Жители Донбасса, выезжая из оккупированных городов, предпочитают маршруты, не предложенные командованием АТО
В СНБО все «громче» призывают мирных жителей Донецка, Луганска и других городов, которые продолжают находиться под контролем боевиков, покидать опасную зону. Выезжать – в целях безопасности – просят через организованные гуманитарные коридоры. Вот только многие дончане-луганчане-горловчане, а также местные перевозчики отмахиваются от предлагаемых белых повязок, «зеленых» коридоров боятся как огня, а выезжать предпочитают самостоятельно и другими маршрутами – чтобы действительно сохранить себе жизнь.
Начать, пожалуй, стоит с того, что несмотря на тяжелую обстановку в контролируемых на протяжении уже нескольких месяцев Донецке, Луганске и Горловке, реальные гуманитарные коридоры появились достаточно поздно. Не дожидаясь безопасных дорог, жители Донбасса стали покидать регион самостоятельно. Чуть позже к эвакуации подключились благотворительные организации. И только 4 августа штаб Антитеррористической операции сообщил об организации гуманитарных коридоров для мирного населения.
Официально было определено три «зеленых» маршрута:
1. Из Донецка: по Ленинскому проспекту до объездной дороги, далее по трассе Донецк – Курахово через Марьинку;
2. Из Горловки: по проспекту Ленина, улицам Маршала Жукова, Витчизняна, Плеханова и далее по шоссе Горловка – Дружковка через Дзержинск;
3. Из Луганска: по улицам Советская, 16-я линия, Фрунзе, Шевченко, 7-я линия, Коминтерна и далее по шоссе Луганск – Счастье через Металлист.
Несмотря на заверения госоргана, что эта информация доводится до сведения населения, первая ложка дегтя как раз и заключается в том, что узнать, о том, откуда, куда и на чем реально выехать, можно только из Интернета. Телефоны волонтеров, занимающихся эвакуацией людей из Донецка, Горловки и Луганска, тоже встречаются лишь в соцсетях. Хочется напомнить, что во многих районах этих городов нет то света, то связи, то Интернета, то всего вместе взятого. И если о местонахождении тех же бомбоубежищ местные жители еще как-то могут узнать из редких объявлений на подъездах, то информацию о «зеленых коридорах», по крайней мере, пока так не распространяют.
Технически «воспользоваться» гуманитарным коридором можно, либо позвонив по одному из номеров горячей линии организаций, занимающихся эвакуацией. Либо самостоятельно – на личном авто или рейсовом автобусе. При покупке билета в кассе можно уточнить, идет ли транспорт через гуманитарный коридор. Ответ всегда: да. Но по факту – скорее нет, чем да. Это не обязательно безопасно.
«Зеленые коридоры», которые по идее должны были бы уберечь мирных жителей от обстрелов во время выезда из города, являются такими лишь в теории.
Попытка местных властей организовать гуманитарный коридор в Луганске еще в конце июля провалилась. В ЛНР не поддержали. Дорога, которая была определена для выезда местных жителей, стала, по сути, главной целью для «Градов». Не помог даже контроль со стороны ОБСЕ. Сейчас вывоз людей из города все-таки осуществляется. За 12 дней город покинуло больше пяти тысяч людей. Выработан даже формат, при котором люди могут въехать назад и забрать оттуда своих родных (о том, как именно это сделать консультируют в пункте населения в городе Сватово, двигаться советуют полевыми дорогами). Но угроза не исчезла – обстрел города не прекращается ни на час. Это признает и и.о. губернатора Луганской области Ирина Вергина.
В Донецке ситуация не лучше. Один из местных водителей, уже успевший опробовать гуманитарный коридор до Курахово, зарекается хоть еще раз проехаться по тому же маршруту. Несмотря на то, что в теории огонь на расстоянии 200 метров влево и вправо от указанных в маршруте городов прекращается ежедневно с 10:00 до 14:00, собеседнику «Главкома» не повезло, и под Марьинкой он попал под обстрел.
«Чуть не посидел, - говорит водитель. – Свернуть же некуда». Сегодня он, как и многие, ездит через Еленовку. Так длиннее, но безопаснее. «Там Нацгвардия стоит, редко стреляют», - соглашаются перевозчики, но в целях безопасности перед выездом созваниваются друг с другом, чтобы узнать, где обстановка поспокойнее.
Опознавательным знаком для мирных жителей, покидающих опасную зону по «зеленому» коридору, считается белое полотнище для групп людей и широкая белая повязка на рукаве у каждого гражданина. Дончанка, попытавшаяся покинуть город по этому пути, но вынужденная отложить попытку на потом также из-за обстрела, рассказывает, что белая повязка в зоне АТО равносильна оранжевым жилеткам, в которых щеголяли политики и журналисты на Майдане. Несмотря на то, что гуманитарный коридор предоставляется жителям городов согласно нормам Международного гуманитарного права, и каждый их нарушитель считается военным преступником и преследуется по международным законам, ДНРовцам на блокпостах, мягко говоря, все равно, что на тебе надето.
