Весна победила: политический севооборот в Украине
Когда что-либо ставит меня в тупик или я чего-то недопонимаю, пытаюсь найти анекдот в тему, который раскроет мне суть событий.
Севооборо́т – научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени.
«Википедия»
Политический севооборот – научно необоснованное чередование политических субкультур и партий во времени и на территории или только во времени.
Д.Выдрин
Когда что-либо ставит меня в тупик или я чего-то недопонимаю, пытаюсь найти анекдот в тему, который раскроет мне суть событий. Дело в том, что анекдоты – это матрицы, устойчивые архетипы человеческого бытия, которые вскрывают органичные, естественные и глубинные причины любой человеческой деятельности (даже политической).
Поэтому, когда партия УДАР в Украине во главе со знаменитым боксером Виталием Кличко стала, казалось бы, беспричинно блокировать в парламенте трибуну (беспричинно, потому что то, что они требовали, и так записано в Конституции), я стал искать анекдот, который прояснил бы и объяснил ситуацию.
Опять вспомнился следующий. У армянского радио спрашивают: «Могут ли долго, бескорыстно и платонически дружить двое красивых мужчин?». Армянское радио меланхолично отвечает: «Могут, но недолго – рано или поздно природа возьмет свое».
Гениальность этого анекдота в том, что, как правило, за любым событием стоит глубинная, незыблемая природа происхождения людей и организаций, которые в этом событии участвуют.
В украинской оппозиции сейчас три главные политические силы. С природой двух из них мне вроде бы все понятно.
Например, природа партии «Батькивщина» уходит своими корнями в Майдан. Именно Майдан, безусловно, стал колыбелью этой партии и ее пассионарной лидерки. Майдан же заложил дискурс и стилистику этой политической силы – высокий (часто даже зашкаливающий) пафос риторики, монолитность рядов, жесткую иерархию и сепарацию по партийной иерархии и статусу. Когда, например, смотришь через «Гугл» с высоты полета на площадь Тахрир, она выглядит как площадка, усыпанная отдельными маковыми зернами: людей вроде масса, но все они как бы отдельно друг от друга, индивидуальны, и при этом лидеры неотличимы от рядовых участников.
Наш Майдан выглядит с «птичье-гугловской» высоты скорее как початок кукурузы. Все объединены в плотно сбитый комок вокруг полевых командиров и распорядителей финансов. Но отдельно, на возвышенности, находится руководство, спикеры и диджеи. Майдан уже сэволюционировал и состоялся как святилище, сакральное капище, где скорее происходит инициация, сакрализация, заклинание и камлание, чем какое-то обсуждение, дебатирование и смыслотворчество.
Соответственно и политическая сила, рожденная здесь, является, по своей природе «хранилищем» майданных ценностей. Ее задача – скорее не участие в реал-политике, а постоянное подтверждение своего приоритетного права на главный оппозиционный бренд, защита главных жрецов (жриц), а также майданных мифов и заповедей.
Понятна, безусловно, и природа партии «Свобода». Это чисто уличная партия со всеми вытекающими подробностями. Неуемный дух и суть «Свободы» больше всего проявляется в факельных уличных шествиях, протестных маршах или просто беготне по улицам и переулкам. Причем цель не всегда важна – это может быть просто уличная погоня за памятниками Ленина или за работниками мэрии, или за постовыми милиционерами.
Главное – чувствовать под ногами знакомую асфальтовую почву. Главное – иметь перед глазами бесконечный горизонт уличных пересечений, поворотов и разветвлений. Главное – ощущать локтями знакомых уличных друзей и вожаков.
Поэтому «Свобода» так остро реагирует на любые заборы, ограды и заграждения. Для них это посягания на безмерность их органично-политического пространства, на их ценности уличной демократии, ограниченные только собственными нравами улицы, а не эфемерными и химерными законами права, юриспруденции и государства.
Наверное, поэтому представителей «Свободы» не пригласили на инаугурацию президента Обамы. Хлипкий ажурный заборчик на Пенсильвания, кажется, авеню вокруг Белого дома наверняка раззадорил бы их сильнее, чем красная тряпка испанского быка. Наши бы бравые свободовцы попилили бы белодомовскую оградку куда быстрее, чем кованые чугунные конструкции заборища вокруг Верховной Рады…
Короче, почвенная природа названных политических сил была ясна, но возникал вопрос о природе новой партии УДАР знаменитого боксера Виталия Кличко.
Я интуитивно предполагал, что корни этой природы происходят (и уходят) все же не с Майдана и улицы, а скорее в боксерский ринг. И, представьте, угадал!
Когда-то в молодости мне приходилось бывать на боксерском ринге. Значительно позже, в качестве народного депутата, мне удалось побывать на и в президиуме парламента (несколько недель я в составе «спецназа» своей политической силы блокировал президиум и окрестные помещения). Уже тогда я от нечего делать долгими ночами, держа в одной руке свечку, а в другой – увесистую палку колбасы, мерил президиум своими точными шагами. И был поражен – размер президиума украинской Верховной Рады абсолютно точно повторяет размеры ринга олимпийского формата: ровно 6 на 6 метров. Когда я измерил спичкой высоту президиума, был еще раз приятно поражен: ровно 0,6 метра (тоже как у классического боксерского ринга).
И, видимо, эта схожесть, наконец, сработала. Партия УДАР нашла свою политическую природу – отныне это будет заблокированный президиум парламента. Меня лично восхитило, с какой быстротой Виталий и его команда стали привносить стилистику своей природы под купол парламента.
В частности, первым элементом стало переодевание всех депутатов от партии УДАР, блокирующих зал, в красные спортивные футболки. Видимо, Виталий как опытный и осторожный промоутер понимает, что сразу запускать депутатов в президиум в красных «боксерках» будет чрезмерно вызывающе. Поэтому мудро выбран вкрадчивый и постепенный путь: первое блокирование – красные футболки, второе – красные шаровары, а уже третье – красные трусы.
Также обстоит дело и с реконструкцией президиума. Пока канаты вокруг него не натягивают, ограничиваются ограждениями из стульев. Но это вопрос только времени.
Я специально посмотрел технологию отечественного устройства боксерских рингов. И с приятным удивлением узнал, что наши ринги превосходят зарубежные по целому ряду показателей. Например, если закордонные собираются с помощью жестко закрепленных болтов, то наши по принципу ось-втулка. И это уже продемонстрировал лидер партии УДАР – он умеет в каждую втулку быстро вставить свою ось, чтобы сохранять конструкцию минимум две-три недели.
Ноу-хау отечественных рингов является также инновационная ринговая плевательница с отведением воды за пределы конструкции. В нашем политическом случае отвод предусмотрен прямо в прямой эфир…
Увлекся ненужными подробностями, но суть в том, что природа лидера партии УДАР определила его постоянным политическим пространством заблокированный, огороженный и монополизированный ринг-президиум.
Подытоживая, могу сказать, что выявление природы данной политической силы позволило замкнуть логическую конструкцию. Теперь уже понятно, как будет работать постоянный политический севооборот в украинской политике. Сначала Майдан, потом улица, потом блокировка президиума. Потом снова Майдан, улица и так далее…
Можно ли вырваться из этого севооборота? Не знаю. Особенно учитывая то, что партия власти заняла отстраненную позицию по отношению к этому естественному круговороту. Они выглядят как агрономы и бригадиры, которые забросили свое поле и закрылись в колхозном офисе. Одно дело, если они продумывают там какие-то полевые работы – посадку, прополку, внесение удобрений. Другое – если просто пьют и играют в карты.
Специально для The Kiev Times
Коментарі — 0