Тепло и горячая вода во время войны. Правительство решает тарифную головоломку
война и бизнесНа минувшей неделе правительство провело «тарифное» селекторное совещание с «Нафтогазом», Ассоциацией городов Украины, начальниками областных военных администраций и мэрами городов
Директор «Теплоснабжения Одессы» Анна Позднякова о ценовом ударе и его последствиях
1 июня газ для производителей тепла подорожает в четыре раза. Такое сообщение предприятия теплокоммунэнерго получили от «Нафтогаза Украины». Им предложено подписать приложение к прошлогодним договорам, заключенным на три года, на приобретение газа с 1 июня по цене 29,3 гривны за кубометр вместо нынешних 7,42 грн. Конечно, логика подсказывает, что и тарифы на отопление и горячую воду тоже должны увеличиться. Но сможет ли оплачивать их потребитель, если в стране война, многие потеряли работу?
Представители компании «Нафтогаз» сразу начали успокаивать: «Тарифы на газ и тепло останутся неизменными – государство поддерживает украинцев во время войны… Информация, распространенная в ряде средств массовой информации относительно того, что «в Украине цена на отопление будет повышена втрое», является манипуляционной», – говорится в сообщении пресс-службы НАК.
В «Нафтогазе» напомнили о планируемом введении моратория на повышение цен на природный газ и тарифов на тепловую энергию – соответствующий законопроект уже подготовлен правительством.
Но ведь законопроект еще не принят парламентом, поэтому и компенсации разницы тарифов предприятия ТКЭ пока не получат. А если стоимость газа с 1 июня вырастет в четыре раза, а тариф на тепло не изменится, тогда конечно производители теплых услуг начнут считать убытки, а «Нафтогаз» – накладывать штрафы и блокировать счета предприятий ТКЭ.
О вызовах и проблемах, которые ожидают производителей тепла, «Главкому» рассказала директор КП «Теплоснабжение Одессы», член правления Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» Анна Позднякова.
Позднякова: «Нафтогаз» предлагает передать в его собственность предприятия теплокоммунэнерго/Фото: Анна Позднякова/Facebook
«Нафтогаз Украины» предложил предприятиям теплокоммунэнерго подписать приложение к прошлогодним договорам, заключенным на три года, на поставку газа за 29,3 грн за кубометр – это в четверо больше цены, установленной в прошлом году. Учитывая, что правительство пообещало не повышать тарифы на теплые услуги для населения, кто-то должен компенсировать разницу в тарифах. Предусмотрена ли компенсация в предложенном «Нафтогазом» договоре?
Нам не оставляют никакой альтернативы. Ситуация немного прояснилась, когда «Нафтогаз» обнародовал пресс-релиз, в каковом утверждает, что разница в тарифах будет компенсироваться за счет международной финансовой помощи. «Нафтогаз» ссылается на то, что 10 мая был принят в первом чтении законопроект, которым устанавливается мораторий на повышение тарифов для населения, а компенсация будет осуществляться за счет международной помощи. Но, во-первых, этот законопроект еще не принят, а соглашения нам предлагают подписать уже сегодня. Во-вторых, если «Нафтогаз» видит такой механизм расчетов, то давайте вносить изменения в это трехлетнее соглашение в части сроков расчетов за потребленный газ.
Потребление газа сократилось на 35%, а добыча собственного газа упала всего на 5%
В отопительном сезоне 2021-2022 годов мы должны были платить за газ 70% в текущем месяце и 30% – в следующем. Но с учетом того, что разница тарифов (нынешней и будущей цены газа – «Главком») будет непомерно высокой, мы предлагаем проводить расчеты за газ в тот момент, когда мы от государства получим обещанную компенсацию. И пусть тогда «Нафтогаз» ждет оплаты вместе с нами. Если государство согласно на такие безумные компенсации в адрес «Нафтогаза», то пусть так и будет. Но если запретить повышать тарифы, и потом положить эти расходы (разницу в тарифах на газ и теплые услуги – «Главком») на местные бюджеты, тогда «Нафтогаз» будет засчитывать нам штрафные санкции и штрафы за несвоевременную оплату. А несвоевременная оплата при такой цене будет обязательно. В прошлом сезоне были проблемы с расчетами, а в новом отопительном сезоне мы вообще не продержимся.
Подали ли производители тепла в топливный комитет Верховной Рады эти предложения?
Еще нет, но вскоре предложения производителей тепла будут поданы в парламент от Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго».
Цены на газ в договоре «Нафтогаза» были привязаны к хабу NCG, но он уже не существует…
Это еще один вопрос, на который у нас нет ответа. Скажу больше: трехлетние контракты были заключены в прошлом году, когда еще не было войны с РФ, и мы тогда имели возможность прогнозировать свою деятельность. Сегодня же, когда потребление газа сократилось на 35%, а добыча собственного газа упала всего на 5%, стало в целом достаточно газа собственной добычи для того, чтобы покрыть потребности бытовых потребителей и предприятий ТКЭ для производства тепловой энергии для населения. Так почему этого не сделать? Никто же не говорит, что мы должны отойти от рынка, но население в условиях войны должно быть защищено, ведь оно не имеет источников покрытия этих расходов. В то же время, предприятия ТКЭ также не имеют средств, потому что мы при такой цене газа не получим стопроцентные расчеты потребителей и несвоевременно уплатим «Нафтогазу». В этой ситуации нужно исходить из интересов всех игроков рынка.
