Александр Карпец Журналист

Китайская провинция Африка

Оцените красоту игры! Пока Москва с шумом, грохотом, войной и скандалом пытается удержаться в Сирии, Китай тихо и спокойно...

Оцените красоту игры! Пока Москва с шумом, грохотом, войной и скандалом пытается удержаться в Сирии, не имея от этого практически ничего с точки зрения стратегии и ресурсов, Китай тихо и спокойно, как говорится, без шума и пыли, открывает примерно такую же, как у России в Сирии, военно-морскую базу.

Но где!!! В Джибути, на африканском берегу Баб-эль-Мандебского пролива, в одной из важнейших геостратегических точек планеты. Китай подписал с правительством Джибути 10-летний контракт на создание пункта материально-технического обеспечения кораблей ВМС КНР, участвующих в операциях ООН против пиратов в Аденском заливе. Оседлав, если так можно выразиться, «переносицу» Африканского Рога, Поднебесная не только получает контроль над важнейшим морским транспортным путем из Индийского океана через Суэцкий канал в Европу, но обеспечивает военное сопровождение своей экономической экспансии в Африке, а заодно – в близлежащих регионах Ближнего Востока и в Персидском Заливе.

А главное, Китай изменяет стратегический расклад сил не только в регионе, но и в мире, поскольку Поднебесная вступает в клуб мировых морских держав, готовых применять военную силу в отдаленных районах планеты для реализации своих интересов. Делает это Пекин под абсолютно благовидным предлогом борьбы с пиратством и терроризмом в районе Африканского Рога при полном согласии или, по крайней мере, при совершенном непротивлении как международного сообщества, так крупнейших мировых игроков, прежде всего, США.

Трудно понять смысл войны России в Сирии, а также углубляющуюся изоляцию Москвы из-за Сирии. Режим Асада – не жилец. Рано или поздно он падет. Что на месте асадовской Сирии будет очередная кровавая анархия, как в Ираке или Афганистане – это очевидно, но об этом должна болеть голова у тех, кто все это затеял, то есть у суннитских стран Персидского залива и покровительствующих им Штатов. Единственный интерес России в Сирии – такая же база материально-технического снабжения военно-морского флота в Тартусе на средиземноморском берегу Сирии. Но от китайской базы в Джибути, российская база в Сирии отличается тем, что она не имеет стратегического положения, изолирована от России, а перерезать доступ к ней по морю и, тем более, по воздуху – раз плюнуть. Тем более что с падением Асада, Москве придется из Сирии «делать ноги». Словом, материальные и моральные издержки от московской авантюры в Сирии совершенно не оправданы, и могут быть объяснены только знаменитыми словами поэта: умом Россию не понять!

То ли дело, военно-морская база Китая в Джибути, бывшем Французском Сомали!

Повторим, что это важнейшая в торгово-экономическом и стратегическом отношении точка на карте земли, позволяющая контролировать движение из Индийского океана в Красное море и далее – через Суэцкий канал в Средиземное море. В течение суток здесь проходят до 4 млн баррелей нефти, а также многое другое, включая китайские товары, поставляемые в Европу морем. Рядом находятся военно-морские базы США и Франции, от которых Китай решил не отставать. При этом имеется практически открытый выход в океан и прямое сообщение с Поднебесной.

Пока это первая военная база Китая в удаленном регионе планеты. Очевидно, она положит начало созданию сети подобных китайских баз по всему миру, например, в Латинской Америке и на Ближнем Востоке.

Время китайцы и место рассчитали очень хорошо. Официальная версия Пекина такова: эта база позволит Китаю эффективно выполнять свои международные обязательств по поддержанию мира и безопасности в регионе. Следует отметить, что кроме борьбы с морским пиратством в Аденском заливе и в районе Африканского Рога, Китай в 2014 году начал развертывание миротворческого контингента под эгидой ООН в Южном Судане. Чтобы было совсем понятно: Южный Судан располагает большими запасами нефти, в добычу и импорт которой Китай вкладывает значительные средства.

Под красивой миротворческой вывеской явно просматривается стремление Китая к зарубежной военной экспансии на фоне обострения международных отношений и всеобщей милитаризации внешней политики, прежде всего, со стороны России. Создав один из сильнейших военно-морских флотов на планете, обладая соответствующими финансовыми, военными и материально-техническими ресурсами, Китай теперь может себе позволить занимать стратегические точки, обоснованно претендовать на статус одного из «мировых полюсов», диктовать свои условия и демонстрировать силу своим конкурентам.

Удобство момента состоит еще и в том, что нынешняя администрация США относится к подобному резкому усиление Китая индифферентно. Пекин умело пользуется этим: пока в Овальном кабинете Белого Дома сидит Обама, Поднебесная без особого ажиотажа может себе позволить усиливать свои геополитические и военно-стратегические позиции.

По мнению американских аналитиков, пункт материально-технического обеспечения военно-морского флота Китая в Джибути будет обслуживать суда, плавающие в районе как Африканского Рога, так и в важнейшем регионе Персидского Залива. Кроме того, база будет располагать аэродромом для приема военно-транспортных самолетов, а также вести разведку на Ближнем Востоке, в Африке, в районе Персидского Залива.

Кроме того, Китай имеет в Африке неуклонно возрастающие экономические интересы, которые требуют военной защиты, особенно с учетом того, что Африка является крайне нестабильным континентом.

В 2009 году Китай обогнал США по торговле со странами Африки. В 2013 году товарооборот Поднебесной с Черным континентом превысил 210 млрд долларов. По прогнозам, к началу 2016 года товарооборот Китая со странами континента достигнет 300 млрд долларов.

Африка интересует Китай, прежде всего, как источник сырья для бурно развивающейся экономики Поднебесной. При этом китайцы готовы работать в тех регионах Черного континента, в которые западные компании боятся лезть из-за нестабильности и нескончаемых кровопролитных конфликтов.

Вот лишь некоторые данные о китайских инвестициях в Африке по состоянию на начало 2010 годов. Некогда просоветской Анголе Китай предоставил 4 млрд долларов для инфраструктурных проектов, выполняемых китайскими подрядчиками. Ангола рассчитывается нефтью. Около 15 млрд долларов Пекин вложил в добычу и транспортировку нефти в Судане, где много лет идёт жестокая гражданская война. Есть данные, что, не смотря на эмбарго, Китай поставлял в Судан вооружения. До начала гражданской войны и падения Каддафи китайские инвестиции в нефтедобычу Ливии оценивались в 12-18 млрд долларов, и есть данные, что сотрудничество продолжается и сейчас, когда в Ливии царит хаос. Более 700 млн долларов Китай вложил в Замбии в 10 горнодобывающих предприятий по добыче меди, кобальта, олова, урана, алмазов, но в Замбии ширятся антикитайские настроения. В Габоне китайские компании взялись за строительство гидроэлектростанций, сети железных дорог, глубоководного порта с целью разработки месторождений железной руды, которую западные фирмы разведали 1950-х годах, но так и не взялись за её добычу в экваториальных джунглях. В Демократической Республике Конго Китай вложил 10 млрд долларов в транспортную и иную инфраструктуру, за что Конго обязуется поставить китайцам не менее 600 тыс. т кобальта и 8 млн тонн меди (!). В ЮАР Китай вложил 7 млрд. долл. с добычу хрома, платины, золота, алмазов, потеснив западных фирмачей.

По некоторым данным, сейчас Африка обеспечивает 6% китайского импорта железной руды и 8,3% импорта меди главным образом из Замбии.

Но едва ли не важнейшим интересом Китая в Африки является нефть, которым Черный континент богат. Доказанные запасы нефти в Африке увеличились с 57 млрд баррелей в 1980 году до 130 млрд баррелей — в 2013 году. Постоянно растут доказанные запасы природного газа. В 2013 году импорт сырой нефти из стран Африки обеспечивал 23% потребности Китая.

Сельскохозяйственный потенциал Африки также очень интересует Поднебесную, испытывающую недостаток продовольствия и земель, пригодных для ведения продуктивного сельского хозяйства. Интересен Китаю и растущий потребительский рынок Черного континента как место для сбыта китайских товаров.

При этом китайцы эксплуатируют не только природные ресурсы континента, но и дешевые трудовые ресурсы, превращая в сырьевые придатки и дешевую рабочую силу Поднебесной целые страны. Все это оборачивается ростом антикитайских настроений в Африке. Очевидно, что это также подталкивает Китай к военному присутствию в регионе.

Таким образом, каламбур о «китайской провинции Африка» все более находит подтверждение в реальности.

Словом, размещая свою военную базу в важнейшей стратегической точке Африканского континента, китайцы очень умело «убивают одним выстрелом сразу нескольких зайцев». Это не русская война в Сирии – беспощадная, а главное, бессмысленная!..

Мир

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: