«Это ответственность правительства. Валите все на премьер-министра», - пытался убедить депутатов Яценюк
Все выходные премьер Яценюк и его команда камикадзе потратили на важное дело. Арсений Петрович с коллегами по Кабмину убеждали представителей парламентской коалиции в безальтернативности принятия законопроектов, необходимых для получения кредита МВФ. Однако убедить сразу и всех не удалось. Поэтому процесс голосования, назначенный на 2 марта, проходил со скрипом.
В конце прошлой недели предполагалось, что заседание, на котором депутаты рассмотрят правительственные инициативы, состоится в воскресенье. Однако позже его перенесли на 16:00 на понедельник. Двумя часами ранее в ВР началось заседание Совета парламентской коалиции под председательством спикера Гройсмана и при участии премьер-министра. Задачей совета было оперативно рассмотреть уже якобы согласованный накануне законопроект о бюджетных правках и сопутствующие законопроекты - чтобы вечером голосовать все без заминок...
Наиболее важные законопроекты, вынесенные на повестку дня Верховной Рады 2 марта:
- Проект №2147 - изменения в госбюджет на 2015 год.
- Проект №2212 - «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения».
- Проект №2211 и проект №2210 - предусматривает, что должностным лицам, соответственно, органов доходов и сборов и работникам контролирующих органов в период работы в таких органах пенсии не выплачиваются.
- Проект №2213 - повышает ставку рентной платы за добычу природного газа с глубин 5 километров с 20% до 70% стоимости добытого сырья.
- Проект №2209 - предполагает изменения в Бюджетный кодекс, которые определяют порядок проведения субвенций в сфере образования.
- Проект №2214 - о стабилизации финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины».
- Проект №2264 - предполагает отмену моратория на принудительную реализацию имущества госпредприятий и компаний с долей государства более 25% для погашения существующей задолженности перед «Нафтогазом Украины» или его «дочками» за поставленный природный газ. Предлагается сохранить мораторий для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, а также объектов жилищного фонда, образования, здравоохранения, социально-культурного назначения даже в случае их задолженности за газ перед «Нафтогазом».
- Проект №2265 - «О внесении изменений в Закон Украины «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». Предлагает сократить предельный срок зачисления экспортной выручки за поставленный товар со 180 до 90 календарных дней и передать функцию разрешительного органа по продлению этих сроков от Министерства экономразвития и торговли Национальному банку Украины.
А также - ряд других законопроектов.
Однако процесс пошел не так, как хотелось бы правительству.
-- Пауза для Гонтаревой
За полчаса до анонсированного начала заседания Рады в кулуарах разглагольствовал лишь лидер Радикальной партии Олег Ляшко. Он обещал голосовать за правительственные инициативы, но с поправками и при одном условии. «Пока не будет решен вопрос по Гонтаревой, моя фракция ни за один из проектов голосовать не будет. Отставка Гонтаревой должна стоять первым вопросом», - вещал главный радикал, убеждая, что уже ведет переговоры с президентом по этому вопросу. «Гонтареву нужно привлечь к уголовной ответственности за махинации в НБУ, спровоцировавшие обвал гривни», - объяснял важность своих условий Ляшко и обещал, что его фракция - как только начнется заседание - заблокирует трибуну «пока не будет рассмотрен вопрос с главой Нацбанка».
Как выяснил «Главком», вопрос отставки Гонтаревой действительно поднимался с самого утра. Согласно закону, решить вопрос ее увольнения Рада не может. Только президент - и то, в случае собственноручно написанного ею заявления об отставке по собственному желанию. В СМИ даже «сливалась» информация о том, что она его якобы уже и написала. Однако позже в Нацбанке это опровергли.
Тем не менее, эта тема продолжала будоражить умы некоторых депутатов.
