Экономия в обмен на налоговую реформу
В идеале мы стремимся к прозрачной и простой налоговой системе, однако это происходит не так просто и быстро, как хочется
Министр финансов Наталия Яресько в своём недавнем заявлении относительно проведения налоговой реформы в Украине отметила, что для её реализации правительству придётся сократить расходы бюджета приблизительно на 60 млрд. грн.
За счёт чего можно добиться такой экономии? Ранее ожидалось достичь значительного сокращения расходов за счёт системы госуправления, однако эти чаяния пока не оправдались. Кроме того, очевидно, что дешевые чиновники могут обойтись государству очень дорого.
Пора пересмотреть то, что мы финансируем. Более половины государственных предприятий или тех предприятий, в которых есть значительная часть государственного участия, являются убыточными и дотируются из бюджета. Нужно посмотреть, насколько различные дотации и льготы тем или иным предприятиям адекватны потребностям. Более того, я считаю, что в списке на проверку в первых рядах должны находиться государственные монополисты: Нафтогаз, Укрнафта, Укравтодор, Укрзалізниця. Государство не может от них отказаться, как бы они не работали, однако зачастую их финансовая деятельность непрозрачна. Подобные предприятия должны пройти аудит на предмет того, насколько им необходимы дотации в нынешнем объеме.
Я подозреваю, что значительные ресурсы можно аккумулировать именно на государственных предприятиях и на упомянутых монополистах.
Кроме того, нельзя забывать о таком расширении доходов как приватизация. К сожалению, последние два года приватизация законсервирована, прозвучало заявление, что она переносится на следующие года. Тем не менее, мне кажется, что это был бы хороший инструмент для увеличения доходов государства, поскольку у приватизированных предприятий появились бы стимулы для эффективной работы, а государство сократило бы свои расходы.
Я бы не начинал экономию из социальной сферы, о чем говорила Яресько. Эта сфера и без того в глубоком кризисе. Нужно посмотреть, насколько рациональна расходная часть бюджета, насколько она соответствует реальных нуждам. Причем этот анализ должен исходить из экономических интересов страны, и быть лишенным политизации.
Относительно радикальных проектов реформы налоговой сферы (согласно которым предлагается сильно сократить налоги, что приведет к соответствующему сокращению расходов бюджета), нужно анализировать, насколько они сбалансированы и экономически обоснованы. Ломать – не строить. Очень часто подобный «радикализм» связан с предвыборным популизмом.
Конечно же, в идеале мы стремимся к прозрачной и простой налоговой системе, однако это происходит не так просто и быстро, как хочется. Если у кого-то всё же есть предложения по радикальному сокращению налогов, то параллельно он должен предложить, кому и в каком объеме будет урезано государственное финансирование.
Источник: Новое время
Коментарі — 0