Впервые в стране сложилась ситуация, когда премьер-министр очутился в «подвешенном» состоянии...
Верховная рада так и не смогла отправить Кабинет министров в отставку. За резолюцию о недоверии правительству депутаты отдали только 194 голоса из необходимых 226-ти.
Впервые в стране сложилась ситуация, когда премьер-министр очутился в «подвешенном» состоянии: еще несколько часов назад Президент на всю страну призывал Арсения Яценюка уйти в отставку, но на деле – не хватило «решающих» нескольких десятков голосов. В БПП за недоверие правительству выразились 97 депутатов, в Оппозиционном блоке – 8, среди внефракционных депутатов отставку правительства проголосовали 28 человек, также 25 депутатов из фракции «Самопомощь», 20 из «Воли народа», 15 из «Радикальной партии» и 15 из «Батькивщины». Фракция премьера «Народный фронт» и группа «Возрождение», понятное дело, не голосовали. Так, для украинского народа в очередной раз разыграли спектакль: якобы, гарант решился выразить недоверие премьеру, но ему помешали олигархи.
«Провал голосования за отставку правительства – это результат сговора олигархов: Рината Ахметова, Игоря Коломойского и Сергея Левочкина – с одной стороны и Петра Порошенко и Арсения Яценюка – с другой. Произошедшее сегодня в зале и события минувшей недели были хорошо срежиссированным спектаклем, в котором роль вынужденной жертвы играл Генпрокурор Виктор Шокин», – написал на своем Facebook депутат от БПП Мустафа Найем.
В итоге, Арсений Яценюк сохранил за собой премьерское кресло, но теперь «протягивать» в парламенте правительственные инициативы возможно, сможет, но с большим трудом. Вполне вероятно, что на случившееся повлияла и позиция западных партнеров, которые убедились в связи премьера с олигархами.
«Главком» поговорил с украинскими политологами, чтобы прояснить возможные варианты, чего, собственно нам ждать дальше.
{1-}
Алексей Голобуцкий, Агентство моделирования ситуаций
Мы получили правительство с неудовлетворительной работой, но с которым надо продолжать работать. Как сейчас будут голосовать за предложения правительства – сложно представить. Допустим вариант переформатирования правительства. Это может оттянуть кризис, скажем так. Но если этого не произойдет, то складывается уникальная ситуация: мы имеем правительство, которое не ушло в отставку, и одновременно правительство, которое не имеет поддержки в парламенте. Формально у Арсения Яценюка в правительстве есть министр МВД Арсен Аваков, и министр юстиции Павел Петренко. Не получится теперь так, чтобы негатив вбирало все правительство. Ответственность будет распространятся и на всю коалицию. Поэтому им надо срочно что-то придумывать, переписывать коалиционное соглашение, переформатировать правительство, где-то находить новые способы выхода из этой ситуации. В любом случае, всю ответственность несет на себе Яценюк.
{2-}
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий
Коалиция предъявила свидетельство о смерти. Ее нет. Процедуру недоверия не поддержали «Народный фронт», «Видродження». Цена сохранения правительства Яценюка – это поддержка украинского большого бизнеса, то есть, олигархов. Это люди Рината Ахметова, Игоря Коломойского, Виктора Пинчука. Это они сохранили этот Кабмин. БПП и сам Президент дистанцировались, как бы сохранив невинность. Но, очевидно, они понимали, что нет голосов за отставку, потому, что ситуация с отставкой Генпрокурора Виктора Шокина до конца не ясна.
Вроде бы он написал заявление, ушел на 3 дня в отпуск. Это было способом принудить Яценюка к отставке, но он не «клюнул на эту большую рыбу», на прокурора Шокина. Может быть, сейчас у Порошенко нет смысла отправлять Шокина в отставку, думаю, он не будет спешить с ней. Парламент сохранил правительство, но это теперь правительство не коалиции. Но эта ситуация дает возможность продолжать дальше торги. Кабмин же будут менять? Будут. Первого вице-премьера будут создавать – будут.