«Главный вопрос в отставке Гонтаревой: приведет ли это нас к курсу 15? - размышлял нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко. - Все сложнее, чем одна персоналия». Однако тут же соратник премьера вспомнил, что и сам подал запрос с просьбой предоставить информацию относительно того, как банки распоряжались рефинансированием: «То ли они отправляли их на выплаты клиентам. То ли они шли на валютный рынок. Когда я получу информацию, смогу сказать, была ли Гонтарева на своем месте или она со своей командой занималась вбросами валютных спекуляций».
За отставку Гонтаревой высказывались и представители «Батькивщины». Однако ссылались на просьбу президента «проголосовать сегодня документы по МВФ» и его обещание вернуться к вопросу отставки главы НБУ после первого транша. В самом Блоке Порошенко говорили фактически то же самое, но с важным уточнением: отвечать придется не только Гонтаревой, но и Яценюку. «В законе четко прописаны причины отставки: либо смерть, либо заявление по собственному. Заявления нет, - объяснял «серый кардинал» президентской фракции Игорь Кононенко. - Но есть позиция БПП, и она полностью совпадает с позицией президента: после принятия решения о выдаче кредита МВФ, после первого транша нами будет иницировано рассмотрение в парламенте вопросов вины должностных лиц в экономическом кризисе и скачке на валютном рынке. За этим последуют кадровые решения. И не только в НБУ, но и в экономическом блоке правительства».
«В пятницу, у нас на фракции Яценюк (а Арсений Петрович очень интересный персонаж, он уже год как премьер, но у нас все плохо, только не благодаря ему) признал, что ответственность за ситуацию с курсом не может нести только Нацбанк, - добавил еще один член фракции БПП Павел Ризаненко. - Это его осенило, что вот монетизация дефицита госбюджета тоже влияет сильно на курс. Но после он вышел к прессе и заявил, что за это отвечает не только НБУ, но и парламент, а про себя как-то забыл». Также Яценюк на фракции БПП заявил, что вопрос отставки Гонтаревой стал политическим. «С этим трудно не согласиться, - отметил Ризаненко. - Все ответственны за ситуацию - и правительство, и Нацбанк, и парламент. Но ищут козла отпущения». Однако Гонтарева, подпись которой стоит под меморандумом МВФ, по его мнению, сама себя до получения транша не уволит.
По мнению внефракционного Борислава Березы, главе НБУ стоило покинуть пост раньше, а сейчас уже не время. «Гонтарева находится не на своем месте. Но есть вероятность того, что, если она уйдет, будут сорваны переговоры с МВФ», - считает он.
С таким мнением не соглашался представитель «Народного фронта» Леонид Емец. Он сообщил, что вопрос отставки Гонтаревой поднимался у них на фракции. «Я за отставку. Я не единожды говорил, что именно НБУ, согласно Конституции и закону о Нацбанке, ответственен за курс. Если курс перерос уже все гарантированные руководителем месяц тому графики, значит, руководитель не справляется с задачами», - сказал депутат. И также добавил, что впервые слышит, что из-за отставки Гонтаревой могут быть сорваны переговоры с МВФ: «Их должны интересовать системные вещи - изменения в бюджет, изменения, которые позволят удержать курс и обеспечить прогнозируемость валюты и будущего экономического развития страны».
- Думаю, я сейчас пойду и присоединюсь к тем, кто блокирует трибуну с требованием отставки Гонтаревой, - пошутил он в разговоре с «Главкомом».
- Тоже решили заблокировать голосование за правительственные закопроекты?
- Мы сейчас с Ляшко договоримся, как нам тактично решить этот вопрос. А то, правда, если блокировать, то ничего и не примем. Во всяком случае, у нас на фракции никого в поддержку Гонтаревой я не услышал.
-- Сложные переговоры
Однако с блокированием трибуны всем желающим пришлось повременить. Коалиционный совет плавно перетекал в заседание фракций и согласительный совет.
Непосредственно заседание откладывалось - предположительно на час...
В кулуарах в это время разгорались нешуточные споры по поводу правительственных инициатив даже среди самих членов ккоалиции.
Делился своими замечаниями по бюджету член Блока Порошенко Виктор Пинзеник. «Что такое бюджет? Это документ, подобный тому, который есть у каждой семьи. На листочке расписывают, сколько расходов на каждое направление нужно осуществить и когда, - философствовал он. - В чем беда государственного бюджета Украины? Там расписано то, чего нет». «Доходы более реальны, потому что инфляцию учли более реальную. Инфляция ж явно не 11%, - пошел по пунктам экс-министр финансов. - Но правительство не делает ничего для решения фундаментальной проблемы - бюджетного дефицита. Потому что он не 76 миллиардов, а 200 миллиардов гривен. 76 - это разница между расходами и доходами. Но в этой цифре нет 86 миллиардов на банки, «Нафтогаз» и так далее, 22 миллиарда дается на создание резервного фонда топливно-энергетических ресурсов, 7,5 миллиардов - это выплата векселями и завышенные доходы 10 миллиардов. Сложите все вместе и получится 200 миллиардов. Это схема, когда расходы идут за кассой». Забегая наперед, отметим, уже во время голосования нардеп, в отличие от своих коллег по фракции, преимущественно поддержавших правки, «воздержался».
Далеко не все, что было в этот день предложено Кабмином, готовы были поддержать и в самом премьерском «Народном фронте». «Я не думаю, что буду поддерживать проект по пенсионному возрасту, - делился планами Антон Геращенко (которые, правда, так и не реализовались). - Нужно взвесить все за и против. Может, нужно решать проблему иначе. Например, платить зарплату не в конвертах».
«Законопроект по пенсионному возрасту и пенсиям - это геноцид, - была более радикальной в своих суждениях депутат от «Батькивщины» Александра Кужель. - Нас не слышат, когда мы говорим об увеличении налога на дивиденды с 5%, который платят только богатые, до 10-15%. Говорят: нет, нельзя. А с пенсионеров мы и так забираем больше 15% - если пенсия, например, 3600 гривен. Так теперь еще и с работающих пенсионеров будут забирать 15% пенсии, даже если они будут работать всего на полставки». «У «Батькивщины» 16 голосов, но ни одного мы против людей не дадим», - обещала она.
Не обошлась без махрового популизма и Анна Гопко, 1-й номер «Самопомочи», которая шла на выборы под прогрессивными лозунгами. «Я была на Западной Украине. И мне там люди задавали вопросы: Майдан стоял за то, чтобы одна банда сменила у власти другую? Это за это погибло столько людей?», - вопрошала в разговоре с «Главкомом» парламентарий.
«Свободовец» Андрей Ильенко тем временем критиковал отношения страны с Международным валютным фондом: «Политика отношений с МВФ ошибочна. Вместо того, чтобы снова занимать, мы могли бы требовать от МВФ и других институций, чтобы нам хотя бы на какое-то время заморозили существующий долг и дали возможность поставить экономику на ноги. Это была бы реальная помощь». А «очередная инъекция», по мнению нардепа, только увеличит наши долги.
Павел Ризаненко прогнозировал, что за большинство проектов - «в том или ином виде, с поправками» - коалиция все же проголосует. Пока, по его словам, шла работа над тем, чтобы попробовать смягчить требования МВФ.
«В данный момент еще вносятся последние правки, - приоткрывал завесу на переговоры нардеп от «Народного фронта» Остап Семерак. - Очевидно, что на заседание выйдем с согласованным текстом. И, кажется, пока есть политическая воля и осознание ответственности фракций коалиции рассмотреть и принять законы, какими бы тяжелыми они не были. Потому что непринятие этих законов ведет к еще более тяжелым последствиям». Однако, признавал депутат, работа в зале всех ждет еще большая. И был прав...
-- Как убеждал Яценюк...
