Илья Пономарев: Тимошенко, по-моему, Владимиру Владимировичу реально нравится

Илья Пономарев: Тимошенко, по-моему, Владимиру Владимировичу реально нравится

Интервью с депутатом Госдумы, единственным взбунтовавшимся против аннексии Крыма

Если ударяться в сравнения, то Крым сейчас напоминает человека в глубокой коме. То есть, он все еще здесь, но мы его уже потеряли. Украинские и европейские политики сколько угодно могут не признавать ни крымский референдум, ни подписанный в Москве договор о вхождении полуострова в состав России. Но по факту отчуждение немалой территории страны свершилось. 21 февраля Госдума Российской Федерации проголосовала за ратификацию подписанного Владимиром Путиным и самопровозглашенными руководителями Крыма и Севастополя документа.

Правда, единогласного, привычного для России, одобрямса в этот раз не вышло. В рядах российских депутатов нашелся противник аннексии украинского полуострова. Член фракции «Справедливая Россия» Илья Пономарев стал единственным, кто проголосовал «против». Свой выбор он объяснил нежеланием разжигать войну. За несколько дней до того – при подписании в Москве договора о вхождении Крыма в состав России - Пономарев также не поддался общему психозу российских политиков и демонстративно не вставал со своего места в тот момент, когда Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца содрогался от аплодисментов во время речи Путина.

К последствиям, которые вполне реально могут последовать за таким «демаршем», депутат готов. А они уже маячат в перспективе. В одиозной ЛДПР уже заявили, что 7 апреля внесут на рассмотрение Госдумы «представление о признании утраченными полномочий депутата Пономарева, поскольку он выступил против интересов государства, пошел на поводу у нацистов, желающих расколоть страну». Насколько серьезно это отразится на карьере молодого депутата, трудно сказать. Сейчас Пономарев активно готовится к мэрским выборам в Новосибирске, и уже после их проведения 6 апреля может сложить мандат сам.

В интервью «Главкому» Пономарев рассказал о том, как российское руководство сталкивает два народа лбами, об угрозе развертывания «крымского сценария» в других регионах и о роли, которую в сложившейся ситуации смогла бы сыграть Тимошенко.

Илья Владимирович, вы – единственный депутат Госдумы, который проголосовал против вхождения Крыма и Севастополя в состав России. Вам тяжело это далось? Почему вы приняли такое решение?

Надо делать все возможное, чтобы наши страны не воевали, чтобы не пролилась кровь. А это решение, которое приняла Госдума, неразумно.

У народа Крыма есть право на самоопределение. Мы могли бы, если уж таково мнение большинства народа России, а оно действительно таково, признать независимость Крыма. Если Крым отделяется от Украины. Но это дело ваше - Украины. Вы должны решать вопрос с Крымом. Крым был частью вашей территории, вы - независимая страна, и это ваши юридические процедуры. Мы можем Крым признать. Пройдет какое-то время. После этого, может, крымчане передумают или не передумают, может, станут жить лучше, может, станут жить хуже. У вас десять раз еще правительство поменяется, судя по тому, что происходит. Делать этот шаг, принимать такое решение нужно на трезвую голову и в спокойной обстановке. А то, что мы сделали, превращает всю благую мотивацию, которая звучит из уст первых лиц страны, в банальную аннексию территории и делает нас врагами.

Поэтому я голосовал «против». Несмотря на то, что считаю тот факт, что Крым оказался в составе Украины, серьезным историческим казусом, недоразумением. В свое время решение принято по чисто логистическим соображениям, а теперь оно превратилось в политику. Но раз уж мы подписали Соглашение в 1994 году (Будапештский меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия – «Главком»), это наше слово, его надо было соблюдать. Тем более что ваша сторона свои обязательства выполнила.

Вы ранее во фракции обсуждали, как голосовать по этому вопросу?

Конечно. В каждой фракции было обсуждение. Но тут особенно нечего обсуждать. В России сейчас абсолютно патриотическая волна. У нас реально 95% поддерживают присоединение Крыма.

Конечно, такие решения должны приниматься на профессиональной основе, дипломатами, профессионалами во внешней политики, экспертами. Но ничего подобного в России нет.

И вам вот было не страшно так выделяться? Последствий не боитесь?

Конечно, было некомфортно. Но благодаря мне у нашей государственной пропаганды нет возможности говорить о единогласном голосовании по Крыму.

