Изгнание Чаплина из рая
В пору, когда мне приходилось посещать в Москве дипломатические приемы, я часто сталкивался с человеком в рясе, со странной для русского жидкой бородой, большим лбом и необычным зычным голосом – как будто он говорит не ртом и горлом, а откуда-то изнутри – то ли из желудка, то ли другого места.
В пору, когда мне приходилось посещать в Москве дипломатические приемы, я часто сталкивался с человеком в рясе, со странной для русского жидкой бородой, большим лбом и необычным зычным голосом – как будто он говорит не ртом и горлом, а откуда-то изнутри – то ли из желудка, то ли другого места. Он активно общался с дипломатами и политиками, потчевал себя заморскими кушаньями и питьем. И фамилия весьма для русского уха необычная – Чаплин.
24 декабря на сайте РПЦ вдруг появилось сообщение об освобождении «протоиерея Всеволода Чаплина от должности председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и члена Межрелигиозного совета России». Первым пунктом постановления записано: «В целях оптимизации работы и повышения эффективности, а также исключения параллельных процессов в деятельности синодальных учреждений создать Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ путем слияния Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества и Синодального информационного отдела, передав часть функций вышеупомянутых отделов Отделу внешних церковных связей (межрелигиозный диалог) и пресс-службе Патриарха Московского и всея Руси». Так оборвалась карьера самого заметного в России человека в рясе.
Разговаривать с Всеволодом Чаплиным было интересно, точнее – необычно. Человек в рясе с крестом на животе всегда общительный, легко входил в разговор на разные темы, рассуждая своим утробным голосом о политике открыто, о церковных проблемах – более скованно. Знатоки внутри церковных проблем называли его «серым кардиналом» РПЦ, и, кажется, ему это нравилось. Он всегда был пропагандистом РПЦ, не веры, не православия, а пропагандистом церкви как организации, которая может и должна контролировать общество. Я и не допускал мысли побеседовать с ним о заповедях, любви к ближнему своему – в пору первого нашего знакомства в разгаре была первая чеченская война, а православные чиновники, на мой взгляд, всегда сторонились этой темы. Он является настоятелем московского Храма святителя Николая на Трех Горах, больше известного как Нововаганьковский, но среди журналистов и дипломатов, отец Всеволод – это, прежде всего, «голос РПЦ».
Мне почему-то всегда казалось, что отец Всеволод из того самого времени, когда церковники при власти занимали главное место в идеологии любого режима – от Петра Первого, приспособившего церковь под себя, до советских структур – от Политбюро Центрального комитета (ЦК) КПСС, Отдела агитации и пропаганды ЦК КПСС, Совета по делам религий при Совете Министров СССР и КГБ СССР. Правда, в советское время трудно было представить, чтобы церковный чиновник ходил по западным посольствам, но тогда этого и не нужно было делать: дипломаты прекрасно знали, что говорить с иерархами смысла нет, а подставлять их приглашениями выпить бокал вина за независимость США было для них мелким преступлением.
Однажды журналист Ксения Соколова назвала Чаплина «священником с человеческим лицом». По всей видимости, в сравнении с когда-то во времена окончания коммунизма при Горбачеве был популярен лозунг «Коммунизм с человеческим лицом». То есть 70 лет он был с нечеловеческим лицом, а потом его решили преобразить. Церковь с 18 века, похоже, тоже была странной организацией, а тут появился молодой священник, который решил облагородить восприятие РПЦ. В апреле 2012 года отец Чаплин на публичной лекции в Высшей школе телевидения МГУ заявил, что в 20-е годы «нравственное дело, достойное поведения христианина, – уничтожить как можно больше большевиков». А спустя время он похвалил Сталина, восстановившего церковь. Образ православного священника не могут не дополнить его литературные произведения, опубликованные по большей части под псевдонимом Арон Шемайер. Чтобы понять всю широту взглядов протоиерея, можно процитировать диалог из рассказа «Машо и медведь»: «– Хрю, вонючка. – И тебе хрю. Как после вчерашнего? – Классная химоза, почти без последствий. Сколько таймов набежало, кстати? – Шесть, хихи. Только проснулся, мерзкий педрила? – Заткнись, лесбиян».