Как и обещал Ляшко, представители Радикальной партии заблокировали трибуну (Емца из «Народного Фронта», к слову сказать, там, конечно, не оказалось). На ней уже висели два плаката: «Надія Савченко голодує вже 80-й день» и «Мародера Гонтареву у відставку». Гройсман появился на трибуне около половины шестого вечера и тут же попытался «рассадить» депутатов по своим местам (всего их собралось 329). Справившись фактически со всеми, кроме прилипших к трибуне ляшковцев, спикер объявил минуту молчания по «цинично убитому в Москве другу Украины» Борису Немцову. И только после этого передал слово Ляшко.
Тот, по сути, говорил все то же: про отставку Гонтаревой, которая занимается «мародерством во время войны». «Мы не разблокируем эту трибуну, пока парламент не примет необходимое решение», - заявил Ляшко, коллеги которого возле трибуны явно... скучали.
Гройсман заверил, что это обращение зафиксировано, и пообещал его подписать и отправить президенту Украины. Но лидер Радикальной партии не удовлетворился, пока за этот вопрос не проголосовали депутаты: только когда 292 голоса высказались за то, чтобы 6 марта заслушать отчет главы НБУ (за отставку которой в Раде, к слову уже начали собирать подписи), Ляшко вместе с командой отступил от трибуны.
Все пути для дальнейшей работы были разблокированы. Гройсман пригласил представителя президента в ВР Степана Кубива зачитать указ гаранта, которым летчице Надежде Савченко присваивался статус «Героя Украины». А лидер БПП Юрий Луценко предложил хотя бы устно обратиться к Надежде с общим ходатайством о прекращении голодовки, «потому что такие герои нам нужны живыми». Стоит отдать должное, в этом голосовании не затерялся ни один голос присутствующих депутатов - 329 «за».
В зале также присутствовали члены Кабмина, и Гройсман перед голосованием предоставил слово Арсению Яценюку. Премьер еще раз воспользовался возможностью повлиять на депутатские умы.
«Когда кто-то говорит, что это пакет, который нужен для МВФ, это не так, - начал он. - Для МВФ никакие пакеты не нужны. Это стране нужны реформы, стране нужны изменения». Премьер отметил, что Кабмин в целом наработал 17 законопроектов, и выразил надежду, что все они будут приняты. «Во время работы с фракциями коалиции ряд вопросов был снят, - напомнил премьер. - И очень много предложений от депутатов были приняты правительством».
Яценюк также уточнил, что новый пакет экономической помощи предусматривает финансовую поддержку в течение четырех лет. «В пакете несколько траншей - общий объем 25 миллиардов долларов США», - отметил он и добавил, что кредиты, которые получит Украина, не идут на потребление, а на погашение внешней задолженности и пополнение золотовалютных резервов.
«Могу вам откровенно сказать: наши враги, в том числе, и в международных финансовых институциях, делают все, чтобы сорвать программу между Украиной и МВФ. Не напрямую, а через посредников. Подаются сигналы, что Украина не готова к такой программе. Но все украинские западные партнеры едины и ждут от Украины проведения реформ», - вдохновлял премьер депутатов. Однако те, как и в кулуарах, так и в сессионном зале продолжали спорить о целесообразности принятий той или иной правительственной инициативы.
Советы, как пополнить бюджет Кабмину кинулись давать даже представители «Оппозиционного блока». «Правительство перепутало приоритет, - начал вещать с трибуны Юрий Бойко. - Вместо стабилизации экономики, оно кинуло все силы на получение кредита. Это ничего не стабилизирует». За что фактически сразу же получил «оплеуху» от Татьяны Черновол из «Народного фронта». «Я вам сейчас расскажу, как вы можете помочь правительству наполнить бюджет, - накинулась она на одиозного экс-регионала. - Известно, что во времена президента Януковича и правительства Азарова господин Бойко руководил «Нафтогазом Украины». И «Нафтогаз» отпустил на несколько миллиардов гривен газ предприятиям Курченко. Предприятия Курченко за этот газ не рассчитались. Далее тот же «Нафтогаз» отпустил газ предприятиям Фирташа, а именно «Стиролу», на несколько миллиардов гривен. Они тоже не рассчитались с «Нафтогазом». И я рекомендую Бойко и его коллеге Бакулину написать явку с повинной, сесть за решетку, чтобы суд конфисковал имущество, и таким образом, хоть как-то будет пополнен государственный бюджет Украины».
