возможность принимать участие в каждом заседании. Надлежащих документов, подтверждающих то, что она не может принимать участия в заседании суда, не предоставлено». И объявила перерыв до 14.30. Представители СМИ подали заявление о необходимости устранить технические неполадки аудио и видео трансляции в конференц-зале.
Ход судебного процесса законным посчитала прокурор Лилия Фролова. Неявку Тимошенко она охарактеризовала как «манипуляцию общественным сознанием» и напомнила журналистам о последнем видео ЮВТ в камере: «Вы помните, СМИ показывали по телевидению камеру медицинской части, где находится осужденная Тимошенко. И я обратила внимание на то, какие тапки стояли возле кровати. Там стояла обувь на вот такенной платформе! Скажите, пожалуйста, если у человека болит спина, он будет носить каблук или большую платформу? Конечно же, нет!». Додумалась до этого прокурор сама или дословно повторила мнение по поводу обуви, «гуляющее» в сети уже на протяжении нескольких дней, осталось загадкой.
Защита же негодовала от возмущения. Адвокат Тимошенко Александр Плахотнюк напомнил, что «в первых сообщениях, которые суд направлял в следственный изолятор, было обозначено, что явка Тимошенко обязательна. Сегодня что-то изменилось, заявление Тимошенко было проигнорировано судом. Это нарушение права на защиту». Полностью с этим согласился его коллега Николай Сирый: «Данное решение не отвечает требованиям конституции, закона, европейских документов, в частности, европейской конвенции. Юлия Тимошенко потребовала обеспечить свое участие в судовом процессе. Но со стороны суда, со стороны пенитенциарной системы, это право не было обеспечено. И понятно. Перевозить больного человека – это большая ответственность. Никто не захотел ее на себя брать». Защитник также сообщил, что даже при желании рассмотреть жалобу за сегодняшний день не получится: «Нарушения в суде первой инстанции было настолько много, что сегодня дело физически не может быть рассмотрено». «Если только суд апелляционной инстанции не будет допускать тех же ошибок и не проводить заседания до полуночи», - добавил адвокат Плахотнюк.
После окончания технического перерыва защита Юлии Тимошенко заявила отвод всей коллегии судей Апелляционного суда. Дежа вю. Складывалось впечатление, что где-то мы это уже слышали: так же само на заседании 13 декабря адвокаты сначала объявляли отвод судье Ситайло, а потом и всей судебной коллегии. Тогда все ходатайства были отклонены. Несмотря на заявления Александра Плахотнюка, что решение об обязательной явки экс-премьера на заседание никто не отменял и «искусственно созданы условия для того, чтобы лишить Тимошенко возможности присутствовать на заседании… При таком подходе суда есть все основания говорить о предвзятости судей», на этот раз ходатайство постигла та же участь: судьи предвзятости в своих действиях не нашли.
Защита Тимошенко обратилась с ходатайством приостановить рассмотрение апелляции на приговор по так называемому «газовому делу» на месяц - до того времени, когда состояние здоровья ЮВТ позволит ее присутствовать в зале. «Защита обращает внимание на то, что с 5 августа Тимошенко находится под арестом», - напомнил адвокат Николай Сирый.
Суд ответил отказом на просьбу Юрия Сухова, который должен принимать участие в другом процессе, на заявление защиты, что после замены прокурора в процессе суд не выполнил процессуальных требований в его отношении, а также – в отношении ожидания выздоровления Тимошенко. Апелляцию по сути начали рассматривать без ЮВТ. Возмущенные депутаты, не поднимаясь со своих мест, начали скандировать «Ганьба!».
Отклонила «тройка» судей также просьбу Александра Плахотнюка вызвать на заседание специалиста по нейрохирургии и начальника медсанчасти Лукьяновского СИЗО Виктора Пирогова, «которым подписывались все так называемые медицинские справки и акты о так называемом нежелании Тимошенко прибыть в суд». Плахотнюк еще раз уточнил, что у защиты есть сомнения в достоверности медицинских документов, переданных в суд.
Еще через несколько минут, судья Елена Ситайло развеяла упорные слухи, гулявшие в прессе, что апелляция будет рассмотрена сегодня, и объявила перерыв до 22 декабря.
Фото: byut.com.ua
Коментарі — 0