«Сталинград» на Подоле отменяется
В отличие от иных акций по защите старого Киева, «оборона» Гостиного двора вызывает немало вопросов.
Это не спасение Пейзажной аллеи от тупого мидовского упорства - отгрохать именно там элитное жилье для себя любимых. Это не протесты под офисом ахметовской СКМ после сноса домов на Андреевском спуске. Это не защита фундамента Десятинной церкви от посягательств попов московского патриархата. И не возмущение по поводу строительства офиса в этом же районе попами патриархата киевского.
«Оборона» Гостиного двора явно из другой оперы. Во-первых, в отличие от перечисленных выше случаев, не совсем понятно, где затаилось зло. Поскольку главный призыв протестантов: «Вернуть Гостиному двору статус памятника архитектуры» не катит. Потому что если Гостиный двор и может считаться памятником, то не более чем градостроительства.
Киевляне, у которых я интересовался, почему на «защиту» Гостиного двора практически никто не пришел, объясняли это излишней политизацией и тем, что новоделы в защите особо не нуждаются.
Это вы, «понаехавшие», - говорили мне, - знаете Гостиный двор в его нынешнем виде. Т.е. грязно-белым, двухэтажным, с арочными проходами и цокольными ступенями. А вот мы, киевляне аборигенные еще помним убитую просевшую одноэтажную руину. Которую в 80-годы прошлого века сперва снесли до основанья, а затем на ее месте в рамках празднования 1500-летия Киева, возвели новодел. Да, по оригинальным, 1809 года чертежам архитектора Руска, но новодел. Так что нынешний Гостиный двор de-facto является нетипичной советской постройкой и имеет выдержку не более 30 лет.
Многие панельные хрущевки стоят куда дольше.
Таким же памятником градостроительства (но не более) можно считать и Михайловский Златоверхий собор, Ибо у клумбы напротив нынешнего МИДа, где стоял снесенный большевиками оригинал, выгуляно не одно поколение киевлян, для которых этого собора не существовало никогда. И церковь Успения Богородицы Пирогощи, там же, на Подоле туда же.
Во-вторых, абсолютно непонятен еще один лозунг, под которым идет противостояние. А именно: «Не дадим превратить Гостиный двор в очередной торгово-офисный центр!». Т.е. никаких бутиков (это слово почему-то особенно ненавистно протестантам), никакой спекуляции товарами, а исключительно чистое искусство и высокая культура.
Это, честно говоря, вообще ни в какие ворота не лезет. Поскольку Гостиный двор изначально строился именно как удобное место для оптовой торговли. Когда в XVIII веке на Контрактовой площади начали испытывать большое неудобство от засилья МАФов того времени. Ну, что-то типа того киоскового беспредела в окрестностях Гостиного двора, что мы имеем на сегодня.
Словом, тогдашние власти решили снести гадюшники и профинансировать строительство первого Гостиного двора по проекту киевского архитектора Григоровича-Барского. Потом этот Гостиный двор (без всяких протестов) тоже снесли и начали строить новый – уже по проекту санкт-петербургского архитектора Руска. Который лично одобрил император Александр I.
Потом, как известно, на Подоле случился большой пожар, и в силу нехватки денег пришлось ограничиться одним этажом. Но в любом случае торговля пошла.
Понятно, что ленинцы со сталинцами внесли на генетическом уровне в общественное сознание серьезный понятийный сумбур. Ибо homo soveticus не только точно знали, что Бога нет, но и твердо верили, что гулаговские лагеря смерти для врагов народа лучше всего размещать именно в бывших монастырях.
Так что ненависть к купцам-спекулянтам на постсоветском пространстве как бы объяснима.
Хотя надпись на фронтоне обновленного Гостиного двора типа «200 лет традиций украинской торговли» тоже смотрелась бы неплохо. А симбиоз бутиков с художественными галереями и выставочными залами лишь отражал бы тенденции XXI века.
Ведь никто же не возражает против того, что в Гостином дворе Санкт-Петербурга размещен самый большой в Северной Пальмире универмаг. Что, кстати, дает городу приличную налоговую подпитку. А станция метро, которая находится в самом здании, не отразилась на том, что этот Гостиный двор пребывает под эгидой ЮНЕСКО.
Да и потом, как бы ни тужились оборонцы, от торговли никуда не деться. Ибо это она, родимая, движет народами и прогрессом еще со времен финкийцев. И, честно говоря, вызывает большое удивление, что в битве за недопущение возврата Гостиному двору его изначальных функций, протестанты как-то стыдливо подзабыли, кому нынешний Киев во многом обязан своей славой и красотой.
Как-то упустили из виду, что братья Никола и Федор Терещенко, Григорий Галаган, Михаил Дегтерев, братья Лазарь и Лев Бродские, супруги Поповы (не путать с главой КГГА), Богдан Ханенко, Николай Хряков, Яков Бернер, графы Бобринские, барон Штейнгель, Семен Могилевцев и многие-многие другие изначально были бизнесменами (купцами, заводчиками, банкирами и фабрикантами), а уж потом меценатами.
Понятно, что мы живем в иное время. Ну, там, дикое накопление капитала, прерванная связь времен и т.д. Но ведь создал уже Виктор Пинчук в Киеве свой арт-центр. Да еще и по доброй британской традиции с бесплатным посещением. Построил же Ринат Ахметов в Донецке стадион класса «элит», а Александр Ярославский в Харькове новый аэропорт…
И остальные, набитые деньгами по гланды, постепенно начинают понимать, что в гробу карманов нет. А память о себе в виде яхт и тачек ой как недолговечна.
Думаю, что меня в симпатиях к нынешней власти обвинить сложно. Но в данном случае, когда в качестве аргумента я слышу, что за реконструкцией Гостиного двора стоят деньги Семьи, и, значит, это катастрофа, то мне впервые это безразлично. В том числе и потому, что Гостиный двор не становится личными апартаментами.
Это ведь не стыренные охотничьи угодья, крымские санатории или кусок набережной в Балаклаве. Это падишахство ненадолго. В ситуации с Гостиным двором как раз тот редкий случай, когда хоть что-то пойдет городу.
Да и потом. Давайте представим, что Гостиный двор был приватизирован лет 15 назад. А теперь взял и поменял собственника. Который решил его реконструировать. Таких ситуаций с переходом из рук в руки в независимой Украине тьма-тьмущая.
Иное дело – не дать разгуляться аппетитам и не допустить кардинальной перестройки. Т.е. создать понятные правила игры и общественно-профессионального контроля.
Но здесь, увы, в игру вступают украинская дура-власть и ее не менее дебильная сестра – украинская политика.
Ибо с одной стороны мы имеем тупое нежелание властей признавать, что они являются временно нанятыми управленцами, а не потомственными рабовладельцами. А с другой, - умышленное раздувание политическими маргиналами любого скандала, дающего им хоть намек на информационный повод с последующей засветкой в СМИ. Правда, некоторые эксперты допускают, что конфликт мог быть раздут еще и в силу чьих-то бизнес-интересов, Где протестантов попросту могли использовать втемную.
Но всего этого можно было бы избежать. Во-первых, если бы дура-власть так не любила ходить по граблям. А во-вторых, если бы во главе города стояли не управленцы с ментальностью совков выросших в ПГТ и райцентрах, а те, кто является плотью от плоти Киева.
И не исключено, что в перспективе для допуска в высшие сферы столичного управления нужно будет вводить ценз длительности проживания в Киеве. Аналогичный, скажем срокам получения гражданства в США или в Швейцарии. Потому что вывезти девушку из села и село из девушки, это две большие разницы.
Так что нет ничего странного в том, что киевская, простите, власть в ее нынешнем обличье так и не поняла, что горожане окончательно Киев на блажь дикого бизнеса не сдадут. А, значит, нужно создавать такие правила игры, которые душили бы любой конфликт в зародыше, не допуская ни его политизации, ни милитаризации.
Но, похоже, что эта власть в такой форме садо-мазохизма заинтересована сама. Мало того, есть немало оснований для предположения, что политтехнологи, обслуживающие КГГА, настоятельно рекомендуют подопечным эти конфликты стимулировать. Поскольку разруливание оных дает возможность чиновникам лишний раз попасть на страницы и экраны. Что, по мнению политтехнологов, обеспечивает автоматический рост электоральной популярности.
Т.е. по сути, власть отзеркаливает самопиарщину тех профессиональных протестантов, которые думают, что играя мускулами по поводу и без, они в итоге прибьются под крыло к какой-нибудь политической силе со всеми материально-карьерными последствиями.
В Киеве, как мы видим, такой площадкой для маргиналов стала нива защиты города. Спорно-скандальных объектов немерено. Власть играет в унисон. А наивные киевляне еще и создают маргиналам на шару массовку.
Помните, как Попов приезжал вкапывать «древо мира» в разгар конфликта на Пейзажной аллее в прошлом году? То-то же.
А в ситуации с Гостиным двором – просто картиночный клондайк. И Беркут, и пожар, и боевики, и избитые депутаты, и ментовское упорство, и дура-власть вместе с сестрицей, бодро бегающие по граблям…
При этом какой-то дикий дефицит даже намека на конструктив. Ну, скажем, ответа на вопрос, за счет чего будет финансироваться содержание Гостиного двора, в случае его передачи в коммунальную собственность?
Хотя, простите, один вариант есть. «Применительно к Гостиному, - пишет один из активистов, - то здесь достаточно было бы отдать небольшую часть здания в такую аренду (49 лет – А.К.) – например, международной компании -, которая профинансирует доведение Гостиного двора до ума. В результате мы бы получили красивое и функциональное здание в центре Подола, которое бы осталось в государственной собственности, и при этом служило не столько коммерческим интересам, сколько культурным и общественным потребностям. Это не фантастика. Это реальность, но нужно лишь побороть рейдеров»…
Ну, не умница ли? От Чопа просто очередь из зарубежных инвесторов тянется. Хотя вопрос о передаче здания в аренду безымянной «международной компании» тоже любопытен…
Правда, пока будет идти поиск инвестора-камикадзе, здание продолжит осыпаться. Но кто в нашем хуторке с такой мелочевкой считается?
Кстати, о культурных потребностях. Если мне не изменяет память, то до момента начала противостояния, единственным общедоступным культурным объектом Гостиного двора был «Театр на Подоле», который благополучно перевели на Андреевский спуск. Узкоспециальную архитектурную библиотеку и Укрреставрацию к объектам культуры можно отнести с очень большой натяжкой. Не гоаоря уже о том, что для хранения ценных манускриптов нужно отнюдь не полуаварийное здание.
Все остальное, если помните, - отделения банков, бары да магазины. И получается, что кабы дура-власть соблаговолила сперва поговорить с киевлянами, дала гарантии сохранения целостности здания, заверить, что места хватит всем. Объяснить, что обновленный Гостиный двор это не только пополнение городской казны, а и новые рабочие места. то никаких протестов бы и не было?...
Но, с другой стороны, противостояние на Подоле (а это конструктив настоящих спасателей Киева без политической компоненты) пусть и со скрипом, но все же дало старт форматированию правил игры. При «Укрреставрации» был создан наблюдательный совет во главе с Маркияном Лубкивским. Первая инициатива – о превращении Гостиного двора еще и в Центр современной украинской культуры, по логике должна сработать лучше любого пожарного брандспойта.
На сегодня уже известно, что арбитром в противостоянии готова выступить Киево-Могилянская академия. Что в новый Гостиный двор переведут мастерские некоторых художников с перегруженного Андреевского спуска. Что в Гостином дворе будут продолжены традиции Гостиной республики по проведению выставок и концертов. Что в наблюдательный совет дал согласие войти член политсовета ВО «Свобода», актер и депутат Богдан Бенюк. Факт сам по себе весьма показательный. Дающий куда больше оснований для деполитизации протеста, нежели все заявления из КГГА.
Осталось разве что выяснить, почему аренда Гостиного двора на сегодня в пересчете с купонокарбованцев оценена в 100 гривен в месяц, а само здание – в 21 тысячу гривен. Во всяком случае, такую информацию озвучил депутат ВР Александр Бригинец со ссылкой на руководство Фонда Госимущества, в чьей собственности пребывает Гостиный двор. Правда ФГИ эту информацию отрицает. Но в любом случае, в вопросе – почему последняя оценка объекта проводилась в 1994 году, тема отдельная. И адресован он, не к бизнесу, который всегда ищет, где дешевле, а к дуре-власти А заодно и к тем, кто ее якобы контролирует. В смысле – а куда вы раньше-то смотрели? Но в любом случае, это сигнал для немедленной проверки реальной стоимости всего, что еще не успели хапнуть. Причем, на уровне не только Киева, а и всей страны.
P.S. И одна весьма показательная цитата: «Можно представить здесь парковку с подземными ярусами. Или, допустим, прозрачное перекрытие торгового зала. Но ни в коем случае не новое строительство из серединки, которое, чего доброго, попрет ввысь и опять-таки изуродует облик площади. Правда, покамест городские власти уверяют нас, будто никто не собирается менять внешний вид и высотность Гостиного двора… …Поэтому воспользуемся правом общественного контроля и не будем упускать из вида планы дельцов по реконструкции центральной постройки Подола», Михаил Кальницкий, по праву главный хранитель и историк старого Киева…
Коментарі — 0