Россия и мир: Украинская неопределенность и катастрофа
Украинский кризис превращается из регионального в глобальную проблему. Дальнейшие санкции и противостояние приведут к росту неопределенности на глобальных рынках и могут иметь сдерживающий эффект на развитие экономики Евросоюза, в частности за счет негативного влияния на международные компании.
Украинский кризис превращается из регионального в глобальную проблему. Дальнейшие санкции и противостояние приведут к росту неопределенности на глобальных рынках и могут иметь сдерживающий эффект на развитие экономики Евросоюза, в частности за счет негативного влияния на международные компании.
Сейчас, по разным оценкам, нынешний уровень формальных и неформальных санкций приведет к падению ВВП России на 1-1,5%. При этом отток капитала из России в следующие 2-3 года может достичь еще 300 миллиардов долларов США. Причем, на наш взгляд, санкции, которые в настоящее время вводятся странами мира, пока не станут катастрофическими для экономики России. По оценкам Европейского центрального банка, отток капитала из России составил 220 миллиардов долларов с начала агрессии России против Украины. С другой стороны, по оценкам Центрального банка России чистый отток капитала за первый квартал 2014 года составил 55 миллиардов долларов США. Только в апреле, по оценкам Минэкономразвития России, отток капитала составил 8 миллиардов долларов и по ожиданиям его председателя в мае эта цифра будет примерно такой же. Прогнозируемый Минфином России отток капитала к концу года может достичь 80 миллиардов американских долларов.
Оценки государственных органов власти России и учреждения ЕС различаются существенно, но скорее всего показатели оттока капитала превысят оценки государственных учреждений России, хотя бы потому, что наибольшее отрицательное давление от санкций экономика России начнет испытывать именно с июня-июля текущего года. С мая до конца года российские компании и банки, согласно данным Центробанка России, должны выплатить основного долга и процентов в сумме около 108,5 млрд долларов США. Пик платежей придется на декабрь месяц, в котором должно быть выплачено 33,8 миллиардов долларов, в то время как в других месяцах платежи составят 9,1-13,5 миллиардов долларов ежемесячно.
Еще в конце 2013-го-начале 2014 года многие эксперты говорили о замедлении экономического роста (экономисты Goldman Sachs, Сорос и другие) и советовали воздержаться от инвестирования в экономику России. Рост инфляции в результате агрессии против Украины, затягивание украинско-российского конфликта, рост неопределенности и уже введенных санкций может быть уже достаточним для того, чтобы спровоцировать экономическую рецессию в России. Применение же жестких санкций против России, по оценкам немецких экспертов, может привести к падению российской экономики на 10%.
Замедление экономического роста и уже внедренные санкции привели к отказу рефинансирования кредитов российским компаниям и замораживания открытых кредитных линий. Те же компании, которым все-таки удастся получить кредиты, почувствуют существенное подорожание стоимости активов или ухудшения условий кредитования, как например, немедленное возвращение кредита в случае наложения санкций на компании или кого-либо из ее бенефициаров. В результате более строгих условий кредитования российские компании столкнулись с ростом трансакционных издержек на кредитование и увеличением рисков, что заставляет некоторых из них отказываться от иностранных кредитов самостоятельно. Из-за введения санкций некоторые из иностранных банков, среди которых можно выделить Well Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase, Bank of America Merrill Lynch, уже приняли решение об уменьшении своего присутствия на российском рынке.
Усиление санкции со стороны ЕС будет сдерживаться возможными негативными воздействиями на экономики европейских стран, хотя по оценкам группы экспертов крупнейшего банка Германии ведущие западные страны мира смогут выдержать экономические санкции против России без значительных для себя потерь. Большой вред эти страны испытывают только в случае полного отказа Россией от экспорта енерноресурсив в Европу и дефолта России, хотя оба эти сценарии немецкие эксперты считают маловероятными.
