Вторжение в Украину не принесло нужного результата Кремлю. На этот случай у агрессора есть «План Б»
В Интернете не так давно появились сведения о том, что Россия намеревается расшатать Украину изнутри, потому что для полномасштабного вторжения, как ни пытайся, а явного повода придумать не получается. Да и «кумулятивный» эффект от санкций уже начал сказываться на экономике России. А Украина, для желаемого расчленения которой понадобилось организовать внешнее вторжение под маркой «ополчения», до сих пор живет и худо-бедно, но пытается сопротивляться. В общем, с точки зрения российского руководства, непорядок.
Главным идеологом такого «Плана Б», судя по всему, выступает один из наиболее приближенных к Владимиру Путину политических деятелей России Владислав Сурков. Его считают и главным лоббистом проекта «Новороссия» как формально независимого от России квазигосударства, реализация которого позволила бы скрыть роль РФ в конфликте на Донбассе. Такая тактика непрямых действий всегда была характерной для Суркова – это проявилось и в системном разрушении российской оппозиции, и во многих других событиях российской политики. Итак, в чем суть этого «плана Б» для Путина?
По идее, после закрытия ряда проектов на Западе у России еще остается немного свободных денег, которым нужно найти применение. Частных или государственных – не важно, потому что многие фирмы, по сути, были только прикрытием для госструктур. Этих денег немного для масштабов России, но для масштабов Украины достаточно. И вот все эти средства пойдут не на нужды населения в самой России, а на агентурную и медийную работу в Украине. Часть из них используется для подкупа украинских чиновников и на лоббирование необходимых для России решений. Также на эти деньги, по утверждению источников, планируется скупка народных депутатов для формирования пророссийского лобби в парламенте (в идеальном варианте – новое большинство, но оно не реалистично, поэтому могут действовать в новой ВР обходными путями). Причем не обязательно, чтоб лоббируемые решения были пророссийскими – важно, чтоб они были, как минимум, ошибочными и вредными для Украины.
Здесь важны два аспекта таких действий. Первый из них - это прямой и непрямой ущерб для Украины. Это напоминает тактику «тысячи порезов». Например, можно сорвать поставки вооружений для армии, взяв взятку. А можно сделать то же самое, но формально делая свою работу в рамках закона – например, опираясь на заведомо ложные данные, специально вбрасываемые через российскую агентуру в правоохранительных органах. Или люстрируя не тех, кто организовывает коррупционные схемы в министерствах, а тех, кто с этим пытается бороться. Или просто ключевых специалистов - достаточно убрать даже 5-6 человек, возглавлявших отделы, чтобы работа министерства или госкомитета застопорилась на время, а новых по каким-то причинам не назначать. То есть пустить «люстраторов» по ложному следу, заставить чиновников ошибаться, если прямо подкупить не получится. И все это подробно освещать в медиа с теми акцентами, что во власти ничего не поменялось, что пришли одни воры и предатели, «нас сливают» и т. д.
Это и есть второй аспект – резонанс в СМИ. Все-таки, учитывая ожидания людей после смены власти, любой крупный коррупционный скандал может вызвать серьезные потрясения. Тем более, что новая власть так и не научилась оперативно на них реагировать, не доводя ситуацию до горящих покрышек под Генпрокуратурой, например. Определенная часть денег может пойти и на имитацию такого народного недовольства в виде проплаченных митингов и провокаций вроде «бунта Нацгвардии» двухмесячной давности. При этом проблемные точки таки остаются реальными – потому что люстрация стала пробуксовывать (восстановления через суд некоторых одиозных прокуроров времен Януковича – тому пример), многие округа на выборах, по сути, были сданы бывшим «регионалам» (например, Кивалову в Одессе или Звягильскому в Донецкой области) и до сих пор продолжаются попытки «договорняка» между бывшей и нынешней властями (например, такие попытки были зафиксированы при распределении комитетов ВР). Все это будет преувеличиваться до поистине нереальных масштабов, в том числе и в зарубежных СМИ.
Еще в этот план могут входить такие вещи, как искусственный всплеск этнического национализма на Западной Украине с плавным переходом в «галицкий сепаратизм». Тем более, «разжигать» там есть кому. Да и в логике всеобщего «нас сливают», «они все там одинаковые», «нам не нужен русскоязычный Донбасс» легко дойти до идеи того, что лучше отделиться от остальной Украины по «линии Керзона», а остальные пусть дальше воюют на Донбассе. Еще остаются в качестве точек опоры для российского влияния венгерские, молдавские, румынские и т.д. анклавы – их тоже попытаются раскачать, используя риторику о том, что Украина нам не дала ничего хорошего и вообще скоро закончит свое существование.
