Газпрому предложена королевская защита
Европейская комиссия направила Газпрому ожидаемое «уведомление о претензиях», фактически обвинив его в нарушении антимонопольного законодательства ЕС
Европейская комиссия направила Газпрому ожидаемое «уведомление о претензиях», фактически обвинив его в нарушении антимонопольного законодательства ЕС
Обвинение не окончательное, и в иной политической атмосфере его можно было бы легко спустить на тормозах. Но не в нынешней — на фоне присоединения Крыма и неопределенности на востоке Украины.
Как подчеркнула в среду на пресс-конференции комиссар ЕС по вопросам конкуренции Маргрете Вестагер, это всего лишь первый этап длительной процедуры, Газпрому дана возможность защищаться и возражать, и у него есть двенадцать недель на письменный ответ. Он может также просить устного слушания, в ходе которого будет защищать свою позицию.
По мнению исполнительной коллегии ЕС, Газпром незаконно использовал на едином рынке ЕС стратегию, при которой применял в своих контрактах территориальные ограничения на поставки газа, подходя на этом рынке по-разному к разным странам. Он продавал газ государствам, запрещая использовать его за пределами их границ. В ЕС же давно единый внутренний рынок, и товары покупают не государства, а частные хозяйствующие субъекты.
Пользуясь такой схемой, объяснила Вестагер, Газпром выставлял завышенные счета, не позволял рынку выгодно пользоваться ценами. Российская газовая монополия требовала неадекватного завышенных цен у Эстонии, Латвии, Литве, Польше и Болгарии.
В уведомлении Еврокомиссии отмечается, что Газпром пользуется доминирующим положением, добиваясь от клиентов необоснованных обязательств в том, что касается инфраструктур.
Еврокомиссар привела в пример ситуации с газопроводами «Ямал-Европа» в Польше и «Южный поток» в Болгарии. Соглашение с Болгарией, по которому Газпром предоставил Софии скидку, предусматривало поддержку болгарской стороной проекта газопровода «Южный поток».
Если будет доказано, что российская госмонополия нарушала законы ЕС, ей это может стоить штрафа до 15 млрд. долларов. Шансов выиграть дело немного, но, как считают ксперты, при наличии политической воли можно прийти к компромиссу, и до суда дело не дойдет.
Привязка цен долгосрочных газовых контрактов к нефтяным котировкам (Гронингенская формула) существует с 1970-х годов, когда ее предложили Нидерланды, а Россия присоединилась. Но сейчас Европа, отстаивая рыночные принципы, отошла от практики долгосрочных контрактов, предпочитая спотовые.
Вестагер подчеркнула, что «дело Газпрома» не отличается исключительностью по сравнению от другими антимонопольными делами, заведенными Брюсселем.
Газпром считает претензии Еврокомиссии необоснованными.
Коментарі — 0