Украине нужен культ собственного военно-промышленного комплекса
Без создания собственного вооружения и перенесения войны на территорию соседа эта война затянется очень долго
Долгое время несостоятельность украинцев создавать стали государственные институты приводили к тому, что территория нашего государства становилась ареной для выяснения отношений соседей. Как результат – массовая гибель украинцев. Только в XX веке в результате войны погибло от 15 до 20 млн украинцев.
Но теперь украинцам впервые за 300 лет удалось создать государственный институт, способный защищать нацию от уничтожения. Речь идет об Армии. Армия у нас есть и будет дальше скелетом общества и государства. И этот институт более естественно соответствует положению страны, как страны фронтира. То есть государство, которое находится на стыке противоборствующих цивилизаций.
Но скелет не может двигаться без мышц. Мышцы это в первую очередь собственный ВПК, позволяющий этому скелету эффективно функционировать. Пока мышцы нам обеспечивают наши западные партнеры. По сути это такое искусственное дыхание пациенту, чтобы он мог жить. Но риски такой ситуации заключаются в том, что искусственная подпитка может в любой момент закончиться по разным причинам.
Либо из-за политических интриг, либо из-за переключения внимания на другой конфликт, например Китая и США. Тем более что мы имеем пример по недавней истории, когда на Украину было наложено эмбарго на поставку оружия в 2014 году. И нет гарантий, что это не повторится. Именно из-за таких рисков у нашей страны должна быть развитая военная промышленность.
В Украине уже есть культ Армии, теперь нужен культ ВПК.
Соответственно, сейчас украинцы должны сформировать общественный запрос на построение ВПК, который способен обеспечивать Армию, а следовательно жизнедеятельность государства.
Я не в первый раз возвращаюсь к этой теме. Поэтому отвечу на все вопросы, которые мне задают.
Мне возражают, что невозможно построить сильный ВПК в условиях регулярных обстрелов, когда разрушается какое-либо производство.
Мое мнение таково. Есть страна Израиль, которая смогла выстроить свое ВПК в самых плохих условиях. Для незнающих ВПК Израиля начинает свою историю молодого еврейского государства под патронатом Британской империи.
Израиль и прежде тогда неформальный лидер Бен-Гурион (а позже первый премьер-министр) понимали, что нужно иметь вооружение для защиты. Они приступали к производству стрелкового оружия на территории еще подмандатной Палестины. И развивали собственную промышленность на землях значительно меньше, чем наша Львовская область. Они начали развивать промышленность, когда их территория простреливалась не просто авиацией, но и артиллерией.
Процесс создания собственной оборонной промышленности начался в 50-х годах, когда еще не был отвоеван западный берег реки Иордан в Иордании, Сектор газа – в Египте, Голландские высоты – в Сирии, которая из них обстреливала Израиль. Причем Тель-Авив можно было обстреливать прямо за орудие со стороны Западного Берега реки Иордан.
Тем не менее, в 1961 году страна запустила первую ракету. Как написано в воспоминаниях первого премьер-министра Израиля Бен-Гуриона "для метеорологических исследований". В принципе логично строить ракеты для «метеорологических» исследований, когда страна находится на грани выживания.
Хотя и ядерный реактор в пустыне Негев тоже начали строить для научных исследований. «Научные исследования» так активно продвигались, что позволили Голди Меир с уверенностью в 70-е годы заявила, что «ядерной бомбы у нас нет, но если надо мы их применим». Кстати, израильская атомная энергетическая комиссия (IAEC) была создана в 1952 году. Спустя четыре года после создания самого государства. Понятно, что построить собственное ядерное оружие нам не дадут по разным причинам. Я этот пример привел в пример стратегического мышления и политической воли.
В эти же годы Израиль начал строить свою авиапромышленность (дата основания 1953). Начиналась она с контрабанды, поскольку с момента создания государства США, Великобритания и Франция наложили вето на вооружение в Израиль. Однако обходом этих санкций занимался всем известный Шимон Перес. Как он писал в своих воспоминаниях, для того что бы доставлять из США самолеты была создана фиктивная кинокомпания, которая закупала самолеты, шедшие на металлолом в США. Покупали такие самолеты как для съемок в фильмах. Этим самолетам отрезали крылья в США, их доставляли в Израиль, прикручивали им крылья. Это дало старт авиапромышленности Израиля. Сейчас компания называется Israel Aerospace Industries.
Сейчас эта компания запускает ракеты и спутники в космос. Шимону Пересу, пришедшему в идеи построения собственной авиастроительной отрасли, как любят в нашей стране, никто не верил. Ему говорили, что Израиль сможем производить только велосипеды, а не самолеты. Но он нашел поддержку Бен-Гуриону и в результате дали старт развитию своей промышленности.
Израиль начал строить свою промышленность, осознавая риски зависимости от союзников, которые могут изменить свое мнение. Так в принципе произошло в 1967 году, когда Франция фактически отказалась в дальнейшем поставлять вооружение из-за того, что Израиль совершил превентивную войну и расширил свою территорию. Великобритания отказалась поставлять им танки. В результате был создан знаменитый танк «Меркава», выпущенный уже в 1979 году.
Израиль строил свой ВПК, несмотря на кучу проблем в самой стране. В частности, массовый наплыв иммигрантов, которые имели разный культурный бекграунд, часто говорили на разных языках, которых еще не было, где размещать. Некоторое время в Израиле даже была карточная система для распределения продуктов.
Сейчас мне многие говорят – Израиль же сейчас не обстреливают, как Украину. Израиль понимал риски ракетных обстрелов вперед и создал знаменитый «Железный купол», позволяющий Израилю чувствовать себя спокойно и уверенно.
Мы должны понять простую вещь. Без создания собственного вооружения и перенесения войны на территорию соседа эта война затянется очень долго. Потому что нам не будут поставлять многие виды вооружения – например, дальнобойные ракеты на 1 тыс. км или дроны на такое же расстояние. Это стратегическая политика США. Если посмотреть на вооружение Тайваня, все дальнобойные ракеты страна производит сама. Равно как и Япония или Южная Корея. Но ведь американцев можно понять. Если они дадут Тайваню дальнобойные ракеты, нет гарантии, что эта страна не затянет в конфликт США с Китаем.
Построение собственного ВПК обязан быть первым народным проектом, воплотить который нужно требовать у власти. Чтобы была четкая и понятная программа по производству вооружения. Например, начать с децентрализованных предприятий после получения Patriot, которые позволят, прежде всего, массово производить ударные дроны. Их гораздо проще производить, чем ракеты.
Недавние исследования показали, что перерабатываемые Россией боеприпасы делаются из микросхем для игрушек. Это очень простая технология. Россия сейчас будет строить завод по технологиям Ирана для «шахидов».
Если нет ресурсов, нужно идти в наши коммерческие банки, которые находятся в государственной собственности. Такие банки продолжают жить как в мирное время. У них огромные доходы, пусть финансируют такие программы. Или правительство может предоставлять делегации под производство оружия.
В отличие от Израиля, у нас больше территория и не такая интенсивность обстрела. У нас есть гигантская база, на которой можно строить собственно ВПК. У нас есть кадры, патенты, технологии, в том числе ракетные, профильные вузы, подземные помещения еще советской инфраструктуры, позволяющие прежде всего скрывать объекты ВПК от российских ракетных атак. Мы должны помочь нашей Армии нарастить мышцы.
Следует установить мораторий на проверку налоговой и других структур таких предприятий, освободить от НДС импорт оборудования, дать налоговые льготы или компенсацию из бюджета. Это не обязательно должны быть государственные предприятия, это может заниматься частным бизнесом. Нужно выстраивать ВПК вроде США и Израиля. Это ускорит победу нашей страны, потому что в нынешнем формате война будет продолжаться очень долго. И даст толчок развитию технологий, которые перейдут в гражданский сектор, модернизировать экономику, бороться с безработицей.
Если «Укроборонпром» до сих пор не способен что-то сделать, нужно требовать смены таких руководителей. На их место поставить военных, ведь армия у нас сегодня единственный массовый институт, работающий по НАТОвским стандартам.
Это первый национальный проект, вокруг которого все мы должны объединиться и требовать его выполнения. В дальнейшем такие же механизмы могут быть использованы и для развития других отраслей экономики, ведь это в наших интересах.
Аграрная страна, о которой нас говорят, всегда проигрывает войне. Нам нужна новая индустриализация и экономика, и они будут строиться вокруг ВПК. Без нашей возможности защищать себя никто не будет вкладывать в нашу страну. Даже когда мы будем в НАТО, инвесторы должны быть уверены, что сможем себя защитить. Этим национальным проектом мы убиваем сразу несколько зайцев, вокруг этого объединяться нация и строиться государство. И вокруг армии, которая является остовом нашего государства и будет им еще очень долго. Потому что проблема России никуда не исчезнет.
Как говорил первый премьер-министр Израиля Бен-Гурион, для того чтобы быть реалистом, мы должны верить в фантастические вещи.
И в заключение. Индейцы проиграли войну за свою землю не потому, что они плохо умели воевать. Они как раз хорошо и быстро освоили все западные вооружения. Но они не могли производить оружие и потому проиграли свою войну. Давайте не делать таких ошибок и снова надеяться на то, что кто-то за нас что-нибудь сделает.
Коментарі — 0