Реструктуризация долгов и аннексия совести
Как известно, совесть — категория неэкономическая, и когда дело доходит до шкурного интереса, последнему всегда находится какое-нибудь оправдание.
Как известно, совесть — категория неэкономическая, и когда дело доходит до шкурного интереса, последнему всегда находится какое-нибудь оправдание. В вопросе с реструктуризацией внешних долгов Украины ситуация складывается противоположная, но с некоторыми «поправками на ветер».
Известно, что МВФ требует до июля 2015 года реструктуризировать, по сути, рассрочить внешние долги страны, что является одним из условий получения следующего транша, без которого финансово-экономическая система Украины может просто захлебнуться.
Также известно, что самым проблемным в данном вопросе является долг Украины перед российским Фондом благосостояния в размере 3 млрд долларов, поскольку Москва уже заявила о категорическом нежелании этот долг реструктуризировать. И это угрожает успешности переговоров с другими иностранными держателями украинских долговых обязательств.
Но это как раз тот случай, когда совесть является категорией даже более чем экономической. Если б иные представители нынешней «демократической» власти руководствовались не шкурными интересами -- как своими, так и некоторых олигархов, а интересами державы и имели элементарную совесть, то российский долг можно было бы вообще не возвращать, причем на совершенно законных основаниях. А заодно существенно облегчить переговоры о реструктуризации с другими кредиторами. Не говоря уже о том, что именно благодаря правительству и Нацбанку гривна была буквально опущена ниже плинтуса путем обвальной девальвации, что резко ухудшило параметры внешнего долга, поставив страну на грань дефолта.
По официальным данным, общая сумма внешних долговых обязательств страны составляет 26,3 млрд долларов. Из них 17,2 млрд -- еврооблигации государства, 5 млрд — гарантированные государством кредиты и еврооблигации субъектов хозяйствования, 4 млрд — не гарантированные государством обязательства субъектов хозяйствования.
Как заявила министр финансов Наталья Яресько, в 2014 году расходы бюджета на обслуживание госдолга составили 11% ВВП. В настоящий момент¸ по ее словам, внешний долг хоть и уменьшился в абсолютных величинах на 20%, но из-за обвальной девальвации гривны расходы на обслуживание госдолга ныне достигают 13% ВВП, что крайне опасно.
Отметим, что девальвация гривны в 2014-м и в начале 2015 года -- «продукт жизнедеятельности» правительства под руководством Яценюка и Нацбанка под началом Гонтаревой при попустительстве президента Порошенко. Вдаваться в подробности не будем, поскольку об этом уже много написано и сказано, но напомним, что причинами катастрофической девальвации национальной денежной единицы были прямая эмиссия гривны, в том числе через выпускаемые правительством ОВГЗ, а также преступное рефинансирование коммерческих банков, при котором львиная доля ликвидности немедленно попадала на валютный рынок, что и привело к падению гривны.
В то же время министр финансов Наталья Яресько клятвенно пообещала, что правительство и вверенное ей ведомство сократят расходы бюджета на обслуживание госдолга в 2015 году до 8,5% ВВП. Впрочем, в это верится с трудом, в том числе по причине вышеуказанного российского долга.
Напомним, что в 2013 году под конец «царствования» Януковича российский Фонд национального благосостояния выкупил выпущенные тогдашним правительством Украины ОВГЗ на сумму 3 млрд долларов. Срок погашения кредита истекает в конце нынешнего года, и Москва уже однозначно отказалась от реструктуризации.
Это создает проблемы с реструктуризацией как таковой. Если полностью и в срок выплатить долг исключительно Москве, то того же потребуют остальные кредиторы. Если же сейчас отказаться от его выплаты, Москва поставит вопрос о дефолте Украины, что ухудшит и без того плохое положение страны на финансовых рынках. Но оказывается этот долг не следовало включать в список реструктуризируемых и вообще можно было бы не платить на вполне законных основаниях.
МВФ, который требует реструктуризировать долги для продолжения кредитования, рассматривает российский Фонд национального благосостояния, выдавший заем, как орган государственного управления. Из этого следует, что этот долг является официальным и его вообще не следовало включать в перечень реструктуризируемых. Не думается, что в Министерстве финансов, да еще под руководством бывшей гражданки США Яресько, этого не знали, а потому факт такого включения вызывает огромные подозрения, о чем далее. Если бы российский долг был исключен из перечня реструктуризируемых, это могло бы сократить общую сумму подлежащих реструктуризации долгов не только на 3 млрд долларов долга перед Фондом благосостояния, но еще и на 1,1 млрд долларов гарантированных правительством Украины кредитов.
Главным же основанием для отказа от обслуживания долгов перед Россией должны служить аннексия Крыма и агрессия Москвы на Донбассе. В результате аннексии Крыма Украина не только утратила значительную часть территории, но также понесла огромные материальные и финансовые потери. Речь идет, например, о портах, природных угодьях и ресурсах, в частности об Азово-Черноморском нефтегазовом шельфе и уже действующих предприятиях по добыче углеводородов, о промышленных и аграрных предприятиях, рекреационных объектах, объектах недвижимости и многом другом.
Ущерб, нанесенный Украине аннексией, оценивается в сотни миллиардов долларов, о чем неоднократно заявлял лично премьер Яценюк. По его словам, правительство тщательно документирует размеры ущерба с целью подачи иска в международные суды. Причем говорилось это уже более года назад, как только Яценюк впервые стал премьером.
То же самое можно сказать и об агрессии Москвы на Донбассе, ущерб от которой трудно поддается исчислению.
Прошло уже больше года, но никаких исков в международные суды от имени Украины к России нет, и непонятно, будут ли они когда-нибудь вообще поданы. Наличие таких исков позволило бы на полном основании отказаться от выполнения долговых обязательств перед российскими структурами, включая оплату указанного долга. Строго говоря, можно было бы даже за газ не платить, причем совершенно обоснованно! Исключение Москвы из списка кредиторов позволило бы существенно усилить позиции страны на переговорах с другими держателями украинских долговых обязательств.
О том, почему до сих пор подобные иски не поданы, широкой общественности правительство и гарант сообщить не удосужились. Посему выскажем некоторые личные соображения, которые, впрочем, кажутся весьма правдоподобными.
Прежде всего речь, очевидно, идет о шкурных мотивах высшего руководства и ряда олигархов. Достаточно вспомнить о разного рода «Липецких кондитерских фабриках», прочих активах и выгодных бизнесах в России и совместно с Россией. Кроме того, несмотря на то, что не так давно Россия была, наконец-то, официально признана в Украине агрессором, а Крым и не контролируемая Украиной часть Донбасса — оккупированными территориями, выгодная торговля с этими территориями и с самой Россией идет полным ходом. В этом заинтересованы очень и очень многие чиновники и олигархи, и поэтому с Россией ссорится никто не хочет. Есть подозрение, что это условие стало одной из составляющих так называемых Минских мирных договоренностей, якобы имеющих некие секретные протоколы, информация о наличии которых периодически всплывает в СМИ.
Выходит, с одной стороны, нынешние «демократы при власти» отлавливают уклонистов, не желающих воевать на Донбассе, а особо злостных из них отдают под суд. А с другой -- некоторые дельцы, включая ряд высших чиновников, выгодно торгуют с агрессором, не испытывая ни малейших угрызений совести, или, по-украински, «жодних докорів сумління».
Налицо полнейшая «аннексия совести»...
Коментарі — 0