В конце концов, согласно этому «Плану Суркова», Украина должна предстать перед ЕС и США как failed state – государство, где ничего не получится нормально сделать из-за зашкаливающей коррупции и неадекватного поведения политической элиты. Поэтому легче будет отдать эту территорию под российскую ответственность и договориться о снятии с России санкций, чем поддерживать эту «неисправимую коррупционную хунту», которая оказалась не лучше режима Януковича. В общем, для России – задача теоретически посильная, учитывая численность агентуры и просто падких на деньги людей в Украине, особенно в период таких проблем с экономикой, как сейчас.
Кстати, об агентуре… Россия на этот раз будет действовать не через своих политических эмиссаров типа «Оппозиционного блока» или «Украинского выбора» (хотя призывы к остановке АТО и федерализации Украины будут тоже транслироваться через них). А в основном - через суды и прокуратуру, а также милицию (как на местах, так и в центральном аппарате МВД). Еще ими могут быть налоговики, таможенники и т.д. . Ну, и конечно же, местные власти на Донбассе, контролируемом Украиной, а также в Харьковской, Запорожской, Одесской и других областях, где рейтинг бывших «регионалов» остается высоким, а центральная власть не слишком успешно борется с коррупцией. То есть все, кто рискует вылететь с постов в результате нормально проводимой люстрации или пострадать от разрушения коррупционных схем – могут считаться потенциальными агентами российского влияния. Но такое будет не всегда и не везде – не стоит путать «родную» коррупцию со стимулированной извне. Как различить? Например, посмотреть на должности потенциальных фигурантов и на то, чем они занимаются. Если должность выше прокурора города или человек, например, занимается вопросами ТЭК – это явный намек на то, что там «родная» коррупция может быть только прикрытием для коррупции внешней – особенно если это не просто рейдерство или непрозрачные тендеры, а рейдерство на стратегических предприятиях или тендеры с участниками, которые могут заниматься еще и помощью сепаратистам. Или если недавно назначенный начальник какого-то департамента в министерстве возвращает на работу уже люстрированных лиц, к которым были реальные претензии по качеству их работы.
В общем, казалось бы, план вполне хорош и реализуем для России. Но есть одно «но». Владислава Суркова два раза уже отстраняли от курирования «украинского вопроса». Первый раз это случилось за 2 месяца до второго Майдана, но со временем ему снова поручили заниматься этой темой - уже на посту первого помощника президента РФ. И, судя по инсайдерской информации, то же самое произошло после подписания «Минских соглашений» - ведь от первоначальной идеи «Новороссии» (которая должна была простираться от Приднестровья до Луганщины) под контролем России остались только треть Донецкой и Луганской областей (не считая Крыма). Мало того, из АП России ушли несколько чиновников, напрямую связанные с Сурковым – в частности, это замначальника управления по социально-экономическому сотрудничеству со странами СНГ, Абхазией и Южной Осетией Борис Рапопорт и т.д. Однако сам Сурков увольняться, похоже, не собирается.
Из этого можно сделать вывод - планы действий авторства Суркова не рассчитаны на то, что им будут активно сопротивляться. Например, при Януковиче людям Путина при полной поддержке «семьи» удалось практически полностью подчинить украинские силовые ведомства России - министр обороны Лебедев и глава СБУ Якименко были прямыми креатурами Кремля, есть также подозрения на то, что такой же российской креатурой был кто-то из заместителей министра внутренних дел Захарченко. Судя по всему, старт аннексии половины всей Украины, а не только Крыма, планировался на 2015 год - как раз после президентских выборов (или же после соответствующей конституционной реформы), результаты которых вызвали бы народные протесты и разожгли бы очаги сепаратизма уже в Западной и Центральной Украине. Но случился Майдан, который заставил Путина действовать экспромтом и поломал планы «тихого отжима» территорий с помощью лояльной к России местной власти (предполагались «свои» губернаторы, прокуроры, начальники милиции, СБУ и т.д., расставленные там за 1-2 года). Первоначальный же проект «Новороссии» тоже терпит поражение из-за того, что Украина, хоть и с большими трудностями, но все же начала сопротивляться, локализовав угрозу только в двух областях. Значит, и этот «коррупционно-саботажный» план Суркова тоже может не сработать. Если Украина будет ему сопротивляться – например, перезапустит процесс люстрации в судах и правоохранительных органах, СБУ будет вести нормальную контрразведывательную работу, будут введены хотя бы точечные внутренние санкции против российского бизнеса (в некоторых случаях, как с рядом облэнерго, принадлежащих Александру Бабакову из бывшей «лужниковской» ОПГ, стоит задуматься даже о реприватизации) и т.д. Но пока что меры, предпринимаемые Украиной, явно половинчатые и их не хватает для предотвращения дестабилизации ситуации в Украине изнутри.
На то, что россияне могут сработать «как попало», а половина денег будет разворована посредниками, особо надеяться не стоит. В нынешней ситуации даже 1 миллиарда долларов «инвестиций» хватит для того, чтоб подтолкнуть Украину к катастрофе. Тем более, что объектов для таких вливаний – масса.
Автор - Максим Побокин, политтехнолог
Коментарі — 0