Электронная трудовая книжка. Как получить и что она дает

Электронная трудовая книжка. Как получить и что она дает
Бумага все стерпит: что даст введение трудовой электронной книги?

В теории все, как всегда, выглядит очень привлекательно. Однако ...

5 февраля 2021 года Верховная Рада Украины приняла закон, который переводит учет трудовой деятельности работника в электронный формат. Украинцам обещают обеспечить электронную трудовую книжку, а бумажную выбросить на свалку истории. Однако произойдет это только через пять лет – именно столько продлится переходный период.

Что говорит закон

Электронные трудовые книжки вводятся для тех, кто сейчас еще не достиг пенсионного возраста, работает официально и является плательщиком единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

В течение переходного пятилетнего периода можно будет пользоваться как электронной книгой, так и ее бумажным аналогом.

Законодатели насчитывают не менее пяти плюсов от внедрения е-книг. Во-первых, пенсию будут начислять автоматически, без личных обращений и сбора документов. Бюрократии и бумажного документооборота станет меньше, это во-вторых. В-третьих, будет упрощен доступ к информации о приобретенном стаже. В-четвертых, удастся избежать драм в случае потери бумажной книги, а также удастся избежать ее подделок или внесения недостоверных данных. И, наконец, пятый плюс – статистический, е-книги сформируют более четкие представления о рынке труда, его приоритетные направления и тому подобное.

В теории все, как всегда, выглядит очень привлекательно. Однако все, как известно, проверяется на практике.

К тому же есть важный нюанс: электронную трудовую книжку каждый может получить прямо сейчас. Собственно, это было возможно и до 5 февраля 2021 года.

В течение переходного периода (пять лет) можно будет пользоваться как электронной, так и бумажной трудовой книжкеВ течение переходного периода (пять лет) можно будет пользоваться как электронной, так и бумажной трудовой книжке

Как получить электронную трудовую книжку

За электронной книгой следует идти на сайт Пенсионного фонда Украины. Портал электронных услуг включает подробный инструктаж о том, как на нем зарегистрироваться.

Для начала необходимо получить электронную подпись. Его можно получить в ряде учреждений, но для большинства, наверное, будет удобнее обратиться к ПриватБанка (если там открыт счет).

В сервисе Привате-24 это называется «получить сертификат».

Приват-24 направит электронную подпись с расширением .jks – его не надо пытаться «раскрыть» или перевести в другой формат. Этот файл загружается к окошку регистрации портала Пенсионного фонда, и если все сделано правильно, пользователь попадает на свою индивидуальную страницу. Где можно увидеть и прочитать в том числе и свою электронную трудовую книжку.


И здесь стоит быть готовым к малоприятным сюрпризам. Например, у автора этих строк бумажная трудовая книжка открывается записью от 1 сентября 1991 года. Ведь в советское время (или сейчас постсоветское) обучение на стационаре вузов входило в общий трудовой стаж.

Между тем электронная трудовая книжка начинается уже с 1998 года – с нее выпали не только пять лет обучения (1991-1996), но и еще два года работы (1996-1998). Но и это не конец истории. Потому отсчет страхового стажа (а только он и весит сейчас при начислении пенсии) стартует уже с 2004-го. Хотя пробелов в работе и периодов длительной безработицы не было никогда.


Создатели закона говорят о том, что «сведения о трудовой деятельности отныне вносятся работником (застрахованным лицом) и работодателем в виде сканированных (оцифрованных) копий трудовой, справок и т.д. с наложением квалифицированного электронной подписи». Однако в контексте этого непонятно, можно предложить Пенсионному фонду внести изменения в уже имеющиеся данные, представив доказательства того, что с такого-то по такой-то период времени лицо работало на определенном месте работы.

В любом случае, на упомянутом портале ПФУ такой опции нет.

Электронная книга есть. Что дальше?

Украинские реалии таковы, что даже имея электронную книгу (а в придачу еще и бумажную), ты не устроишься на работу просто и легко. Даже если работа найдена и с потенциальным работодателем ударили по рукам. Потому и сейчас, в 2021 году, потенциальному наемному работнику предлагается заполнить кучу различных бумаг.

