Коррупция, селфи и пластика: церковь объяснила современные грехи
Духовники признаются: во взяточничестве каются единицы
На днях священникам УГКЦ выдали инструкции, как трактовать грех коррупции в тайне исповеди. «Вести» пообщались с представителями разных церковных епархий и расспросили, какие еще современные привычки и явления можно назвать грехом.
Коррупция
По словам главы УГКЦ Святослава (Шевчука), коррупция — это враг номер один в Украине. Он говорит, что духовник должен спрашивать каждого кающегося, не провинился ли человек в коррупции. «То ли это исповедуется епископ, то ли священник, то или исповедуется мирянин, исповедник должен спросить — есть ли грехи коррупции у этой личности. Кто согрешил — должен каяться. И должен грех исправить», — объяснил архиепископ.
Представители христианских конфессий, которых опросили журналисты, едины во мнении, что коррупция — грех страшный и старинный. А коррупционеров и взяточников дня сегодняшнего называют иудами. Но признаются: во взяточничестве каются единицы.
«Коррупция — это форма стяжательства, то самое сребролюбие. Это состояние, когда человек хочет получать вознаграждение не за результаты умений и усердия, а пользуясь ситуацией, положением, должностью. Иуда Искариот предал Христа, желая получить вознаграждение. Поэтому коррупция — один из самых основополагающих грехов», — подчеркнул проректор Киевской духовной академии, архимандрит Сильвестр (УПЦ).
А представитель Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ), отец Павел Дроздяк со Львова добавил: «Коррупция всегда была грехом, но сегодня к этому явлению общество стало относиться либеральнее и больше не видит в нем греха. Блаженнейший Любомир Гузар мудро сказал, что от коррупции нам не избавиться, вписав ее в рамки закона, ибо грех — это духовный порок. И его не искоренить, пока люди будут рабами своих страстей».
ЭКО и суррогатное материнство
Стать родителями, прибегнув к искусственному оплодотворению и суррогатному материнству, церковники не считают смертным грехом, но саму технологию называют порочной, поэтому и не поощряют. «В былые времена неимение у пары детей воспринималось как испытание, его смиренно принимали, — говорит архимандрит Сильвестр. — Из жития святых мы знаем, что Анна, мать пророка Самуила, долго не имела детей, она скорбела, но неустанно молилась — и случилось чудо. Появление ребенка в семье всегда воспринималось как дар Божий, а отсутствие чада — как отсутствие благословения семье. Все мировые религии очень строго относятся к теме семейных отношений. И способ получения семени для искусственного оплодотворения является нетрадиционным для брака — это форма греховного поведения. Кроме того, происходит подмена понятия, и ребенок — это уже не дар Божий, а результат технологий, где есть заказчик и исполнитель. Поэтому, с точки зрения религиозной традиции, искусственное оплодотворение никогда не будет приемлемым».
Что касается суррогатного материнства, то тут, по словам архимандрита Сильвестра, главным негативным последствием является то, что к нему прибегают представители нетрадиционных сексуальных ориентаций, которых самих по себе церковники строго осуждают.
В то же время широко бытующее в миру мнение о том, что ребенок, зачатый искусственным путем или выношенный суррогатной матерью, лишен ангела-хранителя, священники отрицают. «Когда мы крестим ребенка, мы произносим слова, после которых у младенца появляется свой ангел», - отметил отец Павел Дроздяк.
Пластические операции
Изменения своей внешности с помощью хирургов церковью не осуждаются, но важна мотивация, которая толкает человека на операцию, говорят священнослужители. По их мнению, это допустимо лишь в том случае, если уродство или увечье стало результатом болезни, аварии.
В противном случае стремление к усовершенствованию называют греховным. «Обладая стандартной внешностью, человек вдруг решил стать более привлекательным. Если он сделал это из необходимости получить козырь, который не дан ему ни Богом, ни природой, просто чтобы построить успешную карьеру, кого-то соблазнить или удовлетворить другие низменные желания, тогда это дурная искусственность и она есть греховной», — говорит архимандрит Сильвестр.
Согласен с ним и представитель Киевской метрополии Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), отец Игорь. «Это идолопоклонство. Вторая заповедь Божья гласит: «Не сотвори себе кумира и всякого подобия», поэтому это страшный грех. Меняя свою внешность, человек становится искусителем, такие деяния порочны». При этом, по его мнению, после аварии человек может делать пластику, и это не осуждается церковью. «Получив уродства от аварий или болезни, человек вправе воссоздать свою внешность, дабы быть, как и задумано Всевышним, по образу и подобию Его. Дерзость говорить, что Господь наказал человека, и поэтому тот попал в аварию. Бог никого не наказывает, Бог добрый и Он — Человеколюбец. Человек попадает в неприятности, когда отдаляется от Бога и выходит из-под его защиты и покровительства», — объяснил священник.
Курение
Грехом духовники называют и курение, прежде всего потому, что пагубная привычка наносит вред здоровью. «По общему учению святых отцов, жизнь и здоровье даны нам Богом как дар. Сокращать жизнь пагубными привычками и нездоровым образом жизни есть серьезный грех. Курящий человек вредит своему здоровью и здоровью присутствующих», — рассказал представитель УАПЦ отец Игорь.
Отец Павел из УГКЦ добавляет, что укоренившаяся страсть способствует формированию у человека и других пороков: «В славянской традиции курение — это греховная привычка. В ней грубо проявляется эгоизм. Мать, курящая во время прогулки над коляской, в которой спит младенец, удовлетворение своей страсти ставит выше здоровья своего чада. Курящие родители, как правило, научают этому своих детей. Они заражают своих чад на всю их жизнь этой губительной привычкой, и это поступок не только против христианской совести, но и против общечеловеческой морали».
Селфи и соцсети
Священники говорят, что само пользование соцсетями не является греховным, если только использовать их во благо. «Можно быстро сообщить хорошие новости или поделиться идеей со многими людьми сразу — это не есть грехом. Но стремление фиксировать и выпячивать малейшие проявления своей мирской деятельности, привлекать внимание фотографиями и выставлять свои деяния напоказ — это специфическая современная форма тщеславия и признак глубинного одиночества. Если человек зависим от «лайков», он духовно слаб», — говорит отец Сильвестр.
Согласен с ним и отец Игорь из УАПЦ. «Селфи — это современная форма тщеславия, она столь же греховна, как и идолопоклонничество. Ведь если человек это делает для того, чтобы соблазнить, вызвать восхищение и любование собою, он провоцирует людей видеть в нем кумира. Такие деяния греховны. Люди должны помнить, что идолопоклонник не может наследовать Царствие Небесное».
Мужчины каются в зависимостях
Духовники признаются, украинцы сейчас стали чаще каяться в том, что идут на мелкие сделки с совестью: дают взятки, впадают в гнев, не отдают долги. В супружеской неверности признаются редко, а в том, что берут взятки — единицы.
«Прихожане сетуют, что вынуждены ради временного благополучия идти на мелкие преступления, обманывать, давать взятки. Больше всего приходят за советом, как поступить в семейных неурядицах», — говорит отец Игорь.
«Мы храним тайны исповеди наших прихожан. Я могу сказать лишь то, что женщины много каются в абортах, а мужчины - в зависимостях», — добавил отец Сильвестр.
Коментарі — 0