Как «энергетическое перемирие» обернулось против Трампа

Как «энергетическое перемирие» обернулось против Трампа
Трамп впервые объявил о достижении договоренности об «энергетическом перемирии» 29 января 2026 года и не сказал, с какой даты оно началось
коллаж: glavcom.ua/фото: Reuters

Трамп и так называемое «энергетическое перемирие»

Фарс с так называемым «энергетическим перемирием» и заявление президента Трампа о том, что Путин «сдержал слово», вызвали огромное возмущение украинцев.

Но, на самом деле, ничего удивительного не произошло. Вся эта история является показательным диагнозом политического поведения Трампа, особенностей его взаимоотношений с Путиным и ошибочной стратегии мира со стороны нынешнего президента США.

С инициативой этого энергетического перемирия Трамп якобы хотел сделать как лучше, а получилось не просто как всегда, стало хуже. Эффект оказался прямо противоположным намерениям Трампа. Якобы речь шла о жесте доброй воли. В первую очередь со стороны Трампа, но также и со стороны Путина. Все это должно было выглядеть как «путь к миру», начало «деэскалации военных действий», «создание атмосферы доверия». Это я цитирую некоторые «экспертные оценки» о благих намерениях этого энергетического перемирия и его потенциальных политических последствиях.

На самом деле все произошло наоборот. Вместо «жеста доброй воли» это выглядело как циничное издевательство. Это была не классическая политическая сделка, а тайный «договорняк» между Трампом и Путиным с непонятным и неизвестным содержанием (о чем свидетельствует и путаница с терминами «перемирие»). Трамп объявил о неделе «перемирия».

На самом деле было всего несколько дней и только короткая пауза с ударами по Киеву. И если договаривались об энергетическом перемирии «с воскресенья по воскресенье» (то есть с 25 января по 1 февраля), почему Трамп сказал об этом, когда так называемое «перемирие» уже закончилось? Почему о согласовании этого «перемирия» не сказали сразу после его согласования?

Дональд Трамп впервые объявил о достижении соглашения об «энергетическом перемирии» 29 января 2026 года и не сказал, с какой даты оно началось. В Кремле признали наличие «энергетического перемирия» только 30 января. Какое-то странное «перемирие», о котором сообщают постфактум, в частности не сообщают об этом своевременно одну из сторон войны – Украину. И о какой «атмосфере доверия» после этого можно говорить?

Вместо реального прекращения огня по сути была его показная имитация на несколько дней. Вместо деэскалации боевых действий в Украине мы увидели новую эскалацию ударов по Киеву и украинской энергетике.

Отношения Трампа с Путиным – это отдельная реальность, параллельная и абсурдная. Слепое доверие Трампа к Путину – это отдельный психологический феномен. Правда, как показывает практика, это «доверие» время от времени удается разрушить. И над этим стоит работать.

Тем не менее, очевидно, что Трампа и Путина тянет друг к другу. Между ними есть какая-то «химия». В то же время их отношения противоречивы. У каждого своя игра и свои собственные мотивы, которые часто бывают противоположными. В частности, это касается войны России против Украины. Трамп хочет ее как можно скорее завершить, а Путин, наоборот, стремится ее продолжать.

Однако ради Трампа он демонстрирует готовность договариваться, но только с Трампом и на своих условиях. В их отношениях Трамп является ведущей стороной, постоянно что-то предлагает. Путин играет «вторым номером», но научился удачно манипулировать инициативами и намерениями Трампа.

История с так называемым «энергетическим перемирием» лишний раз все это подтвердила. Инициировал его Трамп. А Путин этим воспользовался. Для него это был шанс восстановить доверие Трампа, продемонстрировать ему свое уважение, сделать для него персональный жест «доброй воли». Состоялся очередной сеанс путинского массажа тщеславного «эго» Трампа. И Трампу это снова понравилось. Но так называемое «перемирие» состоялось на путинских условиях и в путинском стиле – всего на несколько дней и в формате тайных договоренностей, которыми можно манипулировать.

Единственный позитив, которым нужно воспользоваться, – это сам прецедент энергетического перемирия. Оказывается, что под влиянием Трампа Путин на это может соглашаться. Так тогда президенту США нужно влиять на российского лидера более настойчиво и регулярно, и добиваться от него согласия не на кратковременные уступки, а на системные компромиссы. В частности, предметом официальных переговоров должно стать то же энергетическое перемирие, но на длительный срок, с возможностью и необходимостью пролонгации, и обязательной формализацией в конкретном переговорном документе.

Уроки этого «энергетического перемирия» в основном негативные. Перемирие по правилам Путина – это путь не к миру, а к продолжению войны. Неофициальные и неформальные, а тем более тайные договоренности, а также кратковременные функциональные «перемирия» не дают устойчивого и надежного результата. Об этом свидетельствует не только история с нынешним «энергетическим перемирием», но и попытка, которая была в марте прошлого года, когда американцы договорились о прекращении огня по объектам энергетики отдельно с россиянами и отдельно с нами. Но то «перемирие» не было согласовано и формализовано в совместном документе, одинаковом для Украины и России. И все быстро провалилось, потому что россияне начали манипулировать условиями того «соглашения», выдвигая дополнительные требования.

В связи с этим еще один важный урок именно для американцев. Когда американские переговорщики, особенно сам Трамп, начинают идти на ощутимые уступки россиянам, выражать им комплименты и положительные оценки, тогда в Кремле нахальствуют и начинают выдвигать ультиматумы.

Положительная оценка, которую Трамп дал действиям Путина по «энергетическому перемирию», сразу негативно повлияла на переговорный процесс в Абу-Даби. Россия начала требовать не только вывод украинских войск из Донбасса, но и признание российского статуса Донбасса.

Конечно, это окончательно заводит переговорный процесс в тупик. В администрации Трампа когда-нибудь должны понять, что заигрывание с россиянами – это путь к провалу мирных переговоров. И что нам делать с таким Трампом, который регулярно делает странные вещи и ошибочные заявления?

Некоторые горячие головы предлагают хлопнуть дверью и выйти из мирных переговоров, занять максимально жесткую позицию, в том числе и в отношениях с американцами. И что мы получаем? Еще одного очень мощного противника, который станет уже не посредником в прекращении российско-украинской войны, а ситуативным партнером нашего главного врага. Не думаю, что это будет оптимальное поведение с нашей стороны.

Самого Трампа мы не изменим, ни в прямом, ни в переносном смысле, а вот повлиять на его позицию все же возможно. С Трампом и его администрацией мы уже выработали достаточно эффективную тактику: не говорить Трампу «нет», но настойчиво отстаивать наши интересы в конкретном переговорном процессе; не вставать в позу обиженного в тех вопросах, в которых мы категорически не согласны с Трампом, а пытаться влиять на позицию Трампа, нейтрализовать (хотя бы частично) российское влияние на президента США. Полной победы в этом процессе не будет, а вот отстаивать и продвигать наши переговорные позиции, как показывает практика, вполне возможно.

Влиять нужно на разных уровнях, в разных формах и по разным каналам: если возможно, то непосредственно на самого президента США, но чаще это возможно через представителей его администрации, через его окружение, через масс-медиа, из которых он получает информацию, через общественное мнение США, на которое Трамп все же вынужден обращать внимание.

Влиять нужно и через переговоры в Абу-Даби, и через генсека НАТО Марка Рютте, который умеет убеждать Трампа, через других наших друзей в США и Европе. В частности, варварские атаки России на энергетическую структуру Украины недавно обсудил с Трампом премьер-министр Великобритании Стармер. Нужно работать и по официальным, и по неофициальным каналам.

Посол Украины в США Ольга Стефанишина передала в Госдепартамент США всю необходимую информацию о том, что на самом деле делала Россия во время так называемого «энергетического перемирия». Но эту информацию можно донести до американских высокопоставленных чиновников и другим способом. Именно сейчас (со 2 по 7 февраля) посольство Украины в США проводит в Соединенных Штатах «украинскую неделю». Это уже традиционная акция, которая проводится в пятый раз и является платформой для диалога, адвокации и партнерства между Украиной и Соединенными Штатами.

В мероприятиях «украинской недели» примут участие около 2 тысяч участников – среди которых конгрессмены, украинские чиновники, эксперты, дипломаты, религиозные лидеры, ветераны, представители бизнеса и гражданского общества. И сейчас это способ и возможность привлечь внимание американцев, в том числе и тех, кто принимает решения (от конгрессменов до Белого дома) к Украине, и к тому, что сейчас у нас происходит в результате российских ударов, в том числе и в контексте так называемого «энергетического перемирия».

Поэтому при каждом новом «выходе» Трампа не стоит впадать в отчаяние и вообще в плен каких-либо негативных эмоций. Это просто очередной сигнал тревоги – с президентом США снова проблемы, соответственно нужны экстренные меры реагирования. Борьба за влияние на Трампа – это перманентный процесс, в котором никогда нельзя успокаиваться и останавливаться.

Читайте також:

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів