Линии разлома России
Следует понимать очень важную штуку: в России мало что решают массы и многое – элиты
У нас любят говорить о распаде РФ. И о том, что мы должны его стимулировать. Это логично. Проблема в том, что когда доходит до конкретного разговора, люди начинают рассматривать РФ как будто это Украина. Или хотя бы Испания. Мол, там есть национальные регионы, значит, по их границам и будет отделение. А для того, чтобы ему способствовать, нужно подпитывать местных национальных будителей.
Это правда, но только малая ее часть. Пока так считают простые посполитые – нет вопросов, но когда в это начинают лезть серьезные организации – бывают эксцессы. Например, когда организуют «форумы свободных народов», половина гостей которых – представители «национальных элит», которые у себя дома имеют статус городского сумасбродного с влиянием разве на жену и тещу. Справедливости ради, россияне по отношению к нам поступают так же. Так Затулин десятилетиями пилил кремлевские деньги на стимулировании «русинского сепаратизма», который по факту имел под собой социальную базу в лице одного московского попа и нескольких его собутыльников.
Попробуем разобраться, где в России настоящие линии разлома, а где только воображаемые.
Сепаратизм бывает разным. Мы знаем, что регионы отделяются через национальные, религиозные и культурные противоречия с центром. Но бывают и другие виды отделений. Например, сепаратизм элит – когда местные бароны при вакууме власти становятся независимыми местными князьками. А еще бывает экономический сепаратизм – когда какой-то регион начинает считать, что вкладывает в общий котел гораздо больше, чем получает. Вы сейчас, наверное, вспомнили «хватит кормить Киев», но это в свое время работало и в другую сторону. Самым успешным пропагандистским материалом в истории Украины были не тома, написанные идеологами национализма, а несколько бумажек, распечатанных на дешевой коричневой бумаге и разбросанные по почтовым ящикам с описанием как Украина кормит СССР. В них – объяснение, почему за выход из СССР проголосовали даже пророссийски настроенные регионы.
В современной РФ есть один регион, для которого актуален классический, «национально-религиозный», сепаратизм. Вы правильно угадали – это Северный Кавказ, где практически не работает российский правовой суверенитет. Там же живет подвид этого сепаратизма – конфликт между разными национальными субъектами, который не может разрулить «центр». В позднем СССР это были национальные конфликты в Средней Азии и армяно-азербайджанская взаимная ненависть, а в РФ, например, лишь большими усилиями держится под одеялом конфликт между осетинами и ингушами. У последних также есть некоторые вопросы к Рамзану Ахматовичу Кадырову, а у него – к ним. Короче, все сложно и есть, с чем работать. Было бы кому.
Но за пределами Северного Кавказа этот обычный для нас тип сепаратизма малоактуален. Не то чтобы его нет, просто у него нет объективного потенциала. Не следует путать тусовки по интересам, как фанатов Ингрии или борцов за права луговых марийцев, с национально-освободительными движениями. Более того, в ряде регионов на Москву смотрят, как на банкомат, а также как на провайдера хоть каких-то порядка и культуры – привет, малые народы Дальнего Востока, включая Бурятию и Тиву. Логика примерно класса «русских мы не любим, но без них будет хуже». Также в ряде национальных регионов россияне де-факто составляют даже этническое большинство. Религия также не повсюду является важным фактором раздела: ислам в жизни и самоидентификации чеченцев и, например, башкиров имеет очень разные роли и значения.
Впрочем, вопрос в том, способна ли Москва всегда быть поставщиком пряников и плетей. Из истории, например, Гражданской войны в России мы знаем, что как только центру становится не до окраин, окраинам становится не до центра и там возникают самые удивительные образования.
Следует понимать очень важную штуку: в России мало что решают массы и многое – элиты. В том числе местные элиты. В ряде регионов решения о «да нафиг тот Кремль» могут принять отнюдь не простые люди, взволнованные вымиранием собственного языка и традиций, а местные элиты, которые увидят возможность укрепить свою власть. Зайдет и тема «достаточно кормить Москву» – тем более что это варево греется всю историю России и имеет объективные факторы.
Таким образом, если хочется убедить россиян в регионах отойти от центра, нужно напирать на экономические, социальные, а иногда даже экологические проблемы. Ибо они есть. Объективно. Не надо говорить рядовому казанскому татарину «салям, брат, зачем тебе эти оккупанты?», если только не стоит задача довести его до икоты от хохота. А вот демонстрировать экономическую статистику имеет смысл. Так же, как спрашивать народы Дальнего Востока, не слишком ли велика диспропорция военных потерь. Так же, как и интересоваться, когда Москва в последний раз делала для них что-то хорошее. Вот – работает. К каждому региону, группе и местному лидеру требуется отдельный, искусственный подход.
Выход из состава России объективно полезен ряду ее субъектов. Но чтобы убедить их в этом, нужно опираться на объективные доводы. А это требует настоящей экспертизы, а не перенесения на Россию украинских представлений о жизни-бытии.
Коментарі — 0