Саме час для приватизації в Україні
Першочерговим завданням приватизації має бути поліпшення функціонування економіки, її звільнення від надмірного втручання держави
Мовою оригіналу
В прошлом году в Украине насчитывалось 1833 действующих государственных предприятия и еще 1700, прекративших свою работу. Эти 3500 компаний не дают никакой прибыли, вместо этого они приводят к огромным убыткам для правительства. Любая прибыль воруется. Заметно, что правительство в 2015 году было сосредоточено на сокращении затрат и улучшении корпоративного управления. Теперь это устаревшее барахло должно быть приватизировано.
На обсуждении приватизации в Украине, в надежде извлечь больше средств для государства, рассматривали несколько предприятий большой ценности, и в первую очередь это касалось крупнейшего производителя удобрений Одесского припортового завода и Центрэнерго – единственной оставшейся компании-производителя электричества. Однако все, что продается сразу после кризиса, уходит по низкой цене. Любые надежды на быстрое получение больших государственных доходов далеки от реальности.
Вместо этого, первостепенной задачей приватизации сегодня должно быть улучшение функционирования экономики, ее освобождение от чрезмерного вмешательства государства. Во-вторых, должна прекратиться уже ставшая привычной коррупция в государственных компаниях. В-третьих, из-за вызывающей беспокойство государственной безопасности, стратегическая инфраструктура и ключевые оборонные компании не должны продаваться. В-четвертых, некоторые действительно ценные государственные компании должны быть проданы, но только когда экономика нормализуется и цены на активы вырастут.
Сообщения о коррупции в крупных государственных компаниях – частое явление в украинских СМИ. Как правило, государственная компания закупает сырье по явно завышенным ценам у торговых компаний - часто анонимных фирм, зарегистрированных на Кипре. Затем произведенный продукт госкомпания продает другой торговой компании за бесценок. Таким образом, вся прибыль оседает на офшорных счетах. Руководителями этих грязных махинаций, как правило, являются старшие парламентарии - так называемые «серые кардиналы», которые назначают директоров государственных предприятий, используя лазейки в законодательстве и вступая в сговор с руководством партий, которые они финансируют.
Этот порочный круг по праву стал основной целью украинских реформ. Правительство узаконило независимые ассоциации наблюдателей и меритократическую самостоятельную процедуру выбора генеральных директоров многих государственных корпораций. Основная цель введения электронной системы закупок ProZorro - препятствовать трансфертному ценообразованию в старинном стиле. Юридическое обязательство парламентариев докладывать о своих доходах и имеющихся активах, как предполагается, должно вынудить их работать честно. Закон об общественном финансировании политических партий и избирательных кампаний, в свою очередь, должен легализовать политическое финансирование.
Все эти действия, конечно, похвальны, но пока множество предприятий остаются во владении государства, положительный эффект вряд ли долго продержится. Сегодня приватизация не может быть полноценно осуществлена, так же, как в начале 1990-х, поскольку обстоятельства изменились. Ваучерная приватизация или приватизация доверенными лицами больше не имеют смысла.
Украина – страна, полная разрушенных заводов. Многие предприятия прекратили работу в начале 90-х годов и никогда ее не возобновляли. На сегодняшний день большинство из них устарели и представляют ценность только как недвижимость. В большинстве стран Европы такие компании были закрыты и разрушены. В Украине, на удивление, приватизация многих из этих руин запрещена парламентом.
В этом году парламент одобрил приватизацию 450 компаний. Это хорошо, но в Украине 3500 государственных предприятий: 1700 – разрушены, а остальные 1600 работающих только тянут субсидии из государства. Все они должны быть проданы как можно быстрее. Вопрос не в том, чтобы максимизировать доход государства, а в том, чтобы минимизировать потери, очистив страну от разлагающихся активов. В то же время должно быть реализовано настоящее право на частную собственность.
Успешная приватизация в малом масштабе во многих посткоммунистических странах подсказывает направление для дальнейших действий. Например, в Польше приватизация возымела грандиозный успех после того, как в ней стали участвовать местные органы власти, и принесла свои плоды. Любая приватизация предприятия должна совершаться за один шаг, с одновременной продажей всех государственных акций. Частичная продажа акций позволяет существующим мастерам теневых операций обеспечить себе контроль над предприятием, избежав конкуренции. Такие продажи были заслуженно запрещены недавним законом о приватизации. Нельзя позволять и государству сохранять «золотую акцию», чтобы пресечь постоянное государственное вмешательство и коррупцию.
Сотня наиболее успешных государственных предприятий, в основном в сфере энергетики и транспорта, имеют реальную ценность. Их корпоративному управлению необходимо улучшить их перед продажей, процесс которой должен быть прозрачным и конкурентным, способствующим одновременно и увеличению стоимости, и существенной реструктуризации предприятий. Они должны быть открыты для иностранных участников, когда это возможно. Некоторые продажи могут осуществиться в относительно короткие сроки – в частности, портов, что должно также привести к повышению конкуренции между ними и сокращению чрезмерной стоимости их услуг. Базовая инфраструктура, такая как магистральные трубопроводы, электросети, железные дороги, должны оставаться в собственности государства в интересах национальной безопасности.
Военная промышленность Украины в целом так и осталась в руках государства. Около 120 военных компаний принадлежат Укроборонпрому. Этот сложный сектор должен быть проанализирован отдельно. В итоге большинство его компаний также должны быть приватизированы. «Мотор Сич» - производитель двигателей для вертолетов в Запорожье, – возможно, одна из лучших оборонных компаний в Украине, – является частной.
Украинское правительство должно наконец отойти от управления предприятиями и вместо этого создать открытое и равное для всех участников поле деятельности, с минимумом бюрократии и максимумом прозрачности для всех компаний.
Джерело: Atlantic Council
Переклад: Обозреватель
Коментарі — 0