«Не знаю, можно ли озвученные «зеленые» коридоры считать безопасными, - отмечает в комментарии «Главкому» руководитель направления эвакуации Гуманитарного штаба при Фонде Рината Ахметова Дарья Касьянова. – Люди сами боятся по ним ездить, потому что, хоть и объявляли их уже не один раз, огонь там никто при этом не прекращает. Мы не пользуемся «зелеными» коридорами. Только читаем о них. И людей вывозим по направлениям, которые каждый день отдельно согласовываем с перевозчиками и СБУ».
«Действительно, идут обстрелы со стороны террористов по колоннам переселенцев – случаев хватает, - соглашается с проблемами безопасности организованных АТО «зеленых» коридоров советник министра внутренних дел по вопросам временного перемещения населения Донбасса из зоны конфликта Зорян Шкиряк. – В результате таких обстрелов в Луганской области и наш человек погиб. Были и другие случаи гибели». В МВД уверяют, что по факту гуманитарный коридор открыт за каждым блокпостом украинских вооруженных сил. Но не спорят, что покинуть территорию, подконтрольную ДНР или ЛНР, людям нелегко, а подчас и невозможно. Безопасность мирным жителям, решившим покинуть свои города, со стороны боевиков гарантировать не могут, несмотря на договоренности и белые повязки. По словам Зоряна Шкиряка, террористы нередко обстреливают двигающиеся в сторону буферной зоны колонны с переселенцами и не на контролируемой ими территории – в целях «переложить потом ответственность» на украинские структуры.
Однако обстрелы – это еще не единственная проблема, в которую могут «вляпаться» мирные жители при попытке покинуть оккупированные города.
Например, какое-то время назад выезд из Донецка по «зеленому коридору», по словам дончан, был прегражден противотанковыми ежами. «Когда покупала билет в кассе, мне сказали, что автобус едет через «зеленый коридор», - рассказывает беженка из Донецка. – На выезде из города на хуторе Широкий стоит блокпост ДНР, поворот на «зеленый» коридор как раз за ним. Когда я ехала, этот поворот был перекрыт противотанковыми ежами. Водитель автобуса не мог на него повернуть – там свободного расстояния примерно один метр. То есть автобус в эту «дырку» точно не проедет. Дальше надо было либо топать ножками, либо добираться как-то по полям. Но где гарантии, что на полях нет мин?».
Нередко ДНРовцы, несмотря на договоренности, заворачивают автобусы и машины назад. Их задача, как утверждают в МВД, заключается в том, чтобы удерживать в городах определенное количество людей – с целью избежать штурма со стороны украинской армии.
Также террористы ЛНР запретили выезжать из Луганской области мужчинам от 16 до 60 лет. «Запрет» на выезд мужчинам до сорока пока не гласно, но зачастую действует и у боевиков ДНР. Именно по этой причине автобусы Гуманитарного штаба их «на вывоз» не берут. По словам, Дарьи Касьяновой, мужчин все равно высаживают на блокпостах и заставляют копать траншеи.
Неоднократно появлялась информация о том, что террористы на блокпостах требуют деньги за разрешение покинуть зону вооруженного конфликта. У беженцев порой забирают все имеющиеся с собой ценности и деньги, и только потом пропускают дальше. Реальность таких случаев, по крайней мере, в Горловке и Луганске «Главкому» подтвердили и в МВД.
По словам уполномоченного президента Украины по мирному урегулированию конфликта на Донбассе Ирины Геращенко, Петр Порошенко продолжает вести переговоры о создании гуманитарных «коридоров» для безопасного вывоза людей из зоны АТО. «Это является предметом международных переговоров президента Украины, где он обращается к своим коллегам способствовать давлению на Россию, которая, очевидно, имеет контроль над террористами, чтобы мирные граждане могли выезжать из этой зоны», - рассказывает она.
Однако пока и местные жители, и те, кто занимается эвакуацией на волонтерских началах в оккупированных городах, стараются выбирать другие маршруты, не предложенные командованием антитеррористической операции. Ежедневно только из Донецка выезжает большое количество автобусов и машин – иногда даже образовывается небольшая пробка. Но, по словам очевидцев, на гуманитарный коридор почти никто не поворачивает. Предложенной командованием АТО Запорожской трассе предпочитают Мариупольскую. Ее считают более спокойной и безопасной. И «зеленый» маршрут пустует.
Коментарі — 0