{3-}
Андрей Золотарев, политтехнолог
В решающий момент «Воля народа», «Видродження», «Оппозиционный блок» пошли в туалет и там застряли. Это образно. Но ситуация выглядит чисто по-украински. В Украине возможно все. В том числе и правительство с нулевым рейтингом доверия. Такой вариант программировался. Его смысл заключался в том, чтобы подвесить ситуацию и склонить Арсения Петровича к серьезному кадровому торгу. У него может не остаться вариантов, кроме как пойти на президентские кондиции. Скажем так, заполнение вакансии первого вице-премьера, еще несколько постов, которые, собственно, превратили бы его в английскую королеву: «Царствует, но не правит». Виталий Ковальчук, который должен прийти на пост первого вице-премьера – это не позволит бы Арсению Петровичу монопольно контролировать работу правительства. От этой ситуации, скорее всего, выигрывает президент. Арсений Петрович точно проиграл. Быть с тем градусом недоверия к его персоне – значит окончательно хоронить и свою репутацию и свою политическую силу.
Нам навсегда запомнится образ хватающегося за трибуну Арсения Петровича, он многократно усилится от сегодняшних событий. Больше всего проиграет тут общество, экономика. Поскольку коллективное правительство – это «хромая утка», то, понятно, что ни о каких реформах речи быть не может.
{4-}
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр», политолог
Все и так понимали, что не хватит голосов для снятия Яценюка с поста премьера. Ведь депутатам надо лоббировать в министерствах и ведомствах свои экономические интересы, они должны видеть этого человека, который будет им благодарен за то, что они проголосовали. Но его пока нет. Юрия Луценко поставить на пост премьера? Это не смешно. Игоря Кононенко поставим? Валерию Гонтареву? Так не делается. Президент все блестяще сделал: он довел дело до политического кризиса, но осталась малость –фигуры для замены, которой нет, а это важно. Наталия Яресько прекрасно понимает, что не может брать на себя ответственность – быть премьером, потому, что она сядет в тюрьму в США. Есть Борис Ложкин, но я не знаю, кто проголосует за него…
Яценюк видит, что у большинства нету того кандидата, который бы его смог заменить. Он должен «сдать» кого-то своего – министра МВД Арсена Авакова. Думаю, Аваков сейчас сидит и молчит, чтобы никто не вспомнил, что его фамилия начинается с первой буквы алфавита. Может быть сейчас идут торги: мы снимаем Шокина – а вы снимаете Авакова. Они сторгуются на таком варианте. Сейчас Яценюк остался потому, что у президента нет кандидатуры, которая могла бы поехать и от МВФ «на дурняк» получить 2 млрд. Но Яценюк получает. Но они смогут снизить уровень конфликта: Яценюк остается, Порошенко остается, Верховная рада остается, но уходят 2 конфликтные фигуры – Арсен Аваков как представитель Кабмина и Генпрокурор Виктор Шокин как представитель президента. Юлия Тимошенко в это время сидит, как белый рояль в кустах. Она знает прекрасно, что когда будут досрочные выборы – тогда она заиграет. Она заиграет на выборах.
{5-}
Владимир Фесенко, глава Центра прикладных политических исследований «Пента»
У нас случилась «околокризисная» ситуация. С теоретической точки зрения реальной, кризис – это когда правительство отправляется в отставку. Возможно, есть предварительные неофициальные договоренности о преемнике Яценюка. Но Арсений Петрович – талантливый человек, который может себе применение во многих сферах, например, в бизнесе. А вот новый имидж Юлии Владимировны Тимошенко на контрасте с проблемами Яценюка выглядит как явная заявка на премьерство, но только не сейчас, а может быть, позже. Все в восторге от ее имиджа. Объединение с Валентином Наливайченко ей баллов не добавляет. Она, конечно, его будет использовать, как инструмент. Но шансы «Батькивщины» в конкуренции с Михаилом Саакашвили я оцениваю точно так же, как шансы «Самопомощи».
Также смотрите фоторепортаж: «Приключения Яценюка в Раде, или Как правительство отправляли в отставку»
Фото: Станислав Груздев, «Главком»
Коментарі — 0