Американское обострение индийского национализма
Граничащее с манией величия, раздутое самомнение американцев ведет к тому, что Америка неуклонно теряет друзей и даже просто сторонников по всему миру, что, кстати, чревато обострением и без того неспокойной обстановки на планете.
Граничащее с манией величия, раздутое самомнение американцев ведет к тому, что Америка неуклонно теряет друзей и даже просто сторонников по всему миру, что, кстати, чревато обострением и без того неспокойной обстановки на планете. Ярким свидетельством тому является дипломатический скандал, который разгорелся в связи с арестом в Нью-Йорке заместителя генерального консула Индии и попал на «благодатную» почву крепнущего индийского национализма.
Уже очевидно, что геополитика и международные отношения, мягко говоря, не являются сильной стороной президента Барака Обамы и его администрации. Но неужели сложно было предугадать, что абсолютно идиотская выходка американской полицейщины станет бочкой бензина, вылитой на разгорающийся националистический пожар в многонациональной Индии, что может взорвать крайне напряженную ситуацию как на полуострове Индостан, так и во всем регионе?!
Прологом к обострению американско-индийских отношений стало событие, которое, на первый взгляд, не имеет никакого отношения к дипломатическому скандалу.
8 декабря 2013 года прошли выборы в законодательные ассамблеи четырех ключевых индийских штатов — Дели, Мадхья-Прадеш, Раджастхан и Чхаттисгарх. Особенность этих выборов состоит в том, что они стали генеральной репетицией общенациональных парламентских выборов, которые состоятся в Индии весной 2014 года. Правящая уже долгие годы партия Индийский национальный конгресс (ИНК) с треском проиграла выборы во всех четырех штатах. Это повергло в шок лидеров правящей партии, ибо перед ними отчетливо встала угроза провала на всеобщих парламентских выборах.
Следует отметить, что во главе старейшей индийской партии ИНК уже десятки лет стоит политическая династия Ганди-Неру. Сейчас партию возглавляет вдова бывшего премьера Раджива Ганди — Соня Ганди. На предстоящих парламентских выборах кандидатом от партии на пост премьера должен стать их сын — Рахул Ганди. Но вполне возможно, что отпрыску знаменитой индийской политической династии придется начинать политическую карьеру в оппозиционных «окопах», а не в кресле руководителя страны. Напомним, что Индия является парламентской республикой, в которой полномочия президента ограничены фактически представительскими функциями.
Но вернемся к результатам местных выборов. Самым унизительным оказался проигрыш правящей партии в столице — Дели, где ИНК находится у власти 15 лет. Если в предыдущем составе законодательной ассамблеи правящая партия имела 43 мандата, то теперь ей приходится довольствоваться всего 9 местами. Зато главная оппозиционная сила и, по совместительству, главный конкурент ИНК — националистическая «Бхаратия джаната парти» (БДП) — получила 31 мандат. Впрочем, главным сюрпризом местных выборов в Дели стали 27 мандатов, которые получила созданная всего год назад новая политическая сила «Аам Аадми» (Партия простого человека — ППЧ), провозгласившая своей главной задачей борьбу с коррупцией. В ходе борьбы за место в парламентской ассамблее штата опытная премьер-министр штата Дели — Шейла Дикшит из правящей партии Индийский национальный конгресс — проиграла политику-новичку от Партии простого человека Арвинду Кедржвалу.
Столь неожиданная популярность новоиспеченных партий и политиков объясняется усталостью избирателей от примелькавшихся политических династий на фоне обостряющихся социальных и национально-религиозных противоречий, углубляющегося имущественного и политического неравенства, тотальной коррупции и жестокого кризиса, поразившего экономику страны и приведшего в 2013 году к невиданному до сих пор падению курса национальной денежной единицы — рупии. Откровенно популистская Партия простого человека выступила, тем не менее, с простыми и понятными лозунгами непримиримой борьбы с коррупцией, от которой страдают миллионы граждан страны. В то же время Индийский национальный конгресс в последнее время прославился не только кризисом и критическим замедлением роста экономики, но и громкими коррупционными скандалами.
В свою очередь, лидер главной оппозиционной силы «Бхаратия джаната парти» Нарендра Моди заявил о «впечатляющей победе БДП во всех штатах». Экономика отреагировала на победу БДП весьма положительно — биржевые индексы и курс рупии пошли вверх. Этот эффект обусловлен тем, что лидер партии, пребывая на посту премьер-министра штата Гуджарат, положительно зарекомендовал себя на ниве создания благоприятного климата для бизнеса.
Два основных конкурента индийской политики отличаются мировоззрением. Индийский национальный конгресс известен либерализмом и космополитизмом. В свое время ИНК поддерживал контакты с бывшим Советским Союзом и даже заявлял о готовности вести страну некапиталистическим путем в обмен на существенную материально-техническую и финансовую помощь СССР. Теперь ИНК проводит политику, дружественную США.
В свою очередь, «Бхаратия джаната парти» известна как националистическая. Рост ее популярности в целом соответствует общим тенденциям, прежде всего, в Европе, где на волне глобального кризиса набирают силу правые и националистические силы. Но особенность Индии состоит в том, что она даже не просто многонациональная, а «супер-мега-многонациональная». Едва ли можно с уверенностью сказать точное количество наций и народностей, проживающих в этой стране. Это неизбежно влечет за собой наличие множества межнациональных и религиозно-конфессиональных противоречий, которые усугубляются драматическими социально-экономическими проблемами, а также радикальными правыми и левыми протестными движениями. Причем, все это в гигантских масштабах, поскольку население Индии уже перевалило за 1 миллиард человек и продолжает увеличиваться, догоняя Китай, да еще с учетом скученности населения, для которого на полуострове Индостан просто не хватает места. В этих условиях разжигать националистические страсти — то же самое, что играться со спичками на складе ракетно-бомбового вооружения, особенно если учесть, что ядерное оружие в Индии тоже имеется.
Единственным возможным полем для национализма в такой ситуации может быть только его использование в качестве «наружного» средства против внешнего врага. Внешних врагов хватает: во-первых, это Пакистан, противостояние с которым доходит даже до взаимного запугивания ядерным оружием, имеющимся у обеих сторон; во-вторых, это давние противоречия с Китаем.
Теперь к этому перечню присоединилась Америка.
Буквально через несколько дней после выборов, 12 декабря 2013 года, полиция Нью-Йорка задержала заместителя главы генерального консульства Индии в Нью-Йорке 39-летнюю Девияни Хобрагаде за то, что она, предположительно, солгала властям США при оформлении визы своей домработницы Санджиты Ричард. По данным СМИ, женщину обвиняют в том, что она добилась получения визы, сообщив властям, что будет платить своей индийской горничной 4,5 тысячи долларов в месяц, или $9,75 в час, что является минимальной заработной платой, установленной законом для Нью-Йорка, хотя реально платила наемной работнице $3,31 за час и заставляла работать более 40 часов в неделю без специальной денежной компенсации, также установленной законом.
Кстати, вполне возможно, что так оно и было. Но с учетом консульского статуса Девияни Хобрагаде, если американцы такие уж «законники», можно было провести с ней воспитательную беседу, незаконно выданную визу аннулировать или заставить консула платить прислуге столько, сколько положено по закону. Но американцы, как говаривал товарищ Ленин, «пошли другим путем»…
После задержания индийского дипломата подвергли унизительному личному досмотру с раздеванием и заглядыванием, пардон, в интимные места («америкосы» это дело любят), взяли анализ ДНК, а затем поместили в камеру к наркоманам, проституткам и прочему криминальному элементу. На следующий день обвиняемую отпустили под залог $250 тыс., но следствие в отношении ее продолжается по статье, которая предусматривает до 15 лет заключения. Власти США утверждают, что действуют по закону, поскольку, согласно Венской конвенции о консульских отношениях 1963 года, консульский иммунитет является не таким всеобъемлющим, как дипломатический, и консула нельзя арестовывать только по делам, связанным с выполнением служебных обязанностей.
Власти Индии такими объяснениями не удовлетворились, назвали действия американцев варварством, и предприняли целый ряд встречных шагов, крайне недружественных к США. Они не ограничились протестом, выраженным послу США в Индии, но потребовали, чтобы все сотрудники посольства и члены их семей сдали идентификационные удостоверения, без которых иностранные дипломаты, по местным правилам, вообще не имеют права работать в Индии. Индийские политики отказались встречаться с делегацией конгресса США.
Демонстрируя восточную хитрость, индийские власти предприняли и нетрадиционные меры, призванные как можно более ущемить и даже унизить американцев. Они приостановили беспошлинную продажу американцам алкоголя, растащили тракторами бетонные блоки, которые в Дели, как и в других странах мира, ограждают дипломатические представительства США из-за боязни терроризма, каковая боязнь в Америке уже превратилась в паранойю. Впрочем, паранойя эта, во многом, оправдана, поскольку количество врагов Америки неуклонно ширится по миру часто из-за политики самой Америки. Достаточно вспомнить публикации данных о тотальной «прослушке» американскими спецслужбами органов даже тех стран, которые считаются давними союзниками США, что привело в негодование даже этих союзников.
Наконец, подойдя к вопросу еще более «нетрадиционно» во всех смыслах, индийские власти взяли на учет известных им гомосексуалистов из числа дипломатов и консульских работников. В Индии гомосексуализм является уголовно наказуемым…
Представители власти и истеблишмента Индии единодушно заявляют, что их страна ни при каких обстоятельствах не намерена терпеть подобные действия со стороны США. Министр по делам парламента Индии Камал Натх подчеркнул: «Вашингтон должен открыто извиниться. Мы не потерпим такое поведение по отношению к Индии ни при каких обстоятельствах. США должны понять, что мир изменился, времена изменились и Индия изменилась. Поведение и отношение США к нам в деле Девияни Хобрагаде должно обеспокоить не только Индию, но все страны, и никто не должен остаться равнодушным».
К действиям индийской элиты присоединилась возмущенная улица. Ситуация обостряется тем, что, согласно местным индийским обычаям, арестовать и надеть наручники на образованную женщину, каковой является Девияни Хобрагаде, имеющая ученую степень доктора медицины, можно только в самом крайнем случае, если она совершит особо тяжкое преступление.
В Индии ширятся массовые протесты против задержания в Нью-Йорке вице-консула страны. Протесты сопровождаются сожжением американских флагов, требованиями бойкотировать товары американского производства и даже погромами. В частности, 20 декабря 2013 года в пригороде Мумбаи была разгромлена пиццерия Dominos Pizza, входящая в американскую сеть ресторанов. К счастью, никто не пострадал. Массовые манифестации прошли под дипломатическими и консульскими учреждениями США, в частности возле генерального консульства в Калькутте.
Но причиной жесткой реакции индийского политикума на действия американцев было не только оскорбление национальных чувств, но и приближение выборов, на которых правящий Индийский национальный конгресс имеет все шансы потерпеть поражение. В свою очередь, фаворит предвыборной гонки националистическая «Бхаратия джаната парти» часто использует антиамериканские настроения, которые все более овладевают массами в Индии. Лидеру БДП и кандидату в премьеры Нарендра Моди даже въезд в США до недавних пор был запрещен.
В результате ИНК также приходится использовать антиамериканскую риторику, чтобы не уступать соперникам. Словом, правящая партия вынуждена жертвовать традиционно хорошими отношениями с Америкой в электоральных целях. Этого можно было бы избежать, если бы не дипломатический скандал, но здесь американцы сами виноваты.
В результате необдуманных действий, США поставили под удар серьезные геополитические интересы. Буквально недавно Обама называл Индию «одним из главных партнеров Америки в XXI веке». Повторим, что Индия для США — стратегически важное государство в Азии в противостоянии с Китаем и для влияния в Пакистане, ситуация в котором все более выходит из-под контроля. Кроме того, в свете полного или почти полного вывода американских войск из Афганистана именно на Индию Вашингтон возлагал большие надежды в плане стабилизации ситуации в этой стране.
Но в геополитические расклады вмешалась полиция Нью-Йорка…
Коментарі — 0