За что я ненавижу средний класс
На могиле моего любимого украинского философа (он же, пожалуй, единственный наш философ) Григория Сковороды написано: «Мир пытался меня поймать, но я его обманул».
На могиле моего любимого украинского философа (он же, пожалуй, единственный наш философ) Григория Сковороды написано: «Мир пытался меня поймать, но я его обманул».
По-разному расшифровывают это его великое послание в будущее, этот тайный знак, сакральный мэсседж. Большинство трактует примерно следующим образом: банальный, скучный, серый, административный мир пытался интегрировать в себя яркого мыслителя, а он не поддался и так и остался до конца жизни непритязательным странствующим рыцарем духа - без статуса, должности, обязанностей и формальных занятий.
Но я расшифровываю это по-другому. Чаще всего под словом «мир» понимают «мирские соблазны», то есть те наиболее привлекательные «заманухи», - атрибуты, предметы, объекты движимости и недвижимости, - с помощью которых человек привязывается или даже пристегивается к наиболее реальным, плотским, мясистым формам бытия.
Во времена Сковороды такими мирскими соблазнами, пристежками к бытию, являлись даже не должности, а именно атрибуты: дорогой кафтан или жупан, «шестисотая» повозка с тройкой роскошных лошадей, уютный и просторный дом недалеко от Киево-Печерской Лавры с геранью на подоконниках, многочисленная челядь, которая обслуживала любой каприз хозяина…
Но в то же время к мирским соблазнам в те времена никогда не включали книги, неограниченную возможность общаться с любимыми людьми, путешествовать по полям и весям, не выбирая маршрутов, не зависеть от начальства и всегда говорить то, что думаешь.
Так что Сковорода «обманул мир» только в той узкой части мирских предложений, которые вступали в противоречия со свободой духа, с чистотой совести и открытостью сердца.
Сегодня мир, а точнее «первый» мир, тоже пытается нас поймать. Только приманка в ловушках стала другой: крутые тачки и томные телки, «хатынки» в престижных районах, а главное - навороченные гаджеты разного рода, которые становятся все больше частью человеческого тела и вытесняют живое общение и непосредственный контакт.
Под это дело создана даже целая концепция пресловутого «среднего класса». Сегодня средним классом как раз называют тех, кого «первый мир поймал» в сети своих усредненных и банальных «приманок». Первый мир, как опытный крысолов, играя на сладкоголосой дудочке социальных сетей, увел немереное количество людей в лабиринты твиттеров, фэйсбуков и пр.
Недавно, благодаря замечательному венгерскому еженедельнику «168 ora», я узнал, что в каждой неделе содержится всего-навсего такое ограниченное количество часов. И если «сотку» ты выбрасываешь в бездонное зево своих гаджетов, то для теплоты живого общения, для душевности соприкосновения рук и душ остается жалкая мелочь-сдача.
Первый мир все больше превращается в мирок мелких бесов, где гаджеты выполняют роль маленьких, но бесчисленных «кровососов» - мелких бестий, которые отсасывают жизненные силы, энергетику, витальность, а главное – время.
Конечно, легко было Сковороде – у него был только один враг: госмашина, которая хотела победить его соблазном своих подачек. А нас, как в «Матрице», атакует бесконечное множество все более немыслимых электронных тварей. «Средний класс» они уже фактически поглотили. Но мир не погиб, пока еще есть странствующие гуру, дервиши, философы, которые не имеют мобильных телефонов.
Специально для журнала «XXL»
Коментарі — 0