Две стороны абсолютной власти (в контексте «выборов» в РФ)
Авторитарные режимы, построенные на силе и подавлении какой-либо конкуренции, никогда не приводят к развитию своих государств
Так называемые «выборы» в России лишь по названию (а по факту – стремление власти продемонстрировать потолок поддержки военного курса), прогнозировано, продемонстрировали неких абсолютизм действующего режима. Ни конкурентов, ни СМИ, ни дискуссии. Разве что вопрос явки обсуждается как задача.
И, тем не менее, авторитаризм и тотальный контроль имеют и обратную сторону. Ее проявление – вопрос времени. Власть, как известно, это категория, которая проявляется при наличии аудитории. Грубо говоря, власть расположена/проявляется по обе стороны взаимоотношений – власть лидера над остальными и власть остальных над лидером. То есть, реагирование/фитбек как контрвласть.
Когда у власти в таком фитбеке нет необходимости (удобно, когда вначале «консервативное большинство», а потом «глубинный народ» как залог отсутствия реакции, кроме всеобщего согласия), и задача заключается лишь в том, чтобы подавлять и контролировать, этот подход работает. Когда задачи выходят за эту рамку, что-то может пойти не так.
Авторитарные режимы, построенные на силе и подавлении какой-либо конкуренции, никогда не приводят к развитию своих государств. Они даже не ставят такой задачи. Этот подход, и я уже когда-то об этом писала, хорошо описывает термин Гавела «власть безвластных». Речь идет о том, что один лишь только авторитарный стиль и механизмы принуждения при иррациональных системах, где нет конкуренции и подавляется инициатива, никогда не приведёт к развитию.
Путин удерживает свой режим на «власти безвластных». Для удержания режима этого, наверное, достаточно. Для других задач – нет.
В этой войне, я в этом убеждена, победит тот, чей формат государства будет перспективнее и прогрессивнее. Как бы нам сложно ни было, в Украине, несмотря на войну и все еще слабые институции, на уровне инициативы работают и предложения сверху (от власти/политиков), и предложения снизу (от общества). В России же сама инициатива зачастую наказуема.
Отдельно о «выборах» на оккупированных территориях. То, что российская власть хочет показать как прибавку к «легитимности» курса войны (мол, и новоприсоединенные к РФ украинские территории «голосуют»; а «голосовать» в России, как известно, можно только за власть), прямо наоборот, должно стать ее слабым, уязвимым местом. Здесь нет никаких сомнений в нарушении всех норм международного права, да и в военных преступлениях РФ в отношении украинских граждан (недавний отчет специальной комиссии ООН о ситуации на оккупированных территориях как раз об этом), а значит – выборы не легитимны (раз легальная, их юридическая составляющая, была с явными нарушениями международного права).
Коментарі — 0