Олександр Мінєєв Журналіст

В НАТО пока не придумали слово, каким теперь называть Россию

Под рев вертолетов над зелеными полями для гольфа и вой сирен полицейских машин сопровождения в четверг в отеле Celtic Manor («Кельтское поместье») под Ньюпортом в Уэльсе начался саммит НАТО.

Под рев вертолетов над зелеными полями для гольфа и вой сирен полицейских машин сопровождения в четверг в отеле Celtic Manor («Кельтское поместье») под Ньюпортом в Уэльсе начался саммит НАТО.

Его повестка дня готовилось давно и была нацелена на адаптацию западного военного альянса к новым угрозам, которые странам евроатлантического пространства принес ХХI век. Это терроризм, порожденный исламским фундаментализмом, распространение ракетно-ядерных технологий, киберугроза, морское пиратство, нестабильность «несостоявшихся государств» и локальные конфликты у порога Европы…

На модернизацию нужны деньги, а в условиях экономического и финансового кризиса правительства многих стран НАТО стали придерживать военные расходы. К саммиту готовились проекты «умной обороны» (повышения эффективности затрат), «соединенных сил» (укрепления кооперации и оперативного взаимодействия) и другие. Важной частью первоначальной повестки дня было укрепление сети партнерств НАТО, военное взаимодействие со странами, которые не входят в альянс, но имеют общие с ним интересы в сфере безопасности. По замыслу авторов концепции, она позволила бы поддерживать безопасность в ряде регионов без размещения там натовских войск. В числе таких партнеров рассматривалась и Россия.

Но события последних месяцев перевернули повестку дня. Точнее, основные идеи модернизации НАТО остались, но главной темой стало определение новой стратегии отношений с Россией.

«Речь по-прежнему идет о будущем НАТО, но свете поведения России в последние месяцы оно приобретает совершенно другой оборот», - обрисовал ситуацию высокопоставленный натовский чиновник, занятый стратегическим планированием.

Россия присоединением Крыма и дестабилизацией востока Украины нарушила самые фундаментальные основы европейской безопасности, сложившиеся за последние 20 лет, сказал «Новой» другой чиновник альянса.

На саммите в Уэльсе идет речь не о пожарном тушении конкретного кризиса, а о пересмотре долговременной стратегии отношений НАТО с Россией. То есть, даже если украинский кризис получится загасить, отношения с Россией уже не смогут быть такими, какими сложились за два десятка лет до него.

Отношения приостановлены, и главной темой саммита будет их стратегическое переосмысление. Но пока в альянсе не созрело решения распустить Совет Россия-НАТО.

«Наши отношения приостановлены, и пока нет шанса на то, что союзники могут согласиться на их размораживание. Но нет и консенсуса в пользу роспуска СРН. На саммите состоится стратегическая дискуссия о том, как строить безопасность Европы с такой Россией, какой она оказалась», - подчеркнул наш собеседник.

По его словам, действия России в отношении Украины заставили союзников по-другому взглянуть на события последних лет, в том числе на войну 2008 года в Грузии, на крупные учения, предпринятые Россией в прошлом году… Переосмыслить их суть.

«Россия теперь открыто называет НАТО противником. Это создает совершенно другой ее имидж, и мы должны учитывать стратегические последствия», - сказал он.

До недавнего времени Россия имела самый высокий уровень партнерства с НАТО, ни у одной страны не было такой структуры взаимодействия, как Совет Россия-НАТО.

«Нам выгодно иметь стратегическое партнерство с Россией, но сегодня мы ее не можем называть партнером. Я пока не знаю, какое слово придумают союзники, каким ее называть…»

НАТО усилит поддержку восточноевропейским странам, которые Россия, как констатируют натовцы, всячески стремится отвратить от сближения с Европой. Разрабатывается пакет проектов для Украины. Будет расширено натовское представительство в Киеве, аппарат советников, которые будут помогать в укреплении и модернизации оборонного потенциала Украины. Это обучение военных, укрепление средств киберзащиты, развитие военно-медицинской базы…

«У нас для этого есть проекты, есть финансирование», - заметил чиновник.

«Ирония судьбы в том, - подключается его коллега, - что президент Путин оправдывает перед россиянами свои действия нежеланием видеть присутствия НАТО в Украине, натовской базы в Севастополе, но результат получается обратным».

Аналогичные меры предусмотрены для Грузии, которая в отличие от Украины еще и официально готовится к вступлению в НАТО. Усилится взаимное представительство, в Грузии будет больше натовских советников и инструкторов, чаще будут проводиться совместные военные учения, грузинские войска будут на регулярной основе участвовать в Силах реагирования НАТО…

Поставками вооружений НАТО как организация не занимается, и если Киев будет просить оружия и военной техники, то только на двусторонней основе у отдельных стран. Канцлер Меркель, например, заявила, что в условиях конфликта в восточной Украине Германия не считает уместным поставлять оружие Киеву. У других стран может быть иное мнение.

На саммите не предусмотрено решений о приглашении в НАТО новых членов, но двери альянса остаются открытыми, и Грузию всерьез рассматривают как будущего кандидата. Украине в 2008 году тоже была обещана перспектива членства в НАТО (с оговорками типа «в свое время», «при выполнении всех критериев), но потом страна приняла закон о внеблоковом статусе, и вопрос о формальном членстве был снят. Пока в НАТО не комментируют гипотетического варианта отказа Киева от внеблокового статуса.

Политика России дала натовским стратегам достаточно материала для обобщения и учета в новой стратегической концепции и военной доктрине. Тот чиновник, что занимается стратегическим планированием, пояснил, что в числе этого материала попытки изменить сложившиеся границы в Европе, комбинирование открытых и скрытых, конвенциональных и необычных военных методов, применение массированной пропагандистской обработки населения, доктрина защиты русскоязычного населения в соседних странах, развязывание локальных войн.

«Россия в военном отношении не может рассматриваться как вызов НАТО и Европе в целом, но может представлять угрозу на локальном уровне, - считает этот чиновник.

В НАТО впечатлены продемонстрированной способностью России за 72 часа перебросить из разных регионов и сосредоточить крупные силы на границе с Украиной. Поэтому одним из ключевых направлений подготовки натовских сил на будущее станет их быстрое развертывание. Особенно в восточных странах НАТО. Там будут создаваться базы высокой готовности с ограниченным персоналом, которые в обычное время будут заниматься тренировками и учениями. Но при необходимости на них могут быть переброшены крупные силы. Таким образом, возрастет де-факто военное присутствие НАТО на восточной периферии альянса.

Отправная точка изменения военной концепции НАТО – поведение России, подчеркивают натовские начальники. В последние десятилетия альянс сосредоточился на миротворчестве и войнах с повстанцами. Важнейшие операции были в Боснии, Косово, Афганистане. Теперь НАТО будет возвращаться к классическим задачам обороны, которые до украинских событий были менее актуальными.

Накануне саммита из Москвы пришло сообщение о новом «плане Путина» по урегулированию конфликта на Украине. Натовцы к нему отнеслись без враждебности, но скептически.

«Союзники прежде всего ожидают от России конкретных и проверяемых шагов по деэскалации, а именно она должна вывести своих военных с территории Украины, прекратить поддержку сепаратистам, отвести войска, сконцентрированные у границы с Украиной, остановить приток в Украину со своей территории оружия и боевиков, - отметил один из наших высокопоставленных собеседников. - Мы приветствуем любые попытки политического решения украинского кризиса, но сначала нужны конкретные шаги по деэскалации».

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: