Як живе село для єврейських біженців, які втекли від російських окупантів на Донбасі
![Як живе село для єврейських біженців, які втекли від російських окупантів на Донбасі](/img/article/7355/22_main-v1612861670.jpg)
150 євреїв, що залишилися без даху над головою під час війни в Україні, живуть тепер в містечку Анатовка (Анатівка).
Мовою оригінал
Украинская деревня Анатовка (на украинском – Анатевка), известная всему миру по бессмертному произведению Шолом–Алейхема «Тевье–молочник», живет и процветает. Вот уже 5 лет это не литературная фантазия великого еврейского писателя, а реально существующий населенный пункт.
Пять с половиной лет назад главный раввин Украины Моше–Реувен Асман основал новый поселок для еврейских беженцев из объятой войной Восточной Украины (Донецкая и Луганская области). Новое поселение Асман назвал Анатовка. Это название хорошо знакомо всем, кто читал повесть «Тевье–молочник» Шолом–Алейхема или смотрел популярный мюзикл «Скрипач на крыше». Сегодня в деревне проживают 150 человек, а в ближайшие месяцы к ним присоединятся еще 150 еврейских беженцев.
Раввин Асман, мечтавший о создании подобного места, с волнением рассказывает о детях, которые родились в Анатовке, а также о еврейских детях из Киева, приезжающих в деревню для обучения в местной школе. «Я горжусь не только тем, что мы смогли спасти людей, потерявших буквально все, но и тем, что мы сделали это самым достойным образом, – говорит Асман. – У нас даже столовая выглядит, как ресторан. Беженцы покинули насиженные места, потеряв имущество, без копейки денег, без одежды. А сегодня они помогают другим людям. Они шьют больничную одежду, готовят еду для других людей, производят мезузы и сувениры, пользующиеся большим спросом».
Из Киева до нового поселка можно добраться на такси всего за 40 минут. В 2015 году здесь состоялась церемония закладки первого камня. А теперь это уютный поселок: новые дома, три школы, в которых получают знания 350 детей – более 200 в общеобразовательной школе и около 70 в школе «Талмуд–Тора». Есть также и школа для девочек. А скоро, по словам раввина Асмана, в Анатовку переедет детский дом из города Ирпень.
«Вот это трехэтажное здание – самый большой хедер («Талмуд–Тора» и одновременно маленькая йешива) в Украине, – объясняет Асман. – Мальчики получают тут ультраортодоксальное образование с использованием самых современных технологий. Немало времени уделяется изучению английского языка и компьютерных дисциплин».
Обычная деревня
В деревне живет сын Асмана, 28–летний раввин Шмуэль Асман, отвечающий за систему образования в Анатовке. К нему обращаются за помощью сотни еврейских беженцев. В деревне есть даже местная телестудия – Anatevka TV. Шмуэль с волнением показывает мне новую синагогу, построенную в сельском стиле. «Мы построили деревянную синагогу, чтобы воссоздать пасторальную атмосферу эпохи Тевье–молочника», – объясняет он.
Неподалеку от синагоги расположен реабилитационный центр. «Недавно мы приняли на работу еврейского врача из Луганска. Центр используется для реабилитации пожилых людей, здесь работают со стариками, есть и занятия для детей, – рассказывает Шмуэль. – В шабат в нем устраивают трапезу для беженцев, у которых нет семьи. Однако сейчас из–за эпидемии им доставляют еду прямо домой».
В общеобразовательной школе учатся дети из светских семей, но «в духе еврейских ценностей». Младший раввин Асман говорит, что многие из выпускников анатовской школы репатриировались в Израиль, отслужили в армии и создали там свои семьи.
В центре поселка стоит памятник евреям, погибшим в Холокосте и на фронтах Второй мировой войны. «Кав–хей бе–ияр – ивритская дата победы над нацистской Германией, которую в странах бывшего СССР отмечают 9 мая», – объясняет рав Шмуэль. Неподалеку находится могила еврейского цадика Мордехая Тверского, известного как Чернобыльский магид, основателя чернобыльской хасидской династии. «Очень символично, что мы основали еврейскую деревню вблизи от могилы цадика», – считает Шмуэль Асман.
Беженцы производят мезузы и дрейдлы
![Каждому в деревне найдется занятие (Фото: Эдуард Докс, Шмуэль Асман)](/img/forall/users/49/4938/3_196.jpg)
«Так повезло немногим, – рассказывает Чепурной. – Мы получили и жилье, и работу, которая нам нравится. Хотя зарплата небольшая, на нее можно прожить». Недавно Чепурной прошел обряд брит–мила. У его сына, живущего в Одессе, скоро будет еврейская свадьба.
Другой еврейский беженец, 58–летний Сергей, проявил незаурядный талант в оформлении мезуз. «Я всегда хочу довести свои мезузы до совершенства», – рассказывает он.
Я случайно увидел, как Сергей создает красивейшие модели кораблей, – говорит раввин Шмуэль. – И понял, что у него золотые руки. Он просто растрачивает себя впустую на строительных работах». Жена Сергея, Елена, была директором детского дома в Луганске. Когда началась война, семья стала жить детском доме, чтобы прокормить своих детей.
Мы жили там, пока нам не отключили воду
![](/img/forall/users/49/4938/5_96.jpg)
Раввин Моше Реувен Асман называет Анатовку чудом. «Мы сумели построить наш поселок всего за пять с половиной лет. Мы словно вдохнули новую жизнь в еврейское местечко из произведений Шолом–Алейхема, – с городостью говорит он. – Вначале люди жили в общежитиях, а потом переехали в свои просторные квартиры. Строительство в поселке продолжается».
Сейчас в Анатовке возводятся три новых здания. Раввин Асман приобрел дополнительные участки. «Мы помогаем не только евреям, – говорит он. – В разгар эпидемии мы открыли пошивочные мастерские и начали выполнять заказы украинских больниц. Оказалось, что среди беженцев есть немало профессиональных портных. Мы передали больницам около 20.000 единиц медицинской одежды. Мы отправляли в разные города маски и санитайзер. В канун праздника Рош ха–Шана мы перевели в Умань 100.000 долларов на строительство лаборатории, где будут делать анализы на коронавирус».
Большие планы в туристической сфере
![](/img/forall/users/49/4938/7_35.jpg)
Супруга раввина Асмана, Хана, говорит, что ее миссия заключается в «создании Эрец–Исраэль в Украине». У них большие планы на Анатовку, включая и туристический бизнес. «Я представляю себе Анатовку, как этакий остров еврейской жизни в Украине, где гармонично сочетается духовное и материальное, – говорит рабанит Асман. – Мы не хотим, чтобы Анатовка была закрытым местом. Сюда могут приезжать евреи – работать и изучать Тору. А туристы смогут посещать местечко, чтобы вкусно поесть, отдохнуть, познакомиться с еврейской культурой – например, провести здесь шабат».
Коментарі — 0