И да, я боюсь последствий, которые могут быть. У нас не Украина. У нас гораздо более жесткая политическая обстановка в стране

Чем конкретно ваше «против» может вам грозить? Вы же еще и баллотируетесь в мэры Новосибирска…

Посмотрим.

Но это не играет никакой роли. Потому что чем бы это не грозило, это бы на мой выбор не повлияло.

Вы отметили, что Крым имеет право на самоопределение. На полуострове был проведен референдум. По его результатам 96,77% избирателей выбрали присоединение к России. К легитимности и «чистоте» этого референдума есть много вопросов. Согласно украинским законам на местные референдумы не могут выноситься такие вопросы. Только в Севастополе проголосовало 123% населения. Украина эти результаты никогда не признает. Россия свой вердикт вынесла. Что дальше? Война?

Я для себя именно так и считаю. Во всяком случае, ставя себя, как политик, на место украинских политиков, думаю, они вынуждены теперь делать все, что угодно, но не признавать это решение. Иначе не поймут их собственные сторонники. И это не зависит от того, кто эти люди, - националисты, либералы, левые, не важно.

Сейчас вопрос в том, что нарушена целостность Украины, и, соответственно, украинское правительство должно на эту тему реагировать. И голосование Госдумы, с моей точки зрения, делает кровопролитие неизбежным.

Если есть хоть какие-то шаги, хоть что-нибудь, что я могу лично, как депутат Государственной Думы России, сделать для того, чтобы предотвратить это насилие, я готов… Не знаю, что… Что угодно.

Вы готовы, например, стать между украинскими и российскими войсками?

Я готов хоть приехать и стать между войсками… Я готов делать все, что угодно, лишь бы русские не стреляли в украинцев, а украинцы не стреляли бы в русских.

Все месседжи относительно Крыма из уст украинских политиков больше выглядят как сотрясание воздуха. «Крым – наш». Де-юре – да. Де-факто все уже кулуарно признают, что Крым мы сдали, и как его забрать назад, не понятно. Вы считаете, Крым – украинский или российский? Вы ведь уже говорили, что Крым – «русская земля».

Крым, вне всякого сомнения, - это русская территория. Она всегда такой была. Доминирующее население там русское. Это территория воинской российской славы. Но мы с украинцами – единый братский народ. И я, как человек левых убеждений, считаю, что то, что мы оказались в разных государствах – это большое историческое недоразумение.

Далеко не все в Украине с вами бы согласились. Россия – конечно, партнер, но уже не старший брат. Даже Виктор Янукович и тот какое-то время вел страну в Европу. Идея возрождения Союза не пользуется у нас особой популярностью. Тем более, сейчас. В ситуации, когда Украина отказалась от ядерного оружия, а Россия, которая выступила гарантом, поставила под угрозу нашу целостность…

Пройдет время, и мы будем вместе. Это просто исторически неизбежно. Просто, наверное, пройдет процесс такой же, как происходит в Европе с Евросоюзом. По-видимому, для этого у нас должны быть другие правители, которые мотивированы не зарабатыванием денег, а более высокими идеалами

Но я и говорю всем нашим российским средствам массовой информации, что, благодаря таким действиям со стороны России, мы не укрепили единство, а его разрушили.

То, что мы в течение долгого времени упрямо поддерживали жулика, который оказался во главе вашего государства, а теперь еще ему и особняк на Рублевке предоставили, очень неразумно с точки зрения политики нашей страны.

У вас есть какие-то доказательства, кстати, того, что Виктор Янукович, действительно находится в «Барвихе»?

Нет.

Владимир Путин в своем послании отметил, что он понимает, что люди на Майдан выходили не по причине национализма, а против коррупции. С этим я абсолютно согласен. Но просто задаюсь вопросом. Если у нас есть такое понимание, что люди протестовали просто против несправедливости и воровства, то почему никто из российских политиков, из представителей официального руководства России не приехал на этот самый Майдан и не выступил вместе с киевлянами против коррупции и воровства? Почему мы выступали с другой стороны? С той самой, против которой выступали люди на Майдане?

Мне ваши националистические силы, мягко говоря, не симпатичны. Но то, что сейчас происходит между нашими странами, - это ошибка, это преступление.

Как вы можете оценить «мероприятие», посвященное подписанию договора о включении Крыма в состав России 18 марта? Со стороны это все напоминало в лучшем случае съезд КПСС, в худшем - картинки выступлений Гитлера в нацистской Германии… Но вы не поднялись со своего места вместе с остальными, когда весь зал стоя аплодировал Путину…

Это был, конечно, треш! Там происходило шоу. Но наша правящая партия уже натренировалась на своих съездах.

Со стороны Украины договор подписывали самопровозглашенные глава Совмина Крыма Сергей Аксенов и мэр Севастополя Алексей Чалый, а также глава распущенного Верховного совета Крыма Владимир Константинов. Путин их признает. Но вопрос законности их избрания этих лиц стоит. Аксенова и Константинова как сепаратистов украинское Министерство внутренних дел уже объявило в розыск. Какая позиция у фракции «Справедливая Россия» и у вас?

Фракция у нас занимает официальную линию, суперпатриотическую.

Но я склонен думать, что те лидеры, которые там были, пользуются поддержкой большинства. Может, они и выбраны с нарушением. Но я не сомневаюсь, что большинство жителей Республики Крым и Севастополя поддерживают этих людей.

Сейчас есть информация об угрозе развертывания «крымского сценария» в Херсоне, о возможности проведении подобного референдума на Донбассе. Ваши прогнозы. Владимир Путин остановится, получив Крым? Или будет пытаться продвинуться дальше по стране?

Информации у меня нет. Но есть общая логика. Когда та или иная страна встает на путь агрессии и насилия, остановиться на этом пути нельзя.

Патриотические настроения надо чем-то подпитывать, иначе они охлаждаются. Их очень легко выпустить из бутылки и очень трудно потом туда загнать.

Как украинские политики могут этому противодействовать? Вот сейчас в Украине решают, закрывать границу с Россией или не закрывать, вводить визовый режим для россиян или нет… Силовыми методами? Конфисковать и закрывать российские предприятия на территории Украины, как это проделали с украинским «Рошеном» в Липецке?

Это уже не первый раз, когда встает вопрос о санкциях, действиях и так далее. Я всегда в разговорах с представителями других стран, и Евросоюза, и многих других, говорю, что любые санкции и действия, которые направлены против страны, то есть против народа в целом, контрпродуктивны. И могут приводить только к росту раздражения и консолидации противоположной стороны. Тем самым, приводить к противоположным результатам.

Любые санкции, действия надо применять к представителям элиты. Потому что они принимают решения. И как раз заботятся о том, чтобы никоим образом они не попали под категорию «обычных граждан». Между нашими странами достаточное количество экономических взаимосвязей, чтобы было что предъявлять тем людям, которые сейчас принимают такие решения на территории России.

К кому конкретно в России должны быть применены санкции?

Все эти имена-фамилии-пароли явки известны. Но я очень сомневаюсь, что Украина пойдет на это. Потому что они все являются деловыми партнерами украинского олигархата, который спонсирует собственно украинское правительство.

Ввести какие-то санкции против граждан не сложно. Но если вы хотите чего-то добиться, то двигаться нужно в противоположном направлении.

Есть такое мнение, что конфликт между Россией и Украиной могла бы урегулировать Юлия Тимошенко. Даже Путин делал откровенный намек на это. Сейчас в Украине распространяются слухи, что не без участия Тимошенко Украина сдала Крым. По-вашему, какую роль экс-премьер действительно играет в украино-российских отношениях?

Думаю, что Юлия Тимошенко и Владимир Путин, как альфа-самец с альфа-самцом, вполне могут провести переговоры на высшем уровне, и это действительно будет продуктивно. Она, по-моему, Владимиру Владимировичу реально нравится. А это немаловажный фактор в таких делах.

Реально нравится – значит, Путин делает на нее ставку на украинских президентских выборах?

Она – человек гибкий, умный, в меру беспринципный. Она может сыграть сильную роль в регулировании этого конфликта. А будет она это делать или нет – это будет зависеть от ее внутриполитических соображений, прежде всего. Ей же важно не разрушить базу своей поддержки, а усилить.

Но элемент симпатии есть. И если переговоры будут, я не удивлюсь. И думаю, у них есть хорошие шансы на успех. Но, по-моему, эти переговоры, если и ведутся, то находятся в зачаточной фазе. Да и торопиться тут не стоит. А Юлия Тимошенко умеет держать МХАТовскую паузу.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: