Украинская экономика преодолела кризис
Будущее страны определят реформы, а не военная мощь.
Но это далеко не все. Хотя средства массовой информации пишут в основном о военных аспектах этого конфликта, настоящее сражение за будущее Украины идет в другом месте.
Это будущее зависит от того, сможет или нет Украина восстановить стабильность и благополучие даже в условиях грубого нарушения ее территориальной целостности. И на этом направлении она начинает добиваться реальных успехов.
Российская интервенция замышлялась главным образом как форма экономической войны. Цель состояла не в территориальных захватах, а в ослаблении Украины и в превращении ее в несостоятельное государство.
На начальном этапе Москва действовала успешно. Находясь в состоянии войны со своим крупнейшим торговым партнером и лишившись многих самых производительных промышленных предприятий на востоке, Украина оказалась на грани экономического краха.
Гривна подешевела на 70% по отношению к доллару, инфляция выросла до 60%, а совокупный фискальный дефицит (включая бюджет государства и государственной энергетической компании «Нафтогаз») составил более 10% ВВП. В 2014 году спад в экономике был равен 6,6%, а в 2016-м 9,8%. Он оказался гораздо серьезнее всего того, что пережила Греция.
Прошло три года, и ситуация очень сильно изменилась. Восстановлена макроэкономическая стабильность, а Украина, судя по всему, встала на путь экономического подъема. Стабилизация обменного курса помогла взять под контроль инфляцию (в прошлом году она снизилась до 12,4%, а в следующем ожидается на уровне шести процентов).
Впервые с 2012 года отмечен рост производства. В прошлом году он составил два процента, в этом может увеличиться до 2,8%, а в 2018-м его прогнозируют на уровне трех процентов. В свою очередь, возобновление роста и снижение инфляции позволили начать повышение уровня жизни народа, который резко снизился. В 2016 году на 11,6% увеличилась реальная заработная плата.
Украинское правительство также наметило путь к долгосрочной устойчивости бюджета за счет сокращения расходов и налоговой реформы. Дефицит бюджета, составивший в прошлом году 2,2%, был существенно ниже потолка в 3,7%, установленного МВФ.
В этом году дефицит должен вырасти до 3,1%, но это увеличение вызвано главным образом сокращением налогов по социальному страхованию, которое было необходимо для снижения затрат на оплату труда и стимулирования экономики.
Совершенствование и упрощение налогового кодекса вкупе с ростом экономической активности привели к увеличению государственных доходов от подоходного налога и налога на добавленную стоимость. «Нафтогаз» сегодня безубыточен.
Следующий серьезный вызов — это реформа несостоятельной пенсионной системы, съедающей более четверти государственных расходов и названной Всемирным банком «важной бюджетной уязвимостью».
План, составленный министром финансов Александром Данилюком, в настоящее время находится на рассмотрении в Раде. Он нацелен на приведение расходов в соответствие с доходами за счет ужесточения правил по предоставлению льгот, расширения доходной базы и повышения пенсионного возраста.
Поскольку дефицит пенсий сегодня превышает шесть процентов ВВП, срочно нужны перемены, чтобы реализовать поставленную правительством цель по снижению общего дефицита бюджета до двух процентов к 2020 году.
Достигнутый на сегодня прогресс был бы невозможен без международной финансовой поддержки, основу которой составляет кредит МВФ на 17,5 миллиарда долларов.
То, что Украина смогла получить четыре транша этого кредита на общую сумму 8,38 миллиарда долларов, выполнив поставленные ей условия, само по себе является важным достижением. Из-за прежних неудач в осуществлении реформ ни одно украинское правительство до сих пор не могло получить более одного транша из средств МВФ.
Нынешняя администрация заслуживает похвалы за то, что она пошла на непопулярные, но необходимые реформы, от которых уклонялись ее предшественники, в частности, отменив субсидии на энергоресурсы, которые порождали неэффективность и коррупцию.
Правительство также заслуживает похвалы за свои оперативные действия по ликвидации серьезной финансовой угрозы, в рамках которых оно национализировало крупнейшую в стране кредитную организацию «Приватбанк», ставшую в декабре банкротом.
Экзаменом для этих перемен на эффективность станут настроения инвесторов и то, позволят ли эти реформы Украине получить остро необходимый иностранный капитал. Потоки прямых иностранных инвестиций, полностью остановившиеся с началом войны, сегодня возобновились, хотя инвесторы действуют с большой опаской.
В значительной мере это связано с изменением структуры капитала в банковской системе, но сегодня появились значительные новые зарубежные инвестиции в ориентированное на экспорт производство, особенно на западе Украины.
Соглашение о свободной торговле с ЕС и близость к европейскому рынку дают Украине возможность стать неотъемлемой частью континентальной системы поставок и создать новые центры экономически выгодного производства взамен утраченных восточных мощностей.
В этом году на Украине может произойти еще одно знаковое событие, когда она вернется на рынок суверенного долга, выпустив первые с 2013 года облигации.
Когда в 2015 году была заключена сделка о реструктуризации украинского долга, такая перспектива казалась очень отдаленной. Но программа МВФ всегда предусматривала, что Украина будет готова вернуться на этот рынок в 2017 году, и сейчас появляются признаки заинтересованности инвесторов.
Для достижения этих целей Украине потребуется продолжать и углублять начатые реформы.
Разобравшись с пенсионной системой, правительство выйдет на новый рубеж, которым станет земельная реформа. Государство надеется, что либерализация увеличит поток инвестиций и придаст дополнительную динамику сельскохозяйственной отрасли.
На этой неделе правительство отложило представление в парламент законопроекта о реформе, поскольку политики из популистской оппозиции пытаются помешать необходимым изменениям, а это задерживает передачу Украине очередного транша МВФ. Момент истины в этом вопросе наступит осенью.
Как и всегда, необходимы дальнейшие шаги по искоренению коррупции, которая мешает прогрессу Украины гораздо сильнее, чем любые схемы и козни Кремля.
Значительная часть работы в этом направлении уже проделана, но индекс восприятия коррупции на Украине по-прежнему высок. Изменение ситуации в этом вопросе является самой важной задачей для страны.
Становится все более очевидно, что стратегия российского президента Владимира Путина по ослаблению Украины и увеличению издержек для Запада за поддержку Киева потерпела крах, ибо эта страна добивается все новых успехов на пути к экономической самодостаточности.
А вот самопровозглашенные республики на востоке Украины становятся для Москвы все более непомерным и непродуктивным бременем.
Именно такая динамика, а не баланс военной силы дает Украине надежду на восстановление своей территориальной целостности. Реформы были и остаются самым мощным ее оружием.
Дэвид Кларк — председатель Фонда «Россия» (Russia Foundation).
Перевод: inoСМИ
Коментарі — 0