Анна Позднякова: Такие письма счастья сейчас присылают всем предприятиям ТКЭ. Вопрос к руководству «Нафтогаза»: с какой вообще планеты высадились с этими цифрами?
Полностью ли переданы права от государственного регулятора (НКРЭКУ) местным властям по установлению тарифов для населения?
Да, еще в прошлом году состоялась передача прав тарифообразования на места. Но кто бы ни устанавливал эти тарифы – НКРЭКУ или местные власти, основная составляющая тарифа на тепловую энергию – стоимость газа. И то, что сегодня расчеты тарифа проводит городской совет, никак не меняет того факта, что при столь высокой цене на газ тариф на тепло нужно увеличивать. Но ведь мы понимаем, что население не может его уплатить. А еще есть предложения Кабмина ввести мораторий в этом сезоне на повышение тарифов. И что же тогда предлагается: окончательно уничтожить предприятия ТКЭ или передать их в собственность «Нафтогаза», как эта компания предлагает сделать в своем законопроекте.
Сложилась парадоксальная ситуация: вскоре 1 июня и украинцы, в принципе, должны знать, каким будет тариф на горячую воду летом, а осенью – и на отопление. Но ведь упомянутый законопроект о моратории на тарифы еще не принят, о компенсации ничего не известно. А если стоимость газа вырастет, то предприятия ТКЭ терпят убытки?
Вы абсолютно правы. К примеру, в Одессе нет такой проблемы, потому что мы с 2019 года не производим горячую воду, но ведь в большинстве городов Украины до сих пор предоставляют услугу поставки горячей воды, поэтому для них эта проблема актуальна уже сегодня. И ответа на этот вопрос никто не имеет: ни предприятия, ни Кабмин.
У предприятий ТКЭ, которые несвоевременно рассчитываются за газ, сегодня списывают все поступающие на их счета деньги
Предприятия ТКЭ задолжали за газ почти 86 млрд грн, тогда как в июне прошлого года долги составляли 50 млрд грн. Продолжает ли «Нафтогаз» накладывать штрафные санкции?
Замечу, что этот долг (рост за год на 36 млрд грн – Главком) мы нарастили за один сезон, а долг 50 млрд грн мы наращивали три года. Конечно, «Нафтогаз» продолжает начислять штрафы в размере 10% от суммы долга предприятиям, несвоевременно осуществляющим оплату. Но ведь в условиях войны сократилась способность потребителей платить за тепло. Потому и предприятия ТКЭ не могут своевременно рассчитываться за газ.
В то же время, продолжает действовать договорное списание средств, к которому «Нафтогаз» заставил производителей тепла еще в начале прошлого отопительного сезона. Поэтому в большинстве несвоевременно рассчитываемых сегодня списываются все деньги, поступающие на их счета. Поэтому эти предприятия не могут даже своевременно выплатить заработную плату своим работникам и подготовиться к новому отопительному сезону.
То есть уже о восстановлении коммунальных сетей речь даже не идет…
Да, под угрозой постоянное прохождение нового отопительного сезона. По этому поводу были обращения Ассоциации «Укртеплокоммунэнерго» в Кабмин, поэтому Кабмин посылал письмо в «Нафтогаз», но эта компания игнорирует даже советы правительства.
В 2021 году был принят закон о реструктуризации газовых долгов: предполагалось частичное списание долгов и взаимозачеты между должниками. Какой результат?
В декабре 2021 года из госбюджета была компенсирована тарифная разница, образовавшаяся за период регулирования тарифов государственным регулятором (НКРЭКУ). Но выделенная сумма не полностью покрыла задолженность теплопроизводителей перед «Нафтогазом»: из общей суммы 32 млрд грн не было компенсировано 5 млрд грн. Планировалось подписать договоры о реструктуризации этого остатка на 5 млрд грн, но до войны «Нафтогаз» их не подписывал. А сегодня «Нафтогаз» предлагает вернуться к этому вопросу, но теперь позиция тепловиков и городских советов более взвешена и единодушна: мы предлагаем отложить подписание договоров о реструктуризации на один год после окончания военного положения. Потому что сегодня просто невозможно возложить такую финансовую нагрузку на городские советы, а именно они являются гарантами выплаты по договорам реструктуризации, которые предполагалось заключить, и плюс еще платить текущие расходы за текущее потребление газа.
А долги, которые накапливались позже (в прошлый отопительный сезон – Главком), они также подлежат реструктуризации. Мы настаиваем на том, чтобы эти договоры были подписаны уже после окончания военного положения в стране.
Наталка Прудка, «Главком»
Коментарі — 0