Какой должна быть коммуникация государства с бизнесом

Какой должна быть коммуникация государства с бизнесом

Бизнесу нужны прозрачные правила и конкретные законодательные регулирования

Зеленский анонсировал новый механизм коммуникации с бизнесом – Всеукраинскую экономическую плафторму, на которой будет представлен малый, средний и крупный бизнес из разных регионов, а также инвесторы и предприятия.

Хорошая инициатива – как начало. Так как одной платформы будет не достаточно. В вопросе взаимоотношений государства и бизнеса должны быть:

1. Видение, основанное на гармоничном сочетании работы политиков, бизнеса, общества, учитывающее то же «общественное благо».

2. Прозрачные правила и конкретные законодательные регулирования (там, где из-за юридических пробелов/противоречий есть возможности злоупотреблений, причем с двух сторон).

Всегда внимательно наблюдала за темой взаимоотношений власти/политиков и бизнеса всех президентов и премьеров. Потому что это всегда показатель. И де-факто, в реале, существующей политической системы (один лишь показатель экономики в тени уже о многом говорит), и состояния институций, и в целом атмосферы в обществе (если мы говорим, скажем, о стартапах).

Многие президенты предпринимали попытки выработать совместно правила между государством и бизнесом. В первую очередь, крупным. Ющенко, помню, трижды за время своего президентства встречался публично с представителями крупного бизнеса (в 2005, 2006 и 2007 годах). Предусматривалось также подписание Меморандума между властью и бизнесом как между двумя отдельными институтами. В результате все закончилось конкуренцией между президентом и премьером вокруг двух крупных тем: конфликта с НЗФ и реприватизации «Криворожстали». В первом случае речь шла о том, кто урегулирует конфликт, а значит – покажет, что он главный, на того и на ориентироваться представители капитала. Во втором случае речь шла о том, кто получит большие рейтинговые лавры от повторного конкурса в глазах избирателей. То есть все зашло в политику, хотя, несомненно, общий фон демократизации тогда сыграл свою значительную положительную роль.

Я так далеко захожу, потому что тема взаимоотношений государства и бизнеса тянется еще с постсоветских реалий и ряд юридических пробелов в законодательстве позволяют использовать классические схемы злоупотреблений на ресурсах. А иногда – наоборот, власть/государство, используя разные ведомства, может совершать действия в целях давления. В постсоветских странах вообще распространена норма, когда политические союзы и договоренности по-прежнему строятся по принципу надстройки экономических союзов и интересов.

Дальше последовали и другие попытки, как со стороны властей, так и бизнеса. Помню даже встреча в «Хаяте» представителей крупного бизнеса с постановкой вопроса: создавать ли политическую партию, выражающую интересы крупного капитала, или профсоюз.

Можно дальше идти по списку подробно и за других президентов/премьеров. Но это уже будет слишком длинный текст.

В настоящее время в отношения государства и бизнеса вносят кардинальные коррективы два фактора: война и наши отношения с западными партнерами/движение в ЕС.

Война значительно сократила капиталы многих представителей крупного бизнеса с одной стороны, а с другой – больше привлекла к внутренней повестке дня и необходимости защиты страны.

Движение в ЕС – это готовые правила, рамка, которую следует имплементировать в Украине. Значительная часть из них – об институте, а значит – прозрачность. Но это скорый процесс. Более того, можно сделать отдельную классификацию сложностей/проблем по отношению к крупному, среднему и мелкому бизнесу (с большим, кстати – наиболее понятно).

Наши отношения с западными союзниками, где мы заинтересованы в инвестициях и технологиях, нуждаются в быстрых изменениях. Имею в виду формирование четких и прозрачных правил. Да и движение к формированию судебно-правовой системы тоже должно быть. Поэтому искренне надеюсь, что те или иные конфликтные ситуации с представителями бизнеса, которые мы периодически наблюдаем, будут использованы, прежде всего, для корректировки юридически позволяющих злоупотребления норм (то ли со стороны государства, то ли со стороны бизнеса).

Мнения авторов рубрики «Мысли вслух» не всегда совпадают с позицией редакции «Главкома». Ответственность за материалы в разделе «Мнения вслух» несут авторы текстов

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: