Украинская грусть «Грузинской мечты»
В минувшую субботу посол Украины Василий Цыбенко был вызван в МИД Грузии, чтобы выслушать претензии по поводу назначения Михаила Саакашвили на пост руководителя Совещательного международного совета реформ.
В минувшую субботу посол Украины Василий Цыбенко был вызван в МИД Грузии, чтобы выслушать претензии по поводу назначения Михаила Саакашвили на пост руководителя Совещательного международного совета реформ. По признанию самого Саакашвили, он также будет курировать поставку в Украину вооружения из западных стран. Кажется, впервые посол Украины был вызван в МИД дружественной страны, чтобы узнать о том, как правительство Грузии недовольно тем, что Украина желает реформировать свое государство, а Грузия, надо полагать, не хочет этого. Теперь неизвестно, состоится ли вообще визит премьер-министра Гарибашвили в Киев или он предпочтет обострить отношения.
Дипломатическому демаршу предшествовало интервью Бидзины Иванишвили газете «Квирис палитра», в котором бывший премьер-министр заявил, что «советы Саакашвили и Адеишвили могут принести несчастья Украине. Назначение Саакашвили главным советником Петра Порошенко Иванишвили назвал «печальным фактом», подчеркнув, что главная прокуратура Грузии выдвинула против экс-президента обвинения по нескольким делам. «Естественно, у дружественного государства должна быть на это реакция. Тем более на Адеишвили, который, в отличие от Саакашвили, разыскивается по красному циркуляру. Государство Украина – наш друг, мы должны сделать все для углубления отношений и максимально помочь ему. Что еще должно быть тревожным для грузин. Может, отсюда они и удрали, но от украинцев удрать не удастся», – добавил Иванишвили.
Если не вдаваться в разъяснения о поводу «уголовных дел» против экс-чиновников Грузии времен Саакашвили, то по тону и претензиям Иванишвили близок к Владимиру Путину, который так же не упускает возможности сказать, что Грузия является «дружественной страной». Путин, а теперь и Иванишвили, обвиняют Саакашвили в одном и том же – «в разжигании войны 2008 года». Российскому олигарху Иванишвили не хватает еще добавить, что Грузия первая напала на Россию, но он остерегается подобных нелепых обвинений. Впрочем, судя по концовке интервью, Иванишвили попытался сгладить свои претензии к Украине: «не будем изображать этот процесс трагически. Не будем забывать, что Украина независимое государство, у нее собственное избранное руководство, впрочем, было бы предпочтительно, чтобы учитывалась позиция нынешнего правительства и прокуратуры Грузии, в целом, позиция дружественного государства».
Другие сторонники Иванишвили не скрывают своей ярости по поводу назначений в украинском правительстве. Руководство коалиции «Грузинская мечта», созданной Иванишвили три года назад, не смогло выполнить несколько своих обещаний – не подняли пенсии и зарплаты, не снизили тарифы и ипотеки. Но судя по истерике с самого первого дня после победы на парламентских выборах в октябре 2012 года, их главный объект ненависти – Михаил Саакашвили и возглавляемая им партия «Единое национальное движение». Уголовное преследование руководства партии и бывших чиновников правительства Саакашвили проходило под лозунгом «восстановления справедливости». С каждым месяцем население, проголосовавшее за «Грузинскую мечту», выдвигало претензии, спрашивая о том, где обещанные блага.
Качество уголовного преследования экс-чиновников не устраивало европейские суды, рассматривавшие дела Давида Кезерашвили и Давида Ахалаиа. Ни во Франции, ни в Греции присланные главной прокуратурой Грузии материалы не посчитали серьезными. Судебные процессы в самой Грузии вызвали большое количество нареканий не столько у адвокатов, сколько у западных политиков, посчитавших, что практически все обвинения являются политическим преследованием. Не раз ПАСЕ, Европарламент, США и власти европейских государств напоминали Грузии, что политическое преследование оппонентов недопустимо. Однако, судя по настойчивости «Грузинской мечты», у нее есть обязательства перед Москвой, поскольку их желание и мечта Путина совпадают. Главная проблема и неудача «Грузинской мечты» – нынешние власти Грузии не успели арестовать Саакашвили, осудить и упечь за решетку, чтобы Путин наконец был доволен.
Первые год-полтора лидеры «Грузинской мечты» пытались убедить своих избирателей и оппонентов в том, что они не пророссийская сила, что у них ничего нет общего с Кремлем. Но настойчивое преследование экс-чиновников свидетельствовало об обратном – в первую очередь преследованию подверглись руководители силовых структур – МВД и министерства обороны. Именно тех министерств, которые противостояли России в августовской войне 2008 года. Первыми из тюрем были выпущены сотрудники российского ГРУ, обвиненные и осужденные в Грузии за последние несколько лет.
«Грузинская мечта» попала в глупую ситуацию, всю предвыборную кампанию в 2012 году построив на обвинениях оппонентов в «элитной коррупции, воровстве и присваивании государственных средств». Никаких доказательств не было найдено, и тогда вдруг стали появляться уголовные дела, многие из которых разваливались в первые же дни судебных разбирательств. Одновременно «мечтатели» начали двухсторонние переговоры с Россией на уровне посланников, стали хвалиться развивающимися торговыми отношениями. Никакой пользы от этих заигрываний с Кремлем не было, наоборот, российские пограничники в оккупированном Цхинвальском регионе за два года заняли дополнительно около 40 гектаров.
Первые назначения в украинском правительстве «мечтатели» восприняли настороженно, но особых претензий не последовало. Конечно, из Тбилиси неслись в Киев комментарии – мол, зря вы так поступаете, но со временем успокаивались и даже предлагали совершить государственный визит премьер-министра Гарибашвили, который опять откладывается, а после заявления Иванишвили вряд ли состоится. И в Тбилиси, а теперь и в Киеве хорошо знают, что вопросами внутренней и внешней политики Грузии занимается российский олигарх Иванишвили, а не его ставленник Гарибашвили. Остается только ждать реакции Киева.
Одновременно с заявлением Иванишвили в прессе появилось сообщение о том, что американский конгрессмен, президент Парламентской ассамблеи НАТО Майкл Тернер и председатель Комитета Европарламента по внешним связям Эльмар Брок обратились к руководству Интерпола «не удовлетворять запрос прокуратуры Грузии по поводу объявления в международный розыск Михаила Саакашвили». Авторы обращения не стали скрывать своего отношения к тому, что прокуратура Грузии занимается политическим преследованием. «Согласно распространенной в СМИ информации о деятельности сегодняшних властей Грузии, а также с учетом отчета ОБСЕ о мониторинге судебных процессов за декабрь 2014 года, опасаюсь, что просьба о том, чтобы Интерпол принял определенные меры в отношении президента Саакашвили, вместо укрепления принципов правосудия могут вызвать отклонение от них», – сказано в обращении.
Неожиданно кардинальную и противоположную Иванишвили позицию занял нынешний президент Грузии Гиорги Маргвелашвили. Он выразил уважение к решению президента Украины: «Мы должны осознать, что говорим о дружественной нам нации – Украине, которая переживает очень тяжелые дни и которая является нашим союзником. Я уважаю выбор правительства Украины, президента Украины и предпринятые им шаги», – заявил Маргвелашвили. Впрочем, Маргвелашвили лишний раз подчеркнул, что ему с руководством «Грузинской мечты» не по пути, хотя он и избирался больше года назад от этой коалиции. Если просмотреть новости последних нескольких месяцев, то можно убедиться в том, что коалиция рассыпается просто на глазах.
В Грузии традиционно очень теплое отношение к украинцам и к Украине. С первых дней Майдана в Грузии проходили акции поддержки, а с началом военных действий к украинской армии присоединились несколько десятков грузинских военных, имеющих большой опыт проведения операций в Ираке, Афганистане и во время войны с Россией в 2008 году. Но главный вклад – участие грузин в украинских реформах. Несколько бывших должностных лиц Грузии уже заняли в правительстве Украины высокие должности. Бывший министр здравоохранения Грузии Александр Квиташвили назначен министром здравоохранения Украины. Бывший заместитель министра внутренних дел Грузии Эка (Екатерина) Згуладзе заняла ту же должность в Украине. Гия Гецадзе, который до середины 2005 года занимал различные высокие должности в правительстве Саакашвили, стал заместителем министра юстиции Украины. Депутат от Национального движения Давид Сакварелидзе подал заявку на должность руководителя Антикоррупционного бюро Украины.
Кроме них в Украине находятся в качестве советников различного уровня еще несколько десятков человек. История с комментариями Иванишвили, как и демарш МИДа Грузии в отношении посла Украины скорее всего не будет иметь продолжения. Напротив, это вызовет только еще большую симпатию к украинцам и недоверие к «Грузинской мечте».
Коментарі — 0