Геополитические муки Кремля
Вопреки некоторым бытующим представлениям, падение Су-24 не создало новой реальности, а лишь обострило те геополитические противоречия, которые накапливались в последние годы.
Вопреки некоторым бытующим представлениям, падение Су-24 не создало новой реальности, а лишь обострило те геополитические противоречия, которые накапливались в последние годы. И пасьянс этот складывается не в пользу Кремля и Путина, что бы по этому поводу ни тараторили московские СМИ в шовинистической истерии, рассчитанной на какого-нибудь Васю из Тамбова.
Долгое время Путину с его фирменной наглостью удавалось «делать» продажных и трусливых «европеоидов», для которых шкурные выгоды от совместного бизнеса с Москвой намного важнее разных там «ценностей». Кстати, об этом непреходящем качестве «просвещенной Европы» примерно 150 лет назад очень интересно писал русский эмигрант Александр Герцен. Надо полагать, в Москве, не смотря на нынешнее кондовое мракобесие и агрессивную дурь, наследие классиков все же почитывают и используют его в практической геополитике.
Пользуясь нерешительностью, какой-то даже заторможенностью Обамы долгое время Кремль умудрялся переигрывать кое в чем даже Америку, по крайней мере, в Сирии.
Но по «большому геополитическому счету» Кремль медленно, но уверенно уступает позиции на мировой арене.
Правда, сразу же следует оговориться, что ни в коей мере не следует впадать крайности и по примеру разного рода «умников» предрекать скорое «падение режима Путина», «развал России» и так далее. Можно по-разному относиться к современной России, которая, сколько бы не тужились в Кремле, даже близко не может сравниться в политическом, военном, экономическом, социальном, научно-техническом и вообще к каком угодно потенциалах с бывшим Советским Союзом. И все же, Россия остается мощным государством, располагающим огромными ресурсами и мощнейшим военным потенциалом, прежде всего, стратегическим ядерным.
Но согласно неумолимым законам диалектики, обратной стороной этой силы России является ее слабость. В современном мире нельзя решать проблемы, угрожая «Искандерами» и прочими баллистическими или крылатыми ракетами. Конечно, если тот, кто угрожает, не готов идти до конца и действительно начать ядерную войну, но это будет действительно полный конец!
Военной угрозой можно третировать разворованную олигархами Украину, изнеженную и корыстную Европу, в каком-то смысле, даже американцев, которые сами себе создали массу проблем по всему земному шару, а потому предпочитают сохранять в отношением с Москвой некий status quo. Но попытки «кошмарить» окружающих военной угрозой рано или поздно наткнется на того, кто этой угрозы не испугается.
Вот Москва и наткнулась на Эрдогана, который не стал мириться с непрерывным нарушением своего воздушного пространства. Это в Европе боятся злить русских и в подобных ситуациях, подняв в воздух авиацию, вежливо выпроваживают российских нарушителей за установленные пределы. А в Турции после многочисленных предупреждений и нот протеста, наконец, отдали приказ сбить российский бомбардировщик, что и было сделано.
Здесь-то и возник сакраментальный вопрос к Москве: а что дальше?! Идти войной на Турцию, которая мало того, что является весьма серьезным в военном отношении государством, так есть и входит в НАТО?! Воевать с НАТО?! Следуя маниакальному бреду Жириновского, сбросить атомную бомбу на Босфор со Стамбулом? Да еще предварительно отобрать у турок Софийский собор, с как гласит не менее придурочное предложение московских попов?
Остается только воевать с турецкими помидорами и угрожать, как Путин, что «они еще пожалеют», но это выглядит несерьезно и даже жалко. Конечно, можно, следуя старой доброй традиции, перекрыть туркам газ, но от этого пострадает не столько Турция, сколько «Газпром», положение которого все более осложняется, а вместе с тем ухудшается ситуация с российским бюджетом, критически зависящим от нефтегазовых долларов. Времена, когда срабатывал газовый шантаж, уже прошли, но похоже, в Кремле этого не заметили. Впрочем, к газу вернемся несколько ниже.
* * *
Российско-турецкий кризис обнажил важнейшую геополитическую проблему Москвы: она не имеет серьезных союзников! Не считать же таковым Иран, который ведет свою игру и действует заодно с Кремлем только тогда, когда это выгодно Тегерану, но не более того. И уж подавно, Китай ни в коем случае не можно считать союзником, скорее, наоборот, это серьезнейший соперник Москвы, в том числе и на том евразийском пространстве, на котором Кремль мечтает доминировать. Даже Лукашенко посматривает на Европу, а Назарбаев на Китай.
В то же время, у Турции такие союзники есть, даже не смотря на весьма своеобразное отношение на Западе к Эрдогану с его «умеренно-исламской модернизацией» и порчими, мягко говоря, неоднозначными телодвижениями. Конечно, НАТО и, прежде всего, США будут всячески удерживать Турцию от серьезного конфликта с Москвой, как, впрочем, будут удерживать и саму Москву, поскольку серьезная война не нужна никому, включая Москву, даже если в Кремле этого не понимают, ибо, как говорится в Новом Завете, не ведают, что творят.
Возникает вопрос: а готовы в Москве проверять, вступится ли НАТО, то есть США, за Турцию, если Россия вдруг вздумает развязать против нее агрессию? Кремль готов испытывать на прочность знаменитую 5-ю статью Вашингтонского договора? Здесь имеются в виду все возможные виды готовности – военная, ресурсная, экономическая, наконец, психологическая готовность начать полномасштабную войну.
Тем более что, повторим, союзников у Москвы нет. А ведь даже СССР содержал и кормил целую свору «друзей» из так называемых стран народной демократии, которые потом первыми же предали как Союз, так и коммунизм с социализмом, заявив, что их им якобы навязали. Даже Америка имеет большое число союзников. Московская истерика о том, что «мы с нашими скрепами одни, а кругом сплошные враги», опять-таки, может как-то мобилизовать упомянутого выше Васю из Тамбова, да и то ненадолго. Вообще, складывается впечатление, что львиная доля внешнеполитических телодвижений Кремля адресованы внутреннему пользователю.
* * *
Геополитические провалы Кремля оборачиваются крайне болезненными экономическими потерями. «Газовое оружие массового поражения», при помощи которого Кремль так лихо решал вопросы подкупом или угрозами и шантажом «перекрыть газ» еще каких-то 5-10 лет назад, уже не действует. Проблемы со сбытом газа на экспортных рынках продолжают обостряться, в результате чего в 2014 году российский «Газпром» добыл 444 млрд кубометров газа при потенциальном уровне добычи 617 млрд кубов. При этом вместе с ценами на нефть неуклонно падает и цена на газ, которую в Москве долгое время любили «привязывать» к нефти.
Проблема еще более усложняется, если учесть, что «лучший друг» Москвы Тегеран, выходящий из многолетней экономической и политической блокады, намерен в несколько раз нарастить экспорт газа, прежде всего, на традиционный газпромовский рынок – в Европу. Иран намерен за 7-10 лет довести его объемы примерно до половины российского газового экспорта.
Здесь следует учесть тот факт, что Москва сейчас очень сильно зависит от Тегерана в сирийской войне, в которой, похоже, Кремль увяз надолго. Собственно, кроме некоторых совместных проектов наподобие атомной станции Бушере, едва ли не единственной точкой соприкосновения России и Ирана является поддержка сирийского режима Асада. Естественно, что при этом Москва и Тегеран преследуют каждый свои, во многом противоречащие друг другу, геополитические цели.
Но для Ирана Сирия является таким себе «задним двором», через контроль над которым Тегеран стремится сохранить шиитский пояс через Ирак и Сирию вплоть до «Хезболлы» в Ливане, чтобы влиять на Ближний Восток, угрожая Израилю и суннитским недругам Залива. Тот факт, что алавитский режим Асада к официальному шиизму Ирана, да и к исламу вообще, имеет весьма отдаленное отношение, в Тегеране стыдливо замалчивают, поскольку речь идет о конкретных геополитических и экономических интересах, а не о достаточно эфемерных богословских противоречиях.
