Чуда не произошло. Бюджет-2021: что получила страна перед вторым чтением
Глава комитета парламента по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев выступает за жесткий локдаун и экономию
Первые выводы: позитивные и не очень
Чуда не произошло. Мы не получили кардинально новый документ ко второму чтению. Кабмин честно постарался учесть бюджетные выводы Верховной Рады, однако прогнозировано был скован рамками реальности.
Итак, из положительного:
- сокращение на 500 млн. грн. затрат на содержание Таможенной службы и на 200 млн. грн. – на реорганизацию ликвидированной Государственной фискальной службы, 400 млн. грн. – на содержание Бюро экономической безопасности, а также ряд других ведомств. В части поддержки экономики из более-менее существенного (кроме дополнительно 0,5 млрд на дотации агросектору) добавили 0,25 млрд. грн. на энергоэффективность, 100 млн. грн. на шахту Ново-Константиновская. Это хорошо но, конечно, мало. К сожалению, не приняли мою поправку о финансировании Экспортно-кредитного агентства, хотя разрешили Кабмину выпускать ОВГЗ на пополнение его уставного фонда;
- добавили денег на медицину – на Институт рака, на Охмадет, на Институт сердца, на предоставление высокоспециализированной медпомощи, на трансплантацию, на страхование медработников от Covid-19 и т.д. В целом МОЗ получил больше всех между 1-м и 2-м чтением – плюс почти 4 млрд. грн., однако этого явно мало, чтобы дотянуть финансирование до 5% ВВП (вероятно, поэтому Максим. Степанов и не голосовал за проект бюджета при его согласовании в правительстве). Я, к слову, предлагал добавить 25 млрд. грн., сбалансировав доходами от импорта;
- сокращение дефицита бюджета на 0,5 п.п. до 5,5% ВВП (или на 23,8 млрд. грн.) - положительно, хотя и недостаточно. Это позволит взять в долг меньше на 29,7 млрд. грн., чем планировалось и соответственно на меньшую сумму вырастет госдолг. Также положительно то, что в структуре долгового финансирования планируют занять меньше с внутреннего рынка (на 52 млрд грн. брутто) и на такую же сумму занять больше с внешних рынков (хотя для реальности этого источника необходимо продолжение активного сотрудничества с МВФ). Мы неоднократно обращали внимание на слишком рискованные планы Минфина по финансированию дефицита бюджета за счет ОВГЗ в 2021 г. Дефицит будет дополнительно профинансирован также за счет роста поступлений от приватизации с 6 до 12 млрд. грн. (потенциально рискованная статья);
- перенос увеличения минимальной зарплаты с 1 июля на 1 декабря 2021г. Мы говорили об этом неоднократно. Уменьшаем давление на бизнес и на инфляцию, одновременно сохраняя социальный стандарт минимальной оплаты труда.
Из нуждающегося в пояснении, и обсуждении, я бы назвал:
- сокращение расходов на выплату пенсий и покрытие дефицита Пенсионного фонда на 8,5 млрд грн. Это выглядит, как минимум, странно на фоне текущих проблем Пенсионного фонда, который в текущем году уже занял с ЕКС 17 млрд. грн;
- пояснений также требует притча во языцах – увеличение расходов на Офис президента и Кабинет министров (Детальнее читайте тут: Оновлений проєкт бюджету: витрати на Раду і Кабмін збільшать на сотні мільйонів). Мы будем сокращать расходы, как сказал глава Офиса, или нет?
- не до конца обоснована необходимость увеличения и так увеличенных год к году расходов на культуру и спорт. Понятно, что важно, но сомнительно с учетом общей кризисной ситуации в стране и мире;
- восстановление субвенции на социально- экономическое развитие в сумме 6 млрд грн. (депутаты просили 7 млрд грн.) и включение новой субвенции на развитие интернета в селах на 0,5 млрд грн, одновременно срезав 4,9 млрд. грн. с Фонда регионального развития, 2 млрд грн с базовой дотации местным бюджетам на содержание школ и больниц, 2,9 млрд грн. с образовательной субвенции. Такой себе компромисс с регионами…
- не учли увеличение поступлений от НБУ (12 млрд) вопреки выводам парламента.
В целом, бюджет является компромиссом между правыми и левыми, популистами и прагматиками, между фантазией и реальностью, с явным перегибом в сторону последней. Ухудшение эпидситуации и возможное введение локдауна негативно влияют на экономические перспективы и усиливают риски для выполнения бюджета следующего года. В этом контексте, уменьшение дефицита бюджета и пусть небольшое, но уменьшение расходов – это шаг в правильном направлении. Правительством были сделаны политически непопулярные, но правильные для сохранения стабильности госфинансов и макроэкономической стабильности шаги, по частичному переносу сроков повышения минимальной зарплаты, и сохранения консервативных показателей минимальных социальных стандартов (прожиточного минимума, минимальной пенсии, да, это больно, но это реальность…), которые естественно никого не устраивают, в первую очередь, саму власть. Тем не менее, плоды сохранения такой макростабильности мы можем наблюдать сейчас, когда Украина в отличии от прошлых эпизодов в 2009 и 2014 – 2015 гг. относительно неплохо проходит кризис на фоне рекордных обвалов экономик по всему миру.
Мне, конечно, хотелось бы, чтобы бюджет ко второму чтению больше отвечал на вызовы, с которыми Украина заходит в 2021 г. Чтобы с одной стороны в нем отразились наши амбициозные планы по детенизации и это отображалось в увеличении доходной части бюджета уже в 2021-м, а не когда-то через 10 лет, как того требуют противники детенизации в целом и фискализации в частности. С другой стороны, хотелось бы, чтобы в расходной части бюджета было большее финансирование медицины и хотя бы точечных инициатив по восстановлению экономического роста (ЭКА, инструменты поддержки обрабатывающей промышленности и т.д.), которые можно профинансировать за счет сокращения важных, но менее приоритетных программ в культуре, спорте и т.д. (которые могут и подождать), а также за счет большего сокращения расходов на содержание органов власти.
Однако, политика, особенно финансовая политика – это не сфера иллюзий, это, как известно, искусство возможного…
Коментарі — 0