Больше всего споров ожидаемо завязалось вокруг проекта №2212 - о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении пенсионного обеспечения. Его содержание: поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию, а также поэтапное повышение на 5 лет страхового стажа, необходимого для назначении пенсии за выслугу лет. Проектом также предлагалось лицам в период работы на должностях, дающих право на назначение спецпенсий (народные депутаты, госслужащие, судьи, прокуроры и т.д.) пенсии, назначенные в соответствии с действующим законодательством, не выплачивать. А остальным работающим пенсионерам - выплачивать лишь 85% от причитающихся им сумм.
Министр социальной политик Павел Розенко признал, что проект непростой, и выступил с определенного рода его «смягченным» вариантом: ограничение пенсий работающим пенсионерам будет носить временный характер и действовать только до 1 января 2016 года. «Сокращаться пенсия не будет для лиц, у кого она составляет менее 1423 гривен», - заверил он. Также в правительстве приняли решение не ограничивать пенсии военным, инвалидам 1-3 групп, участникам АТО, семьям погибших участников боевых действий. Было принято решение ограничить пенсии и работающим судьям.
Депутаты в ответ много говорили о том, что «люди достойны уважения», требовали убрать норму о повышении пенсионного возраста «для тех, кто работает на вредных предприятиях» и т.п.
«Мы против подхода, когда за счет уменьшения пенсий, пытаются стабилизровать баланс бюджета», - высказывала точку зрения своей политсилы Юлия Тимошенко. «Вы когда-то, Арсений Петрович, кричали на вот этих («Оппозиционный Блок», - «Главком»), что нельзя повышать пенсионный возраст, - в своей традиционной манере возмущался «сотник» Владимир Парасюк. - А теперь сами предлагаете его повысить!».
В общем, первая попытка принять пенсионные правки оказалась провальной.
Вторая, третья, четвертая - тоже. Не помогали ни долгие убеждения Яценюка, ни его угрозы: «Если сможете привезти 25 миллиардов долларов без этих законов, я вас поддержку. Не хотите голосовать - пожалуйста, не голосуйте». «Это все ответственность правительства. Валите все на премьер-министра», - хоть как-то пытался разрядить обстановку премьер.
Споры продолжались как у микрофона, так и лично - между депутатами и членами Кабмина.
В конце концов, осознав, что дела не будет, Гройсман объявил 15-минутный перерыв (затянувшийся на полчаса) и пригласил всех руководителей фракций к себе.
Только после этого «вливания» решение удалось принять 238 голосами «за».
-- В пенсионное законодательство таки были внесены изменения:
- поэтапное повышение на 5 лет льготного пенсионного возраста для женщин и увеличение страхового стажа для лиц, имеющих право на льготную пенсию;
- поэтапное повышение на 5 лет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет;
- для начисления пенсии использовать среднюю заработную плату, из которой уплачены страховые взносы, за 2012, 2013 и 2014 годы;
- пенсии работающим пенсионерам будут выплачивать в размере 85%, но не менее 1423 гривен (до 1 января 2016 года).
Лицам в период работы на постах, которые дают право на назначение специальных пенсий, они выплачиваться не будут.
Также в ходе обсуждения в Раде правительство взяло на себя обязательство до 1 мая подать в Раду законопроект, который отменит все специальные пенсии и введет единое правило начисления пенсионных выплат. Если его не будет, или если ВР не примет его до 1 июля - все спецпенсии будут отменены автоматически.
