Ближний Восток и интересы Украины: краткое объяснение
Как эскалация на Ближнем Востоке повлияет на Европу, Китай и мировые рынки
На фоне успешной спецоперации Израиля против Хезболлы (террористов не жалко, гражданских жалко) Иран атаковал Израиль ракетами (одного погибшего гражданского жалко). Теперь Израиль анонсирует ответный удар. В том числе по нефтяной инфраструктуре. Внезапно (на самом деле нет) на этом фоне цены на нефть полезли вверх.
Если Израиль атакует нефтяную инфраструктуру Ирана, а в ответ, например хуситы и другие иранские прокси, заблокируют Ормузский пролив, через который идет 20% мировой торговли нефтью, цены взлетят. И далеко за 100 долларов. Что прямо противоположно интересам Украины, потому что даст России дополнительные деньги на войну. Но это только первый уровень проблем.
Второй уровень проблемы. Для нас очень важно, чтобы на мировых рынках российские ресурсы не очень нужны. Чтобы санкции и ограничения работали лучше и их был хоть какой-то стимул соблюдать.
По некоторым позициям российские товары сейчас просто невозможно, поэтому те же удобрения практически избежали санкционных ограничений. По нефти они работают так – эдак (преимущественно в вопросе ограничения маржи), потому что исчезновение российской нефти с рынка как таковой тоже несет большие риски ценового шока.
А вот кризис с поставкой нефти с Ближнего Востока может сделать правительства многих стран более компромиссными в вопросах российских энергоносителей. И тогда вообще вопрос санкций против российской энергетической отрасли будет вызывать раздражение даже в дружественных нам странах. Из-за третьего уровня проблемы.
По сути, третий уровень проблемы. Дефицит нефти или ценовой шок ударят и по очень уязвимым сейчас экономикам. В Китае усилятся тенденции к замедлению экономики и стимулирующие меры правительства не сработают. В Европе будет очередная волна инфляции и экономической стагнации, что только усугубит радикалов слева и справа. Четвертый уровень проблемы тоже будет этому способствовать.
Четвертый уровень проблемы. Если произойдет большая война на Ближнем Востоке – ждите очередную волну беженцев с места конфликта. А по цепи – Африка, Центральная и Южная Азия. Это еще миллионы жертв голода и войн, вроде той, что сейчас бурлит в Судане. Там количество жертв за год конфликта далеко опередило российско-украинскую войну из-за фактора настоящего голода.
Почему я так уверен, что так будет? С нефтью и со всем остальным? Так было уже. 1973, во время нефтяного эмбарго. 1979–1980 во время Исламской революции. Во время последнего этапа Ирано-иракской войны, когда США атаковали нефтяную инфраструктуру Ирана для поддержки Хусейна (за 3 года до вторжения последнего в Кувейт, ага). В конце концов, так было 1991 год. Все эти кризисы провоцировали экономические проблемы с мировой экономикой и гуманитарные кризисы.
В конце концов, бенефиты – краткосрочные – от эскалации на Ближнем Востоке получают только Нетаньяху (потому что на этом держится его легитимность), Трамп (ибо это может помочь ему выиграть выборы и из-за войны, и из-за нефти) и Путин (по совокупности). Возможно, от этого выиграют и власти Ирана, потому что война с внешним врагом усиливает легитимность.
Европа, США, Китай, все местные, мир от этого проиграют. Украина тоже проигрывает. Мир настолько сложен, что и Украина, и Китай (очень вложившийся в примирение КСА и Ирана), и США, и мир имеют общий интерес на Ближнем Востоке. Чтобы он не пылал. Тем более что никакого быстрого «уничтожения режима аятолл» не предполагается. И успех в такой задумке тоже не гарантирован.
Если кто-то искренне думает, что это приведет к власти в Европе и США ястребов, которые будут решительно избивать Россию и Китай на фоне кризиса на Ближнем Востоке – я вынужден разочаровать. В случае серьезных экономических проблем все адекватные правительства будут желать стабилизировать ситуацию ценой «болезненных компромиссов», а неадекватные вам не понравятся. Поэтому Украине следует болеть за деэскалацию. Там. Чтобы не пришлось по-настоящему неприятно деэскалировать здесь.
Коментарі — 0