Мне нравится, когда священники знают и играют рок-музыку, есть грузинский священник, с которым мне интересно беседовать о Зигмунде Фройде или истории взаимоотношений русской и грузинской церквей. Многие привыкли к тому, что РПЦ – самая консервативная православная церковь, и быть другим, с иными интересами в музыке или литературе, может вызвать вопросы не столько у коллег, сколько у общества, привыкшего «убояться» священников, которые могут вызвать негодование Господа и неминуемое наказание. Иногда это кажется невероятным и даже кощунственным. Протоиерей Всеволод Чаплин, выступая на слушаниях в Общественной палате 24 ноября, рассказал о своем видении будущего страны. «Люди ищут справедливости, высших смыслов, переустройства мира. Нам нужно дать им возможность осуществить то, что они хотят, мирными, законными, но очень прямыми способами. Мы должны объединить этих людей. Мы должны здесь, в России, осуществить лучшие идеалы Святой Руси, халифата, СССР, то есть тех систем, которые бросают вызов несправедливости и диктату узких элит над волей народов». Также представитель РПЦ назвал российскую операцию в Сирии «священной». Про высшие смыслы – хорошо, про справедливость – замечательно. Но что такого хорошего отец Всеволод увидел в СССР? И очень необычно про «диктат узких элит». Практически готов новый диссидент.
Но не все так просто. В официальном объяснении отставки Чаплина есть такие слова: «его агрессивные публичные высказывания с призывами к войне, несовместимые с христианским вероучением, воспринимаются как официальная позиция Церкви, …его высказывания дискредитируют Церковь». То есть огромное количество священников, которые уже отметились на многочисленных фотографиях и видео, освящая военную технику и оружие, участвуя в стрельбищах и с большим удовольствием позируя с автоматами, пистолетами и гранатометами в руках, не являются пропагандистами войны, и их действия, судя по отсутствию реакции со стороны РПЦ, «совместимы с христианским вероучением»?
Отставка Чаплина вряд ли связана с его высказываниями, он и себе не отказывал в том, чтобы назвать российских оккупантов в Украине «миротворцами», а в Сирии – исполняющими «святую волю» Путина. Проблема в патриархе, который давно знает толк в пиартехнологиях, каждое воскресенье читал проповедные наставления по телевидению. Чаплин работал у Гундяева больше 15 лет, хорошая зная настроения и привычки шефа, но со временем кто-то должен стать главнее, тем более, когда РПЦ пытается перехватить у Кремля рычаги управления и патриарх уже принимает отчеты губернаторов «о проделанной работе». У патриарха есть все, что имеет сам Путин или Медведев, – государственный самолет, огромная государственная охрана, бронированный автомобиль, полная поддержка Путина. Патриарх ничего не говорит о том, как политики издеваются над церковными канонами, изготавливая иконы с ликом убийцы Сталина. Напротив, РПЦ сейчас публично больше говорит о мирских политических проблемах, чем о вере и любви.
Если спросить у специалиста по политтехнологиям, главное в рекламе – ее настойчивость. Всеволод Чаплины был везде – каждый день. За день до отставки он участвовал в заседании пленум Синодальной библейско-богословской комиссии, за два дня – участвовал работе круглого стола Общественной палаты России, посвященном 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира, за три дня, 21 декабря – в Епархиальном собрании Москвы в Храме Христа Спасителя. Все знали, что в России есть патриарх, но всюду видели Всеволода Чаплина. Чаплин занимается мирским образованием, ведет споры с депутатами Государственной думы, рассуждает о политике, соглашается с войнами, забывая о вере, заповедях и канонах. Одна только цитата: «Для меня есть вещи, которые более важны, чем уничтожение того или иного количества людей». Судя по уголовным делам в связи с экстремизмом, столь любимых в российской судебной практике, эта цитата понятна и без заключения экспертов – перед нами экстремист.
По большому счету, история с Чаплиным – лишь громкая частность, он слишком известная и знаковая фигура. Проблема в самой церкви, в устройстве и структуре РПЦ, в многочисленных привилегиях, которые она выторговала у Кремля – многочисленные блага и внимание, которых РПЦ не удостаивалась за все время своего существования, даже до Петра Первого. Чаплин, скорее всего, надоел своей активностью, но ментально близок и к патриарху, и к его друзьям и покровителям в Кремле. Чаплина выгнали показательно, учитывая и его высказывания, и его деятельность последних лет. Отец Всеволод вкусил запретный плод политики, а потому был изгнан из рая. Или как еще по-другому можно назвать сейчас РПЦ и ее неофициальный статус.
Источник: Крым.Реалии
Коментарі — 0