-- Что еще приняла Рада?
- Законы о внесении изменений в Таможенный (№2211) и Налоговый (№2210) кодексы и, тем самым, лишила пенсий должностных лиц, работающих в этих органах.
- Поддержала изменения в Бюджетный кодекс (№2209). Они определяют порядок проведения субвенций в сфере образования. Для организации помощи переселенцам Кабмин сможет перераспределить субвенции в сфере образования и медицины.
- Увеличила ставку рентной платы ренту на добычу природного газа с 50 до 70% (№2213). По словам министра финансов Натальи Яресько, такое увеличение позволит дополнительно привлечь в бюджет 9 миллиардов гривен, которые будут направлены на поддержку домохозяйств с низким уровнем доходов. Также возобновляется понижающий коэффициент 0,55 к ставкам рентной платы за добычу природного газа, который реализуется для промышленности для скважин, внесенных в госреестр после 1 августа 2013 года. И освобождаются от уплаты налога на доходы физлиц благотворительные организации, оказывающие помощь переселенцам из восточных областей Украины и Крыма.
- Дала больше возможностей «Нафтогазу» для влияния на должников и взыскание задолженности за природный газ с потребителей (№2214). НАК может ограничивать газопоставку предприятиям-теплокомунэнерго до уровня технологической безопасности - при нарушении условий оплаты или при превышении выделенных лимитов.
- Усилила ответственность собственников банков (№2085). Законом усилена административная ответственность руководителей банков, конечных бенефициарных владельцев банков или других лиц, которые в соответствии с законом могут быть объектом проверки Нацбанка, за нарушение нормативно-правовых актов НБУ, в том числе предоставление недостоверной отчетности, в том числе относительно качества активов, проведение операций со связанными с банком лицами, сути операций, или осуществления рисковых операций, угрожающих интересам вкладчиков или других кредиторов банка.
- Внесла изменения в госбюджет на 2015 год. Прогноз снижения ВВП в 2015 составил 5,5% при инфляции 26,5%. Доходы госбюджета Украины в 2015 г. увеличены по сравнению с предыдущей редакцией госбюджета на 4,6% (или на 22,1 млрд грн) - до 498 млрд. В том числе доходы общего фонда госбюджета установлены в сумме 473,5 млрд и доходы спецфонда - в сумме 24,5 млрд грн. Расходы увеличены по сравнению с предыдущей редакцией закона на 6,6% (или на 35,2 млрд грн. ) - до 563,1 млрд грн. В том числе расходы общего фонда госбюджета предлагается определить в сумме 536,8 млрд грн и расходы специального фонда госбюджета - в сумме 26,3 млрд грн.
Предельный объем дефицита госбюджета-2015 установлен в сумме 76,3 млрд. что на 19,8% (или на 12,6 млрд грн) больше суммы, указанной в действующем госбюджете на 2015 г. В том числе предельный объем дефицита общего фонда госбюджета предлагается установить в сумме 62,4 млрд грн и предельный объем дефицита спецфонда – 13,9 млрд грн.
Закон также предусматривает увеличение государственных заимствований на 103,6 млрд грн, или на 35,3% по сравнению с утвержденным показателем, в т.ч. увеличение внешних заимствований на 105,8 млрд грн и уменьшение внутренних заимствований на 2,2 млрд грн.
Увеличение расходов на погашение госдолга составит 92,8 млрд грн (на 58,4% по сравнению с ранее утвержденным показателем), в т.ч. по внутренним обязательствам на 66,8 млрд грн и внешними обязательствами на 26 млрд грн. Закон определяет предельный объем госдолга по состоянию на 31 декабря 2015 г. в сумме 1,394 трлн грн. в то время к в действующем госбюджете предельный объем госдолга закреплен на уровне 1,176 трлн.
Коментарі — 0