В свою очередь, для России Сирия является, продолжая аналогию, «чертовыми выселками», находящимися далеко, да еще и во враждебном окружении, где и опереться не на кого. Теперь в тылу остается еще и окончательно враждебная натовская Турция, к тому же, еще и дирижирующая черноморско-средиземноморскими проливами.
Все это к тому, что сейчас Тегеран, в определенном смысле, намного нужнее Москве, чем Москва Тегерану.
В этом смысле, провал московской затеи с Турецким потоком был предопределен и без сбитого российского бомбардировщика, а московские угрозы перекрыть туркам газ на руку как туркам, так и Ирану.
С помощью «Турецкого потока» Москва намеревалась, прежде всего, воплотить свою маниакальную идею об отказе от услуг Украины по транспортировке газа в Европу. Кроме того, в Кремле планировали увеличить объемы продаж газа в Турцию, а через нее и в Европу, решив таким образом проблему сокращающегося экспорта «Газпрома». Но эта затея, повторим, застопорилась еще до сбитого бомбардировщика.
В качестве одного из условий прохождения «Турецкого потока» через территориальные воды Турции Анкара выдвинула снижение цены на газ. Сначала «Газпром» и ведущая турецкая газовая компания Botas вроде бы договорились о 10%-й скидке, но затем в Москве, следуя излюбленной методе, потребовали подписания межправительственного соглашения. Переговоры зашли в тупик, а в Москве уже переориентировались на тему строительства второй очереди «Северного потока». Правда, и здесь Москву ожидают большие, во многом непреодолимые, проблемы, поскольку в Евросоюзе в полном объеме заработал Третий энергопакет, направленный на предупреждение монополизации рынка, да к тому же, Европа слишком напугана трудно предсказуемыми телодвижениями Путина на Донбассе и в Сирии, чтобы еще более углублять свою энергетическую зависимость от России, но это уже другая тема.
В свою очередь, у Турции оказались развязанными руки в реализации давно вынашиваемых идей по транспортировке так называемого тюркского газа из Азербайджана, а также из Туркмении по дну Каспийского моря и далее через Турцию в Европу. Тегерану эти идеи тоже интересны, поскольку здесь может найтись место и для иранского газа. Очевидно, для Москвы здесь места нет, а если учесть, что «Северный поток – 2» пока что остается московским мифом, то увеличение или хотя бы удержание экспорта российского газа становится, мягко говоря, весьма проблематичным.
Наконец, о том, что Турция ищет альтернативу российскому газу, прямо заявил премьер страны Ахмет Давутоглу. Выразив надежду на то, что Москва не пойдет на ограничение поставок по контрактам, которые регулируются международным правом, премьер Турции отметил, что Турция готова наращивать поставки топлива из Ирана и Азербайджана.
* * *
И тут в спину Москве ударили китайцы! Ударили давно, но, будучи увлеченными разного рода газовыми и геополитическими миражами, в Кремле этого долгое время не замечали.
Чтобы понять это, нужно на некоторое время из Малой Азии перенестись в Азию Среднюю, которую, согласно новой моде, принято теперь называть Центральной.
Долгое время Москва шантажировала Европу тем, что если не договоримся, то будем поставлять газ в Китай. При этом Москва жестко контролировала, а с 2007 года полностью перекрыла доступ среднеазиатского, прежде всего туркменского, газа в Европу, поскольку газопровод Средняя Азия – Центр (САЦ) подсоединен к российской системе газопроводов с выходом в Европу. Других путей, кроме как на север, в Россию, для среднеазиатского газа в советское время не было предусмотрено, тем более что на юге простирается пустынное высокогорье с тяжелейшими условиями для строительства.
Но буквально за несколько лет китайцы сумели соорудить через всю Поднебесную с запада на промышленно развитый приморский восток страны систему газопроводов, а затем началось постепенное их подключение к среднеазиатским источникам, прежде всего в Туркмении. Впрочем, «лучший друг» России и Путина Казахстан, входящий в широко разрекламированный Евразийский союз, тоже поспешил присоединиться к китайскому проекту, чтобы «не держать все яйца в одной корзине» и не зависеть исключительно только от Москвы, поведение которой становится все более угрожающим и непредсказуемым. Тем более что китайские нефтяные компании уже давно «пасутся» в Казахстане.
Интересной особенностью китайской трубопроводной системы является то, что она проходит в крайне тяжелых для строительства и эксплуатации регионах, но стоимость сооружения оценивается примерно вдвое меньше сопоставимых российских аналогов. Объяснением этому может быть только знаменитая российская коррупция, когда откаты составляют едва ли не больше, чем сама стройка. По уровню коррупции Китай явно проигрывает Москве, не говоря уже о том, что в Поднебесной за коррупцию в верхних государственных и хозяйственных органах иногда могут и «вышку» дать, а в России за те же «подвиги» становятся «друзьями Путина».
Возвращаясь к Средней Азии, прежде всего, к очень богатой газом Туркмении, необходимо отметить, что китайцы уже получают там в концессию целые месторождения, которые вводят в эксплуатацию и поставляют оттуда газ в Китай. Таким образом, китайские компании имеют в Средней Азии «как бы свой газ».
Наряду с ростом добычи Китаем в Средней Азии полезных ископаемых, в регионе буквально на глазах растет экономическое и политическое влияние. Собственно, этого и следовало ожидать: ведь очевидно, что вкладывая в регион многомиллиардные инвестиции, Китай будет предпринимать меры к тому, чтобы обезопасить свои инвестиции.
В результате, места для российского газа в Китае уже практически нет, если учесть, что кроме Средней Азии, топливо в Поднебесную направляют и другие поставщики. Цены же на возможные поставки российского газа в Европу уже назначают не в Москве, а в Пекине, и эти цены формируются на базе азиатских цен.
Итак, пока Москва шантажировала Европу и Украину газом, а теперь взялась «кошмарить» их еще и военной силой, Поднебесная тихой сапой увеличивала свое влияние в Средней Азии, которая как-то незаметно перестала быть «задним двором» Москвы, все более превращаясь в протекторат Пекина.
* * *
Вернемся обратно на Малоазийский полуостров, где Китай нанес удал по мифической евразийской гегемонии России еще один сильнейший удар. Пока Москва «воюет Сирию» и «бодается» с Турцией из-за сбитого российского бомбардировщика, по наглой дурости залетевшего в турецкое воздушное пространство, Поднебесная совершила прорыв, заключив с Анкарой историческую договоренность о создании взлелеянной китайцами мечты – нового «Шелкового пути».
30 ноября 2015 года крупные транспортные компании Китая и Турции подписали соглашение о создании консорциума по транспортировке грузов из Китая в Европу в обход России. В объединение согласились войти также Азербайджан, Грузия и, что интересно, Казахстан, находящийся под сильным влиянием Москвы. Первые несколько тысяч контейнеров с китайским товаром будут отправлены по маршруту уже в 2016 году. В планах консорциума – начать перевозку части грузов и через территорию Украины.
Пока трудно сказать, насколько живучим окажется этот проект, особенно с учетом близости к нему «горячих точек», необходимости возможных морских перевалок и позиции Ирана, который, мягко говоря, не дружит с Турцией. Впрочем, китайцы могут всех быстро помирить, когда речь идет о выгодном бизнесе, и Поднебесная уже доказала на практике, что умеет это делать.
В любом случае, с Москвой подобные евразийские проекты уже даже не обсуждают.
Таким образом, Москва проигрывает взлелеянную мечту стать неким центром евразийской интеграции. Это место тихо и относительно мирно, так сказать, без шума и пыли, уверенно занимает Китай, который никак нельзя назвать союзником Кремля, а также Турция, которая в одночасье превратилась едва ли не в главного врага Москвы.
Словом, теряя геополитические позиции, неся все более ощутимые экономические и имиджевые потери, Москва, как и следовало ожидать, пожинает плоды собственной наглости и кондовой дурости.
Источник: издание МИР
Коментарі — 0