Эскалация в Нагорном Карабахе: почему Азербайджан одержал победу
Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе застала многих врасплох.
Эскалация конфликта в Нагорном Карабахе застала многих врасплох. Поэтому возникла масса конспирологических трактовок относительно того, кому это выгодно и что за этим последует. На наш взгляд, эскалация быстро прекратится и вот почему.
Для начала рассмотрим диспозиции основных игроков в регионе и их мотивации в конфликте и вокруг него.
Армения: Является самым слабым игроком и занимает оборонительные позиции. Ереван стремится удержать то, что имеет и обладает очень ограниченной ресурсной базой. При этом Армения окружена Турцией и Азербайджаном, которые в ресурсном и военном плане превосходят ее в разы. Другой сосед — Грузия является союзником Турции и Ереван, Армения также может получить проблемные отношения с ней, что в любой момент может поставить под вопрос наземное и морское сообщение через эту страну. Остается еще Иран, который важен для Армении логистически, но с которым она имела сложные отношения на протяжении своей истории. Все вместе заставляет Армению прижиматься к России, которая использует ее как базу для влияния в регионе Южного Кавказа и далее на Ближний Восток. Армения — это Крым России на Южном Кавказе. Таким образом, Армения не имеет мотиваций и потенциала к наступательной войне. Обладая очень ограниченными ресурсами, она нацелена на то, чтобы удержать то, что имеет, а НКР выступает буфером от Азербайджана. Плюсом армян является то, что ограниченность ресурсов сделала их хорошими воинами. Это в какой-то степени компенсировало недостаток ресурсов. Однако без внешней поддержки им будет очень тяжело вести длительную войну.
Азербайджан — экономически намного сильнее Армении, что сформировало базу для более экспансивной внешней политики. В 2013 году его ВВП превосходил армянский в 7 раз (70 млрд. долларов против 10 млрд.). Даже после девальвации маната в 2015 году ВВП Азербайджана все равно составляет 50 млрд. долларов. Поток нефтедолларов позволил Азербайджану резко нарастить мощь своей армии. Если в 2003-м году военный бюджет Азербайджанской Республики составлял 135 миллионов долларов США, то в 2011-м году он достиг 3,3 миллиардов долларов. Для сравнения стоит отметить, что в 2010-м году расходы государственного бюджета Армении составляли 2,35 миллиардов долларов. Военные расходы Армении на 2011-й год составили всего 387 миллионов долларов США. (1)
Азербайджан закупал самые современные системы артиллерии, ПВО, бронетехнику у России, Израиля. Только Украина в 2005-2010 гг. продала Азербайджану 27 боевых самолетов, включая Миг-29, которые были модернизированы. Всего ВВС Азербайджана получили более 100 боевых самолетов. Азербайджанцы также заключили контракт на 1,6 млрд. долларов на поставку систем ПВО и беспилотников из Израиля (2). Короче говоря, с точки зрения технического обеспечения азербайджанской армии в сравнении с 90-ми годами ситуация изменилась принципиально. Поэтому Азербайджан чувствует себя намного более уверенно.
Кроме укрепления своей армии Баку интенсивно работал на дипломатическом фронте. В частности, Азербайджан продвигается к созданию военного союза с Турцией, что еще в 2013 году заметили аналитики Stratfor (3). В августе 2013 года член парламентского комитета по безопасности и обороне Азербайджана Захид Орудж заявил, что Азербайджан и Турция создадут единую армию (4). А в декабре 2015 года министр обороны Турции Исмет Йылмаз заявил, что Турция, Азербайджан и Грузия подпишут совместную Декларацию в сфере обороны (5). Конечно, декларация это еще не полноценный военный союз, но тенденция к укреплению кооперации между Турцией, Азербайджаном и Грузией налицо.
С этой точки зрения, мотивы попытаться вернуть Нагорный Карабах силовым путем у Азербайджана имеют весомые аргументы. Кроме того, резкое ухудшение экономической ситуации в стране после девальвации маната, связанной с падением цен на нефть, являющейся основной экспортной позицией Азербайджана, усилили давление на власть как со стороны низов, так и элиты. Всем приходится затягивать пояса, а здесь сразу возникает вопрос за чей счет. Как пишет Карен Мадоян, «в октябре прошлого года в Баку заговорили о срыве попытки государственного переворота, после того как президент Азербайджана Ильхам Алиев отдал приказ арестовать представителей высшего руководства Министерства национальной безопасности, включая главу ведомства Эльдара Махмудова. По одной из версий, МНБ занималось прослушкой высокопоставленных чиновников без согласия президента и при этом готовило его смещение”(6).
В этой ситуации маленькая и победоносная война является вполне логичным решением накопившихся проблем. Тем более, что для этого вызрела соответствующая международная ситуация, которая открыло окно возможностей для Баку попытаться разыграть свою карту с прицелом на укрепление позиций в переговорном процессе относительно урегулирования карабахской проблемы. Но при этом нужно понимать, что как и Армения, Азербайджан не готов к длительной войне, поскольку его экономические ресурсы хоть и превышают армянские, но также ограничены. Кроме того, как и Армения Азербайджан зависит от внешних игроков, имеющих интересы и влияние в регионе — Россия, США, ЕС, Турция, Иран. Поэтому пределы маневра обоих сторон конфликта определяются интересами этих субъектов. В чем заключаются их интересы?
Россия: Традиционно имеет сильные позиции и имеет сильное влияние на обе стороны конфликта. Армения по-сути является ее сателлитом, поскольку без поддержки России более мощные соседи ее просто сомнут. Ереван получает сотни миллионов долларов на поддержку своих вооруженных сил в обмен на доминирующие позиции российского бизнеса в экономике Армении. Москва и Ереван также связаны военно-политическим союзом посредством ОДКБ.
С Азербайджаном Москва имеет традиционно крепкие бизнес-отношения, которые усиливаются мощной азербайджанской диаспорой в России. Кроме того, Азербайджан закупил у России вооружения на миллиарды долларов, что усиливает зависимость от технического обслуживания со стороны РФ.
Были ли у Москвы мотивации столкнуть лбами Армению и Азербайджан, как это было в конце 80-начале 90-х, когда Россия педалируя конфликт между республиками добилась сохранения своих позиций в Южном Кавказе?
Теоретически Россия могла бы разыграть такую же комбинацию, как США разыграли в 70-е годы прошлого века с Израилем и Египтом. Тогда Вашингтон попытался оторвать Египет от СССР через укрепление отношений с Садатом, чтобы стабилизировать позиции своего союзника Израиля и свои собственные. Для этого они закрыли глаза на подготовку Садата к войне Судного дня, а когда он ее развязал в 1973 году, то выступили в качестве посредника. Это привело к установлению сепаратного мира Египта с Израилем, освобождению израильтянами Синайского полуострова, углублению раскола среди арабов.
В нашем случае Россия теоретически могла бы разыграть такой садатовский сценарий, чтобы сильнее привязать к себе и Армению, и Азербайджан. Тем более, что в последние месяцы резко активизировались США в рамках инициативы Ройса-Энгела по Нагорному Карабаху. Суть инициативы детально расписал Карен Мадоян в вышеупомянутой статье «Карабах на пороге войны. Обострение перед большими переговорами». Достаточно сказать, что снятие санкций с Ирана открывает дорогу перспективным проектам поставок иранских энергоресурсов в Европу. 11-13 апреля в Тбилиси состоится четырехсторонний саммит министров энергетики Грузии, Ирана, Грузии, Армении и России, в ходе которого будут обсуждаться возможные поставки иранского газа. Поэтому Армения крайне заинтересована, чтобы вовлечься в эти проекты и укрепить свое экономическое положение. «На протяжении последних месяцев в Вашингтоне готовили почву для переговоров между главами Армении и Азербайджана. 1 апреля их по отдельности принимал в Белом доме вице-президент США Джозеф Байден, который настаивал на необходимости возобновления диалога. Однако начавшиеся сегодня утром боевые действия свели к нулю любую возможность проведения двусторонней встречи в Вашингтоне”, — пишет Мадоян.
Срыв переговоров в Вашингтоне выгоден Москве, которая в условиях эскалации на Южном Кавказе может получить шанс выступать в качестве главного посредника между Арменией и Азербайджаном. Но это логика нивелируется, если мы посмотрим на ситуации с более далекого фокуса.
Россия вовлечена в конфликты в Украине и в Сирии. Путин заявил, что Россия выходит из Сирии, но все больше фактов указывают, что РФ остается там дальше, просто больше использует инструменты гибридной войны в наземных операциях армии Асада. В частности, блестящий текст (7) российского издания «Фонтанка» показывает, что российские ЧВК потеряли убитыми десятки человек в таких операциях, как освобождение Пальмиры войсками Башара Асада от ИГИЛ.
Как абсолютно верно указал российский аналитик Александр Сытин в своей статье на «Хвиле», через применение ЧВК Путин уходит от обвинений в прямом участии в боевых действиях в Сирии, но при этом продолжает оставаться в игре (8). Однако, и такая игра требует огромный ресурсов. Поэтому, если два гибридных конфликта (Украина и Сирия) Россия еще тянет, то втягивание Москвы в полноценную войну на Кавказе становится непосильным и несет массу рисков. Путину необходимо как можно скорее выйти из под санкций, потому что российская экономика все больше напоминает подыхающую на мели белугу. В следующем году Россия должна будет выплатить около 70 млрд. долгов, а денег нет. Это исключая огромные социальные затраты, армию, незаконченные проекты модернизации инфраструктуры и т. д. Поэтому необходимо срочно восстановить доступ к длинному кредитному плечу западной финансовой системы. А для этого необходимо выйти из-под удара санкций по Донбассу (влияние крымских намного меньше). Поэтому война на Южном Кавказе сегодня является для Путина крайне невыгодной и выглядит даже катастрофически опасной.
Это прекрасно понимают другие игроки, которые имеют конфликт интересов с Россией. Прежде всего, Турция.
Во-первых, Турция заинтересована в том, чтобы быть ключевым хабом на пути энергоресурсов из Ирана и других стран Ближнего Востока в Европу. Поэтому Анкара не заинтересована, чтобы иранский газ пошел в Европу через Армению. А, значит, срыв мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном отвечает ее интересам.
Во-вторых, турецкий президент Реджеп Эрдоган посредством эскалации конфликта на Южном Кавказе имеет возможность разыграть такую же гибридную карту в отношении России, как Путин разыграл в отношении Турции в Сирии. Дестабилизация подбрюшья России объективно ослабляет ее позиции в Сирии, что выгодно Турции. При этом усилится и зависимость Азербайджана от Анкары, что опять-таки объективно выгодно Эрдогану.
Поэтому Турция выразила поддержку Азербайджану практически сразу и расставила акценты, выгодные Баку (9).
Однако, Турция не заинтересована в затягивании конфликта, поскольку под ударом окажутся ее амбициозные планы превратиться в евразийский хаб. Ей необходима демонстрация влияния, но не война.
Далее от этой опосредованно от ситуации выигрывают и США. Чем глубже Россия увязнет на Кавказе, тем слабее будут ее переговорные позиции в других вопросах. Поэтому, хотя переговоры между Арменией и Азербайджаном в Вашингтоне могут быть сорваны, но США получают еще один инструмент давления на Москву.
Иран в этой ситуации занимает дипломатическую позицию, поскольку он имеет неплохие отношения и с Арменией, и с Азербайджаном, и Турцией, и Россией. На протяжении долгих лет Тегеран использовал сложности Армении для того, чтобы заработать на этом экономические и геополитические бонусы. Поэтому Иран будет воздерживаться от резких заявлений, поскольку втягивание в конфликт на одной из сторон ему невыгодно. Тегерану нужны деньги для модернизации, а не проблемы.
В схожей ситуации оказался и Европейский союз, который не так вовлечен в ситуацию на Южном Кавказе, как Россия. При этом имеет интересы со всеми участниками конфликта, потому не заинтересован в дестабилизации региона, поскольку и так озабочен проблемами на своей периферии из-за украинского кризиса, мигрантской волны из стран Ближнего Востока и Магриба, а также терактами в ряде стран ЕС. Совокупность этих факторов ставит под вопрос связность ЕС, потому его лидеры выступили вчера с примирительными мессиджами.
Наконец, Китай не заинтересован в дестабилизации Южного Кавказа, поскольку это ставит под вопрос проект «Шелкового пути», который он развивает в качестве альтернативы российскому направлению, а Турция и Азербайджан являются ключевыми элементами этого проекта.
Исходя из вышесказанного вырисовывается следующий рисунок геополитический игры. Азербайджан выбрал идеальный момент, когда он может укрепить свои позиции в переговорном процессе посредством эскалации. Я думаю, что Азербайджан получил уже все, что хотел на данном этапе. Алиев имеет ограниченную победу, как Садат в 1973 году, когда вышел на противополжный берег Суэца и занял плацдарм. Садат не ставил задачей отвоевать Синай, поскольку это не соответствовало его возможностям, но это дало позицию для начала сепаратных переговоров Египта с Израилем и США. Цель Азербайджана в этой ситуации показать, что баланс сил изменился сил в его пользу и усилить тем самым переговорные позиции на международном уровне, а внутри страны Алиев продает победу в условиях тяжелой экономической ситуации. Теперь Баку нужно окопаться и не потерять отвоеванные территории. Турция и Запад на его стороне. Тем более, что позиция Баку строится очень грамотной юридической платформе, озвученной вчера посолом Азербайджана в России Поладом Бюльбюльоглу:
«Для того, чтобы решить конфликт, надо убрать первопричину. А первопричина – в оккупации Арменией азербайджанской территории, и это международно-признанный факт. Есть четыре резолюции Совета безопасности ООН, есть решение Генеральной конференции ООН, есть документы Совета Европы, Европарламента, ПАСЕ и т.д., где однозначно требуется от Армении вывести оккупационные войска. Ведь разговор идет не о самом Нагорном Карабахе, а о пяти прилегающих к Нагорному Карабаху районах», — отметил дипломат. Он сказал, что Азербайджан давно предлагает освободить эти пять районов и начать мирные переговоры о будущей судьбе Нагорного Карабаха».
Теперь посмотрите на карту.