Крым санкций. Почему полуостров стал для России страной третьего мира?
Последнее известие о том, что крупнейший российский медиахолдинг «Газпром-Медиа» начал уходить из региона, в очередной раз актуализировало проблемы больших компаний, которые из-за санкций не могут официально закрепиться в республике.
Последнее известие о том, что крупнейший российский медиахолдинг «Газпром-Медиа» начал уходить из региона, в очередной раз актуализировало проблемы больших компаний, которые из-за санкций не могут официально закрепиться в республике.
Новость об отключении телеканалов (группы НТВ+) была размещена севастопольским провайдером SevStar и растиражирована СМИ только 14 января, хотя сами кабельщики в своём сообщении указали, что «Газпром-Медиа» принял решение об уходе ещё в декабре.
При этом провайдер поспешил заверить клиентов, что вещание каналов группы «Газпрома» будет возобновлено при первой же возможности. И если бы за этим безобидным постом на сайте, который посещает пара сотен человек, не последовала реакция медиагиганта, инцидент считался бы исчерпанным.
Но на следующий день компания «Газпром-Медиа» обнародовала опровержение новости SevStar. Пресс-служба теленефтянников заявила: «“Газпром-медиа” не ведёт вещательных операций, спутниковые вещательные операции осуществляет компания НТВ+. У компании НТВ+ нет ни официальных, ни деловых отношений с компанией SevStar».
По своему простодушию провайдеры честно признались, что больше не могут официально транслировать телеканалы компании, которая приостановила работу в Крыму. Севастопольские ребята действительно не знали, что каналы из пакета НТВ+, которые они показывали в 2014 году, формально не имеют никакого отношения ни к НТВ+, ни к «Газпром-медиа»
Возможно, под покровительством Москвы услуги предоставляла (и будет предоставлять) фиктивная фирма, подающая в эфир «пиратский» контент с разрешения материнской компании. Скорее всего, «Газпром-медиа» избрал именно такой формат работы, поскольку он исключает юридическую возможность попадания под санкции Евросоюза и США, запрещающие экспорт телекоммуникационных технологий в Крым.
И этот случай не привлек бы столько внимания, если бы в сотый раз не доказал очевидную вещь: полуостров стал территорией фактически легализированной фиктивности. Ведь история с телеканалами НТВ+ – это только вершина айсберга.
-- Как украинские компании ушли, а российские не пришли
Процесс создания фикций в Крыму начался сразу после мартовского референдума. Сначала с территории полуострова начали уходить крупные сетевые компании (тот же Макдональдс, который приостановил работу своих заведений в Ялте, Севастополе и Симферополе) и банки.
За ними последовали телефонные операторы и фирмы, занимающиеся грузоперевозками, а также поставками продуктов и прочих товаров. Летом 2014 года прекратили работу украинский МТС и Киевстар. Life продержался до осени, но стал работать с перебоями, а затем и вовсе исчез.
На место украинских компании приходили российские, но многие из них были либо шарашкиными конторами, либо марионетками крупных бизнес-игроков.
Например, де-юре на полуострове нет оператора «МТС-Россия». Но крымчане поголовно пользуются краснодарскими номерами МТС (+7978), которые обслуживает компания «К-Телеком», якобы предоставляющая «технический роуминг».
Где-то с середины мая и до конца августа прошлого года на полуострове наблюдался сбой работы почти всех привычных общественных институтов.
Во-первых, украинские банки ушли, а полноценной замены им ещё не было. Так, в мае и июне первый российский банк, открывшийся в регионе (РНКБ – ныне центральный республиканский банк), выдавал кассовые документы без печатей (так как их форм просто не существовало).
Во-вторых, телефонные книги, составляемые годами, стали бессмысленными ввиду тотальной смены личных номеров и общей контактной неразберихи: на украинские номера звонить было уже нельзя, а все крымские требовали ревизии.
В-третьих, постепенно начали закрываться украинские логистические компании, а местные дилеры, которые занимались поставкой продуктов и прочих товаров, попытались найти выходы на российские фирмы. Естественно, ничего хорошего из этого вначале не получилось. А всё потому, что в пик высокого сезона фуры простаивали в многодневных очередях на паром как со стороны России (в порте «Кавказ»), так и со стороны Крыма (в Керчи).
В-четвёртых, до сих пор не произошло ожидаемого прихода новых компаний. Известные мировые бренды останавливает страх санкций, а крупные российские фирмы – ещё и нежелание заниматься относительно небольшим, труднодоступным рынком, по платёжеспособности несравнимым с регионами России.
Одно из немногих исключений – перерегистрация компаний/брендов, которые ранее были привязаны к центральному офису в Киеве, а теперь переориентировались на Москву. Яркий пример – единственный французский гипермаркет «Ашан» Крыма, который передали московской «дочке» компании, чтобы не попасть под украинское санкционное законодательство.
Но если не брать в расчёт перерегистрированные в России украинские предприятия, ничто не свидетельствует о наличии у россиян энтузиазма поводу возвращения полуострова в «родную гавань». И заявление «Газпром-медиа» – лишнее тому доказательство.
-- Использовать по назначению
Но в Крыму всё же есть крупные российские компании. Просто они рассматривают полуостров не как стандартный регион для официального размещения своих представительств и развития инфраструктуры, а как страну третьего мира внутри Российской Федерации, где люди готовы работать за еду.
К таким проектам, например, можно отнести сайт Avito.ru (объединен с OLX.ru и Slando.ru, основной инвестор – шведский холдинг ООО «КЕХ еКоммерц»).
На официальном сайте компании размещена информация о вакансиях только в двух городах – Москве и Санкт-Петербурге. О Крыме нет ни единого слова. На самом же деле сердце проекта (сотни модераторов, десятки работников службы поддержки и т.п.) находится в Симферополе, что подтверждает перечень вакансий и большой офис в центре города.
Следует обратить внимание, что сайт предлагает заработные платы в размере 8000 рублей за полный рабочий месяц при 40 часовой трудовой неделе (плюс мотивационная часть в сумме 3000 рублей). По сути, медиагигант вынес своё «производство» в российский «Китай», чтобы платить работникам месячную ставку в 130, а не 300 долларов, как в соседнем Краснодаре.
Единственный плюс – то, что компания реально создает рабочие места для крымчан (офис забит сотрудниками). Но такой подход к развитию полуострова замечательно иллюстрирует его возможные перспективы. В плане заработных плат Россия сюда так и не дошла, зато местные коммерческие структуры получили шанс участвовать в негласном договорняке, занижая доходы населения в условиях перманентно растущих цен.
Китай 90-х стал для нас намного ближе, чем мы думаем.
Коментарі — 0