Например, знакомый всем еще с советских времен «личный листок по учету кадров». А еще автобиографию – также родом из СССР.


Дизайн личного листка почти не претерпел изменений. Разве что выпали вопрос о судимости, пребывание на оккупированной территории (имеется в виду - во времена Второй мировой) и о родственниках за границей. Зато появился вопрос о гражданстве другого государства.

Четвертая страница личного листка – это данные о предыдущих местах работы, хотя они уже отражены в бумажной трудовой книжке, оригинал которой ты предоставляешь при трудоустройстве. Те же данные надо повторить еще один раз – в автобиографии. Там же в автобиографии (а к ней прилагается инструктаж) следует указать членов семьи, в том числе и родителей.

Вопрос о составе семьи дублируется и в личном листке. Который, к тому же, требует предоставить информацию по владению иностранным языком, участия в выборах, наличии льгот, наград или научных открытий.

Излишне говорить, что наличие всех этих данных, которые никто никогда не читает, никак не влияет на то главное, ради чего заводят трудовую книжку – на страховой стаж.

Правда, требования по заполнению подобных бумаг выдвигают далеко не все работодатели, поэтому можно сказать, что здесь каждый проявляет ту фантазию, на которую он способен. Кто-то следует советским образцам, а кому-то достаточно заявления и подписи.

Но поскольку состав правонарушения в этих бумагах нет, можно спрогнозировать, что они будут «ходить» по наемным работником еще несколько десятков лет. Или даже больше. И когда другие страны колонизируют Марс, мы до сих пор будем заполнять бесконечные строки «родился – учился – женился» и другие.

Досадные параллели

Ситуация с электронными книгами немного напоминает историю с ID-картами. По замыслу, в ID-карте содержится чип, а в нем, в свою очередь, вся информация о лице, которая до этого была распылена в виде отдельных штампов в паспорте старого образца или в горы справок.

Но опять же: это – в теории. Еще от 2016 году «счастливые» владельцы ID-карточек массово жаловались на невозможность получить адекватное обслуживание – при трудоустройстве, при осуществлении банковских операций. Зашитую в чип информацию просто невозможно прочитать, поскольку отсутствуют необходимые для этого устройства. Так начинается хождение бюрократическим адом.

Чего же хотят банки и отделы кадров? Того, чего официально у нас уже нет. А именно – прописки. Институт прописки формально ликвидировали в рамках выполнения требований по безвизовому режиму. Хотя на самом деле прописку похоронили (опять таки – формально) задолго до эпопеи с Безвизом. А именно в 2003-м – соответствующим законом, принятым парламентом.

Именно тогда ввели понятие «регистрации», которое ничего не изменило по существу. Прописка под новым именем продолжает портить жизнь владельцам ID-карт. В личном листке, необходимом при трудоустройстве, она так же завуалировано фигурирует, хотя ни на качество выполненной работы, ни на размер заработной платы сведения о месте жительства не влияют.

А, может, все не так плохо?

Хотелось бы завершить на оптимистической ноте, однако это не так просто. Заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко обещает, что уже через три месяца после принятия закона об электронных трудовых книжках будут внедрены новые социальные сервисы, в частности, для лиц, выходящих на пенсию. О каких именно сервисах идет речь, Музыченко не уточняет. Но он добавляет важную вещь: будет получена возможность «предоставлять информацию о своей трудовой деятельности до 2000 года, чего нет сейчас в реестре застрахованных лиц», то есть появится способ заполнять пробелы, которые влияют на возраст выхода на пенсию и на ее размер.

В то же время экономический эксперт, гендиректор в UFC Capital и Arsenal Capital Александр Гаврутенко отмечает, что правительство (как разработчик закона) должно учитывать угрозы кибератак и защищать от них банк данных будущих и действующих пенсионеров.

«Но даже все возможные риски абсолютно несопоставимы с теми выгодами, которые государство получит от упрощения, автоматизации, централизации, оптимизации и повышения удобства пользования данным о трудовой деятельности населения», – говорит Гаврутенко. Существующие трудовые книжки он называет «рудиментом социалистического учета труда» и указывает на необходимость избавиться от них. И не согласиться с этим – крайне трудно.

Наталія Лебідь, для «Главкома»

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: