Александр Карпец Журналист

Истеричные судороги валютного психоза

Нынешнему неожиданному резкому росту курса гривны, переизбытку долларов и евро в банках и обменниках, а также дефициту гривны особо доверять не следует.

Нынешнему неожиданному резкому росту курса гривны, переизбытку долларов и евро в банках и обменниках, а также дефициту гривны особо доверять не следует. Гривен напечатали и выпустили в обращение столько, что в ней можно утопить все страны и континенты! Похоже, что дефицит этот создан искусственно, равно как и относительный избыток валюты для спекулятивной раскачки рынка с целью «честного отъема» валютных средств граждан, о чем далее.

Истеричные телодвижения власти во время валютной паники были бы смешными, если бы ситуация на валютном рынке в стране не была столь критической. Пока гарант делал вид, что является «верховным арбитром» и к обвалу гривны отношения не имеет, правительство в лице Яценюка усердно пыталось переложить всю ответственность на Нацбанк и лично на его главу Валерию Гонтареву. Хотя и Порошенко и, тем более, Яценюк, не менее Гонтаревой виновны в обесценивании национальной денежной единицы, что ведет не только к удорожанию жизни и обнищанию граждан, но также чревато грядущим недостатком продовольствия и даже голодом из-за дороговизны и нехватки горюче-смазочных материалов для сельхозработ в 2015 году.

На момент, когда писался этот текст, обвал гривны был остановлен, и национальная валюта даже начала укрепляться, подорожав с 30-35-40 до 22-26 грн да 1 доллар, и укрепление гривны продолжалось. Очевидно, Нацбанк, следуя, суровым указаниям Порошенко, высказанным во время знаменитой встречи «на троих» в составе гаранта, премьера и главы Нацбанка, пытается опустить курс до заложенного в новом варианте бюджета-2015 значения, равного 21,7 грн за 1 доллар. Как долго Нацбанк сможет снижать и удерживать низким курс, сказать трудно. А главное, непонятно, к чему это приведет, поскольку, кроме чисто административных мер, НБУ использует также интервенции, что чревато окончательным сжиганием остатков валютных резервов, размер которых на начало февраля 2015 года составил угрожающе низкие 6,5 млрд долларов.

Кстати, нечто подобное уже было осенью 2014 года, когда с целью предвыборного повышения рейтинга Блока Порошенко по личному указанию гаранта Нацбанк пытался удержать курс гривны на отметке 12,95 грн за 1 доллар, растранжирив при этом несколько миллиардов долларов, которые перекочевали в карманы спекулянтов и/или были выведены в низконалоговые зоны, а потому курс взметнулся к новым высотам. Нечто подобное может произойти и сейчас.

Нынешние манипуляции с валютным курсом проблему не решают. Главными причинами нынешних бед являются сокращение экспорта и инвестиций, отсутствие внешних займов, а также продолжающийся вывод из страны капиталов. Крайне отрицательную роль сыграл так называемый плавающий курс, который еще недавно считался едва ли не панацеей от всех болезней. На самом деле, плавающий курс привел к обвалу национальной денежной единицы. Теперь даже самый законопослушный, сознательный и патриотичный менеджер предприятия-экспортера не станет торопиться с возвратом экспортной выручки, условно говоря, сегодня по 25 грн за 1 долл, если завра за доллар уже будут давать 35 гривен.

Впрочем, нынешнее укрепление гривни может продолжаться недолго. По некоторым оценкам, курс будут держать до момента принятия советом директоров МВФ решения о выделении Украине кредитного транша. Считается, что заход валюты в виде транша сам по себе стабилизирует курс, что, возможно, и произойдет, но едва ли надолго, поскольку, повторим, не решаются вышеуказанные проблемы с притоком инвестиций и валютной выручки, а также с оттоком капиталов. Иными словами, сейчас Нацбанк растранжиривает остатки валютных резервов, чтобы потом получить кредит, который придется отдавать с процентами. Впрочем, и растранжириваемые сейчас валютные резервы являются тоже заемными, поскольку они, повторим, на 1 февраля составляли около 6,5 млрд долларов, а до конца года Украина должна заплатить по внешним долгам 11 млрд долларов.

Вернемся к истерии, но не столько к собственно валютной ее составляющей, сколько к неадекватным телодвижениям властей. Недавно Порошенко заявил, что кадровые изменения должны производиться только после получения Украиной кредитного транша МВФ, но касаться эти изменения должны не только Нацбанка, но и экономического блока правительства. И здесь Порошенко прав, поскольку обвал гривны является «плодом коллективного творчества». Но прав Порошенко с одной оговоркой: он тоже несет непосредственную ответственность за катастрофическую дискредитацию национальной денежной единицы.

И дело не только в указанной выше ситуации с инициированным Порошенко искусственным удержанием курса перед парламентскими выборами осенью 2014 года. Следует вспомнить, что Валерия Гонтарева, которая в должности главы Нацбанка, выглядит, мягко говоря, весьма сомнительно, является креатурой именно Порошенко. Вопрос о смене руководства главного банка уже перезрел. Но не смотря на огромный общественный негатив, который концентрирует на себе Гонтарева¸ вопрос о ее отставке даже не поднимается. Прежде всего, эту тему упорно обходит сам Порошенко, мотивируя тем, что до получения кредита МВФ не следует менять руководство Нацбанка, а также нужно всячески демонстрировать единство центробанка и правительства, что, впрочем, отчасти справедливо. Но едва ли не главнейшей причиной того, что Порошенко не принимает кадровых решений по Нацбанку, является то, что он привык ставить исключительно на лично преданных ему людей, пусть даже они не адекватны занимаемым должностям. Прикрывается же все это лицемерной декларацией о независимости центрального банка, хотя очевидно, что гарант дает его главе непосредственные указания.

Более всех в вопросе отставки Гонтаревой усердствует премьер Яценюк. «От снятия Гонтаревой курс не станет 15 гривен за доллар, но это вопрос доверия к главе НБУ», — заявил он недавно на заседании фракции Блока Порошенко. По глубокому мнению Яценюка, отставка Гонтаревой на сотрудничество с МВФ не повлияет.

Впрочем, причина стараний Яценюка очевидна: он стремится банально «перевести стрелки», по сути, снять с себя ответственность за обвал гривны, поскольку львиная доля вины за это лежит на руководимом им правительстве и на нем лично.

В целях компенсации огромного дефицита средств, направляемых на покрытие государственных расходов, правительство идет на непрерывную эмиссию ОВГЗ. Только в 2014 году было выпущено государственных долговых обязательств более чем на 205 млрд грн. Из них бумаги на 171 млрд грн были выкуплены Нацбанком, то есть центробанк выпустил в оборот деньги на сумму 171 млрд грн. Этот процесс продолжается в 2015 году. С начала года по 26 февраля НБУ выкупил ОВГЗ на сумму 20,3 млрд грн, тогда как за тот же период 2014 года — «всего» на 14,4 млрд грн.

Бюджетом на 2015 год также предусматривался выпуск ОВГЗ на сумму почти 113 млрд грн. Из них бумаги на сумму 88 млрд грн — на нужды правительства; ОВГЗ на сумму 36,5 млрд грн будут пущены на докапитализацию банков; бумаги на 20 млрд грн пойдут на финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц; ОВГЗ на 36,5 млрд грн — на очередное увеличение капитала «Нафтогаза»; кроме того, обязательства на неизвестную пока сумму пойдут на докапитализацию государственных предприятий топливно-энергетического комплекса.

Таким образом, налицо не только финансирование расходов бюджета за счет роста государственного долга, но и необеспеченная эмиссия гривны на фоне падающей экономики, ведущая к очередному витку девальвации национальной денежной единицы. Ситуация усугубляется тем, что сумма на которую планируется выпустить ОВГЗ в 2015 году, точно не оговаривается, а потому правительство Яценюка может совершенно беспрепятственно увеличить ее до любых размеров.

Следующий канал накачки финансово-экономической системы страны формально реализуется Нацбанком. Но поскольку этот путь «впрыскивания» гривны прописывается в бюджете, то ответственным за него является скорее правительство. Речь идет о так называемой прибыли Нацбанка, которая поступает в бюджет прямым зачислением. Напомним, что в первом полугодии 2014 года Нацбанк отдал в доходную часть бюджета 22,8 млрд грн так называемого аванса прибыли, исчерпав таким образом, весь годовой лимит за полгода. Отметим, что бюджет первого полугодия 2014 года был кое-как сведен, во многом, именно благодаря этой сумме.

После внесения изменений законом о бюджете на 2015 год центробанку по этой статье установлены еще более «повышенные обязательства» — выдать «на гора» около 60 млрд безвозвратных эмиссионных гривен для того, чтобы обеспечить выполнение — ни много ни мало! — 10% доходной части бюджета. Причем четверть этой суммы Нацбанк должен отдать бюджету до 11 мая.

Наконец, нельзя преуменьшать «огромный вклад» в обвальную девальвацию гривны самого Нацбанка во главе с Гонтаревой. Рефинансирование банков центральным банком является важнейшей причиной падения национальной валюты. Здесь задействованы два механизма. Давление на курс возникает из-за массового возврата банками гривневых депозитов, за средства от которых вкладчики скупают валюту как в банках, так и на черном рынке. Но главнейшей причиной являются скорее спекуляции банков на средства, полученные от Нацбанка средства на рефинансирование.

В 2014 году общий объем рефинансирования в 2014 году достиг огромной суммы — 222,3 млрд гривен, то есть примерно половины бюджета. Хотя в 2013 году рефинансирование составило «всего» 71,5 млрд гривен... Как говорится, комментарии излишни.

В 2015 году эта тенденция продолжается. Например, 19 февраля 2015 года Нацбанк принял решение о выделении Приватбанку стабилизационного кредита в объеме 2,28 млрд грн на два года в целях обеспечения своевременного выполнения банком своих обязательств перед вкладчиками — физическими лицами. Также, согласно ранее принятым решениям, Приватбанк получил очередной транш стабилизационного кредита в сумме 309 млн грн. Мотивируется это тем, что в указанном банке сосредоточено более четверти вкладов физических лиц и 15% активов всей банковской системы страны, а учреждение является сберегательным специализированным банком, поскольку средства физических лиц составляют более 50% его пассивов.

Подобных примеров выделения многомиллиардных сумм с начала года было много.

При этом ежедневные статистические сводки Нацбанка не содержат данных о погашении банками ранее взятых кредитов. В результате возникает прекрасная возможность для спекуляций на валютном рынке с помощью дешевой ликвидности, выделенной на рефинансирование, и складывается обоснованное подозрение, что подобная бесконтрольность существует неспроста.

Напоследок нужно сказать несколько слов о нынешнем резком падении курса доллара к гривне. Повторим, что на момент написания этого материала курс с 35-40 гривен за 1 доллар скатился до 22-25 грн за 1 долл. и продолжал сползать вниз. Появились вполне правдоподобные слухи, что это может быть элементом разыгрываемого спекулятивного сценария. Резкое падение курса при стремящихся ввысь ценах и тарифах заставит граждан понести в обменники, в банки и валютным спекулянтам свои валютные сбережения, поскольку жить за что-то надо, и нужна гривна. А когда граждане расстанутся со значительной частью своих накоплений в твердой валюте, курс опять поднимут теми же спекулятивными методами. Это станет очередным этапом ограбления рядовых граждан, о социальных последствиях которого так называемая элита не задумывается, надеясь в случае чего сбежать, как это сделали, например, Янукович и компания.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: