В Украине резко подорожал автогаз: к чему готовиться водителям
Скоро стоимость пропан-бутана может вырасти еще сильнее. Дороже должен стоить и бензин, но его сдерживает набравшее обороты нелегальное производство
В Украине резко подорожал автогаз – средняя цена топлива за сутки, с 3 на 4 февраля, подскочила на 23 копейки, до 13,56 грн за литр.
Такие данные опубликовала консалтинговая группа «А-95». Ее аналитик Артем Куюн в комментарии UBR.ua объяснил причину скачка и спрогнозировал, что цены будут расти и дальше, точно достигнут среднего значения в 15 грн/л, и, возможно, через 1-2 недели даже превысят эту цифру на 60-70 копеек.
При этом в сегменте бензинов аналогичного роста цен не происходит – как считают в группе «А-95», из-за все большего распространения нелегального производства топлива и ухода от налогов АЗС.
Со среды на четверг цена автогаза выросла на 24 сетях АЗС из 28 исследуемых группой «А-95». Дороже всего – выше 14 грн – СУГ сейчас стоит на АЗС брендов ОККО и Socar (14,48 грн/л – каждая добавила к прошлой отметке 0,50 грн), WOG (14,37 грн/л – цены не пересматривались), а также в сетях Параллель и Автопорт (14,25 и 14,20 грн/л соответственно).
Более всего поднялась ценовая планка у компаний Нефтек (+1,40 грн, до 13,99 грн/л) и Sun Oil (+0,77 грн, до 13,86 грн/л).
Дешевле всего продают пропан-бутан в сетях ZOG (12,75 грн/л, +16 копеек), Укрнафта (12,78 грн/л, +22 копейки), Авиас (12,80 грн, +22 копейки). Еще две сети – Авантаж 7 (12,82 грн/л) и Marshall (12,90 грн/л) – торгуют газом в пределах 12 грн. Остальные – от 12,99 грн/л до 13,99 грн/л.
Скоро увидим газ по 15 грн/л
Однако уже через 2 недели средняя стоимость пропан-бутана на украинских АЗС будет составлять 15 грн, спрогнозировал Артем Куюн. По его словам, еще в середине декабря СУГ начал стремительно дорожать в Европе – мировом индикаторе цен на пропан-бутан – а потом тенденция в середине января дошла до Польши и, в конце концов, к началу февраля и до Украины.
В Европе рост цен произошел из-за повышенного спроса на продукт со стороны нефтехимической промышленности. Она потребляет порядка 50% всех объемов СУГ, но начинает еще активней использовать его во время продолжительного периода стабильных цен на нефть.
«СУГ медленно реагирует на изменение котировок нефти, поэтому, когда стоимость барреля колеблется, пропан-бутан не успевает подешеветь. У нефтехимиков есть альтернатива – нафта, или прямогонный бензин, который, являясь производной от нефти, «бетонно» привязан к ценам на нее, и реагирует мгновенно», – объяснил Артем Куюн.
Чтобы заводы перешли на СУГ он должен быть более выгодным относительно нефти в длительной перспективе – что и произошло в последние несколько месяцев, когда цена барреля находилась в диапазоне $55-57.
Уже в январе СУГ начал дорожать в Польше, которая, отмечает Артем Куюн, играет роль «передаточного звена» между Украиной и Европой, а также является одним крупнейших в мире потребителем этого вида топлива.
В середине января тенденция к подорожанию пропан-бутана там усилилась из-за морозов и роста спроса на него с целью отопления, а к началу февраля докатилась и к нам.
«В январе Украина сократила закупки сжиженного газа, поскольку февраль – «мертвый» месяц, когда реализация падает и никому запасы не нужны. Поэтому подорожание у соседей мгновенно отобразилось на нашем рынке», – поясняет аналитик «А-95».
Эксперт уверен, что сегодня в Украине есть потенциал подорожания средней цены топлива до более 15 грн в Центре и на Востоке страны, где ближе находятся источники поставки автогаза. На Западе цены вырастут еще сильнее.
«Сейчас Украина может пополнять запасы пропан-бутана только из более дорогих источников. Между тем оптовые цены могут еще подняться на $50, что добавит «сверху» к средней цене в 15 грн еще 60-70 копеек. Произойти этом может через 1-2 недели», – полагает Артем Куюн.
Аномально низкое подорожание бензина
Стоимость бензина с 3 на 4 февраля также выросла – в среднем на 3 копейки на 12 из 28 сетей АЗС. Лидером подорожания по данному виду топлива стали станции бренда Нефтек (+2 грн для марки А-95, до 27,89 грн/л).
Самый дорогой бензин в Украине продается на автозаправочных станциях Socar – литр топлива марки А-95 там можно приобрести за 30,48 грн.
Средняя стоимость бензинов в стране по состоянию на 4 февраля оказалась выше на 1,5 грн, чем в конце декабря (25,64/л для А-92 и 26,67/л для А-95). Однако по мнению директора группы «А-95» Сергея Куюна значительная часть АЗС из эконом-сегмента увеличила стоимость топлива на аномально низкий уровень.
«За последние три месяца нефть подорожала с $37 до $55 за баррель, в результате чего оптовые цены выросли на 4 грн/л, – при этом розница в лучшем случае прибавила 3 грн, а некоторые сети добавили лишь гривну», – отметил Сергей Куюн.
На некоторых из станций – сети Mango, Укр-Петроль, Авантаж 7 – «пятый» бензин продается дешевле 24,5 грн за литр. При этом, согласно исследованию »А-95», с учетом скидок у некоторых компаний топливо можно приобрести даже дешевле, чем в опте (в конце января – 23,08 грн/л на столичном рынке против 22,7 грн/л у части дискаунтеров).
Директор «А-95» высказал UBR.ua убеждение, что такая ситуация возможна только за счет продажи топлива, произведенного нелегально на мини-НПЗ, а также благодаря уклонению от налогов – выдаче фальшивых чеков, торговле без кассовых аппаратов и т.д.
Масштабное развертывание нелегального производства на мини-НПЗ подтверждается и статистикой импорта, обнаружили специалисты консалтинговой группы «А-95».
«Мы выяснили, что у нас почему-то начал резко расти импорт растворителей – причем в огромном количестве его импортируют автозаправочные сети. Почему? С растворителей не взымается акциз, но по сути они представляют собой смесь октаноповышающих компонентов, таких как МТБЭ, технологический бензин, и используются как сырье для производства «бодяжного» топлива», – объяснил Сергей Куюн.
По его мнению, если бы нелегальное топливо не продавалось на рынке, то верхние цены бензина на заправках остались бы в пределах 30 грн, а нижняя планка компаний эконом-сегмента достигла была бы на 2 грн выше, чем сейчас – то есть 26-27 грн за литр топлива.
В нынешней ситуации, впрочем, стоимость горючего игроки премиум-сегмента также не будут повышать, опасаясь оттока клиентов, предрекает Куюн.
«Преодолеть отметку в 30 грн/л – опасно, ведь на рынке образуется пропасть между такими операторами, и теми, которые будут торговать по 20 с лишним гривен. Первых «поджимает» баррель, но у них есть запас прочности – они смогут регулировать свою доходность снижением уровня дисконтов на топливо», – считает Сергей Куюн.
Коментарі — 0