Одним из главных каналов распространения негативного влияния на экономики ЕС могут быть финансы, если Россия решит экспроприировать имущество компаний или если кредитоспособность ее активов существенно снизится. В частности, французские банки имеют наибольшие активы в России, которые в III квартале 2013 года составляли около 51 миллиарда долларов США. По доле активов от общих банковских активов, крупнейшим владельцем является Австрия (1,4%), за которой следуют Нидерланды и Италия, а вот риски немецких и испанских банков выглядят достаточно ограниченными. Всего европейский банковский сектор является более уязвимым к более жестким санкциям против России чем банковские системы Японии и США. Худшим сценарием для финансовой системы Еврозоны могла бы стать полная изоляция России от международной финансовой системы, хотя даже по этому сценарию российская экономика пострадает гораздо больше.
Другим важным каналом распространения является торговля, причем как за счет блокирования импорта в Россию так и за счет уменьшения экспорта энергетических ресурсов в Европу. Если Россия начнет блокировать импорт из Европы, то импорт из ЕС может снизиться на 2,5%, причем больше всего пострадают малые страны на восточной границе Еврозоны такие как Эстония и Финляндия, экспорт которых в Россию составляет более 10%, и Германия, экспорт которой в Россию составляет около 3,3%. В частности существенный обвал российского рынка может привести к падению роста экономики Германии на 0,5%, хотя по оценкам экспертов это падение и нельзя им пренебрегать, однако с ним можно справиться. С другой стороны, такие страны как Франция, Италия и Испания пострадают меньше, ведь их экспорт в Россию не превышает 2,5%, и, к тому же, экспорт не занимает большую долю ВВП в экономике этих стран.
Что касается экспорта энергетических ресурсов из России в Европу, то наиболее зависимой от российских нефти и газа является Финляндия (на 100% и 2/3 соответственно), в то время как Германия использует 1/5 российского угля и 1/4 нефти из России. Хотя учитывая подписание недостаточно привлекательного для России газового контракта с Китаем, изменение риторики в украинском-российском газовом споре, готовность некоторых стран-экспортеров энергетических ресурсов увеличить поставки нефти в случае уменьшения экспорта Россией, вряд ли Россия пойдет на отказ от экспорта энергетических ресурсов в Европу, ведь это грозит ей потерей европейского рынка.
По оценкам экспертов Deutsche Bank, значительный ущерб экономического роста страны ЕС испытывают только в случае глубокой рецессии в России вроде кризиса российского рубля в 1998 году и распространении этой рецессии на страны Восточной Европы. Риски негативного воздействия также могут вырасти в случае повышения неопределенности в развивающихся странах, экономики которых сейчас очень уязвимыми. Из-за этого негативного сценария, а именно в случае снижения внешнего спроса, Европейский союз имеет ограниченные возможности фискального и монетарного характера, который при текущем высоком уровне безработицы и в дальнейшем будет вынужден продолжать удерживать низкую учетную ставку. Это также усиливается угрозой дефляционных процессов в Европейской зоне, в частности наиболее в Британии. Азия же, наоборот, отличается в своих тенденциях инфляционных процессов: если дефляция приходит в Японии, то риски развертывания дефляционных процессов растут в Южной Корее.
С другой стороны, возможность негативного сценария экономического роста развивающихся стран, также усиливается ввиду того, что последнее уменьшение безработицы США скорее всего приведет к свертыванию политики денежного смягчения уже в ближайшем времени.
Это в свою очередь приведет к оттоку капитала из развивающихся стран, причем сам отток капитала испытывают именно те страны, которые получали крупные инвестиции во время программы количественного смягчения, среди которых можно выделить, прежде всего, Израиль и Китай. Зато, Бразилия и Турция пострадают меньше.
Реакция на уже введенные санкции будет обусловлена изменением глобальных экономических условий, о которых говорилось выше. Запрет на предоставление кредитов приведет к перераспределению капитальных потоков: отток капиталов из России приведет к вложению этих средств в другие страны. Кроме того, самая большая угроза от санкций заключается именно в том, что сложно прогнозировать, какими будут дальнейшие санкции, а потому инвесторы могут отказаться от вложения в российскую экономику на данном этапе. Эти тенденции уже имеют свои проявления. По недавним опросу международного агентства Bloomberg, среди восьми крупнейших экономик мира инвесторы назвали худшим рынком для инвестирования – российский, в то время как наиболее перспективным воспринимается именно рынок США и Евросоюза.
Итак, время задуматься всем! Новый мировой кризис может иметь последствия новой мировой экономической депрессии.
Коментарі — 0