Луганские сепаратисты в гостях у цхинвальских
В Цхинвали все «по-взрослому»: ковровая дорожка, венки, рота почетного караула, обмен орденами, пылкие встречи и даже совместное мероприятие жен, названное «Первые леди Южной Осетии и Луганска посетили Лицей искусств». В оккупированный Цхинвали прибыл лидер оккупированной Луганской области Леонид Пасечник
Посещение одного марионеточного «государства» делегацией из другого, аналогичного по статусу – головная боль Москвы. Тем более в оккупированный Цхинвали, который отрезан от внешнего мира Большим Кавказским хребтом. Аэропорта в Цхинвали нет, железной дороги – тоже, на автомобиле надо проехать из Северной Осетии по почти трехкилометровому тоннелю под Рокским перевалом, тому самому, по которому десять лет назад двигалась огромная колонна бронетехники 58-й армии. Единственный путь – через Россию, с помощью российского транспорта, на российские деньги. И по российской программе.
Согласно российской программе «Луганскую Народную республику» никто из полноценных государств не признал, кроме такой же оккупированной «Южной Осетии», поэтому во время визита делегации из Луганска это странное обстоятельство постоянно подчеркивалось как факт несокрушимой дружбы и вечной любви. Цхинвали повезло больше: «Южную Осетию» признал «независимой» не только оккупант, но и стараниями Газпрома – Венесуэла, Никарагуа, Науру и Сирия. И, конечно, благодаря взаимному расчету, «ЛНР» тоже. Странные отношения между «ЛНР» и «ДНР», так и не установивших между собой дипломатических отношений, возможно повлияли и на то обстоятельство, что «Южная Осетия» признала «ДНР», а Донецк в ответ проигнорировал.
Трудно понять, что в реальности может объединять две оккупированные Россией территории, когда «ЛНР» почти в сто раз больше по числу населения, и по площади «Южная Осетия» намного уступает. Однако их на самом деле объединяет многое: история сепаратизма, инициированного из Москвы, военная и политическая поддержка Кремля, в России же напечатаны паспорта «ЛНР» и «Южной Осетии», бюджеты на проживание обеих территорий формируются в российской столице и почти полностью на деньги российских налогоплательщиков. Нынешний визит одного нахлебника к другому – дань современной российской дипломатии, когда оккупированные территории есть, а юридического статуса нет. Они вынуждены ездить друг другу, создавая пропагандистский фон для населения собственных территорий, изображая кипучую дипломатию, как если бы правление одного советского колхоза поехало в гости в другой колхоз.
К чему же пришли «высокие договаривающиеся стороны»? Во-первых, Анатолий Бибилов и Леонид Пасечник подписали «Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи». После распития шампанского состоялся брифинг, на котором «глава Южной Осетии» обозначил идеологическую взаимосвязь: «Мы воспитаны на патриотизме, который был показан во время ВОВ против фашистской Германии. И сегодня нам приходится сталкиваться с потомками этих фашистов, которые убивают мирных жителей, потому что они просто хотят жить своей жизнью». Что касается конкретных планов сотрудничества, оба умолчали, произнеся дежурные слова о дружбе, потенциале и желании. В заголовке сообщения государственной газеты «Южная Осетия» так и написано «Договорились дружить».
Леонид Пасечник был вынужден признать, что «ЛНР приходится развиваться в экономически сложных условиях», умолчав, какой процент бюджета покрывает Россия. Об этом не говорил и Анатолий Бибилов, но оба почему-то рассказывали о планах экономических отношений, которые, скорее всего, будут состоять в перекачке российских рублей из одной оккупированной территории в другую. Из Луганска приехало практически все руководство «ЛНР»: председатель Народного Совета Денис Мирошниченко, и. о. министра иностранных дел Владислав Дейнего, советник по экономическим вопросам Владимир Чернев, секретари, помощники и охрана. Такое количество начальников не повлияло на определение цели визита, которую высказал Леонид Пасечник: «Основная наша задача — это повышение благосостояния народов РЮО и ЛНР». И поскольку в составе делегации был «глава парламента ЛНР», то со своим южноосетинским коллегой он тоже решил дружить и даже подписал меморандум.
Поскольку визит обставлялся «по-взрослому», то в мероприятиях участвовали также «первые леди» Наталья Пасечник и Линда Кумаритова, которые посетили историко-краеведческий музей, лицей искусств, а также концерт, на котором, как писали пропагандисты, «вместе с танцорами и музыкантами, песнями в исполнении мужского хора в зрительный зал словно наполнялся воздухом, движением ветра, который вселял в людей любовь, понимание культуры и традиций Осетии и осетин».
На заключительной пресс-конференции все ждали изложения конкретных планов и проектов, но услышали прежнее: ««Нам сегодня удалось сделать то, что мы планировали в течение последних лет. Подписание этого рамочного договора станет отправной точкой для развития взаимоотношений во всех сферах деятельности наших республик. Договор всеобъемлющий, это основа взаимодействия наших государств. Это охватывает все, начиная от экономического взаимодействия, взаимодействия в сфере образования, культуры, необходимой помощи. Мы этого не прячем, потому что мы – взаимопризнанные государства, и наши взаимоотношения зависят от тех договоренностей, которые между нами будут», – сказал Анатолий Бибилов.
Несмотря на обтекаемость формулировок, тем не менее, сенсация произошла: Бибилов упомянул, что «Южной Осетией» может быть оказана военная помощь. В каком размере, в каком количестве, в каком качестве, так и не было сказано. «Вооруженные силы Южной Осетии», согласно официальным данным составляют чуть больше тысячи человек с тремя танками на ходу и двумя десятками пушек, а также тремя нелетающими вертолетами Ми-8. В феврале этого года Путин подписал федеральный закон, ратифицирующий соглашение РФ и «Южной Осетии» о вхождении подразделений вооруженных сил республики в состав Вооруженных сил России. Стало быть, Анатолий Бибилов говорил или о помощи Луганску со стороны российской армии, или на ходу придумал красивую сказку о том, как эшелоны с южноосетинской армией придут на помощь в любой момент.
Ни журналисты, ни наблюдатели так и не услышали о том, какие конкретные взаимоотношения последуют после подписания договора, оба «лидера» настойчиво говорили общие слова, а единственным конкретным фактом отношений стал обмен подарками. Вначале Леонид Пасечник вручил Анатолию Бибилову орден Дружбы – «за особые заслуги в укреплении мира, дружбы и сотрудничества с ЛНР, плодотворную деятельность, взаимопомощь и поддержку, а также значительный личный вклад в развитие экономических, научно-технических и культурных связей». В ответ был вручен осетинский лук со стрелами. Еще Пасечника и членов делегации угостили шашлыком, пирогами и осетинским пивом. Растроганный высоким визитом Бибилов пообещал луганскому коллеге «продвигать интересы ЛНР на тех площадках, где представлена Южная Осетия». Площадки, как правило, для «Южной Осетии» предоставляет России, поэтому круг опять замкнулся.
В неведении оказались не только журналисты и эксперты, но и жители оккупированной территории. В «Южной Осетии» не такая активная блогосфера, как в Абхазии, однако и в социальных сетях стали появляться комментарии. Светлана Козаева: «Завершился визит главы ЛНР в РЮО!!! Почти 4 года, с 2014 года задаюсь вопросом: Почему ДНР и ЛНР признала только Южная Осетия!!! А не Россия или та же Абхазия?! Не говоря уже о Сербии, к которой тоже они обращались за признанием! Как гражданка РЮО хочу знать: какую Конкретную выгоду моя республика имеет от признания этих республик, от сотрудничества с ними?!! Кто бы мне дал аргументированный ответ!!! (без патетики и глупостей)».
Кремль тратит огромные деньги на поддержание штанов жителей оккупированных территорий, на пропаганду их «успехов» в «международной жизни». Все это превращается в фарс, когда слова «лидеров» на пресс-конференциях превращаются в цитаты из речи генеральных секретарей ЦК КПСС на партийных съездах: много слов и ничего конкретного, обещания жить лучше, но без решения этих планов. На какое-то время жители «ЛНР» и «Южной Осетии» поговорят о «важном государственном визите», проникнутся величием их лидеров, а потом вернутся к прозе жизни. Неизвестно, как долго Кремль будет поддерживать штаны луганчан и осетин, но в абхазских СМИ уже предчувствуют катастрофу: сайт abhazium.ru на днях опубликовал статью под заголовком «Финансовая помощь России Абхазии может прекратиться?».
Коментарі — 0