Нардеп: Минздрав отбросил все наработки трех последних лет по реформе здравоохранения
Народный депутат, член Комитета по вопросам здравоохранения Татьяна Бахтеева в интервью «Главкому» заявила, что за все годы независимости Украины, каждый президент, каждый политик, каждая партия, особенно перед выборами, обещает сделать реформы. Но, к сожалению, за все это время системная реформа здравоохранения так и не была проведена, отметила она.
«Мы все это время продолжаем жить по системе Семашко, которая, кстати, была признана одной из лучших в мире, но сейчас она уже не отвечает требованиям времени и запросам общества. Были лечебные учреждения и были койки, и все финансирование шло на койко-дни. Сколько коек – столько больница и получала денег. И, конечно, заработная плата, статьи «медикаменты», «оборудование» - при Советском Союзе это были очень маленькие проценты финансирования, потому что тогда не было высокотехнологического оборудования, медикаменты были отечественного производства. И уже в независимой Украине продолжался тот же формат финансирования системы здравоохранения», - рассказала она.
Бахтеева добавила, что финансировать надо не содержание койки, а закупку услуги на контрактной основе. «Начиная в 2011 году реформу, мы одним из важных шагов называли переход к закупке государством услуг у учреждений здравоохранения на контрактной основе, для чего также планировалось изменить статус больниц, предоставив им больше автономии в распоряжении средствами, - отметила нардеп. - Есть несколько уровней предоставления медицинской помощи. Первичный – тут мы говорим о семейном враче, который имеет примерно 3 тысячи своих пациентов на определенном участке. Этот уровень у нас всегда финансировался по остаточному принципу – меньше всего. А в развитых странах на первичном уровне начинаются и заканчиваются около 80% всех обращений граждан за медицинской помощью. Следовательно, и финансируется он на высоком уровне. В Украине этот показатель не превышает 20%. Затем идет вторичный уровень – это большие районные и городские больницы, где можно делать операции. И есть третичный уровень, где должно быть современное высокотехнологическое оборудование, должны проводиться сложные операции. И вот сейчас у нас все разбалансировано: нет четкого структурного размежевания первичного, вторичного и третичного уровня. Каждый регион получает по остаточному принципу финансирование и финансирует то, где кто-то больше попросит. Реформу нужно начинать как раз с размежевания этих уровней медицинской помощи и правильного распределения финансов. И параллельно проводить реструктуризацию и автономизацию сети лечебных учреждений».
Как известно, Татьяна Бахтеева несколько лет возглавляли профильный комитет в Верховной Раде. «Если поднять статистику в аппарате Верховной Раде, то вы увидите, что наш комитет в период с 2008 по 2013 год входил в тройку лидеров из 30 комитетов по количеству рассмотренных и принятых законопроектов, по количеству проведенных заседаний, в том числе выездных. Лично я вошла в первую десятку народных депутатов по количеству подготовленных и принятых законопроектов 5-го и 6-го созывов ВР. Что касается реформы, такая стратегическая для всей, на тот момент 48-миллионной страны реформа, не могла быть просто внесена народными депутатами. Она обязательно должна была быть поддержана на уровне высшего руководства страны - Президента и премьер-министра, т.е. нужна политическая воля», - рассказала она.
С 2010 года, сообщила нардеп, началась так называемая наработка этих реформ, и в 2011 году для проведения реформ были взяты пилотные регионы: Донецкая, Днепропетровская, Винницкая области и Киев.
«Соответствующие законопроекты были приняты в Верховной Раде, они заработали и принесли результат. В частности ими предусматривалось разграничение процессов предоставления первичной, вторичной, третичной и экстренной медицинской помощи; реорганизация сети медицинских учреждений, их перепрофилирование; право свободного выбора пациентом своего врача первичной медицинской помощи; новый механизм финансирования оплаты труда медицинских работников; четкая структура медицинских направлений на каждый уровень медицинского обслуживания. Конечно, когда реформа начинается, к ней возникают и претензии. Может, там были ошибки, но почему новый состав Минздрава просто отбросил в сторону наработки трех лет, взял чистый лист бумаги и год писал свой законопроект, который назвать реформой язык не поворачивается», - сообщила Бахтеева.
«В 2011 году также был принят закон моего авторства об экстренной медицинской помощи, который начал работать во всех регионах. Это важно, потому что ежегодно в Украине получают повреждения до 2 миллионов взрослых и больше 300 тысяч детей, а погибает в результате травм больше 70 тысяч взрослого населения и до 2 тысяч детей. Машины скорой помощи у нас представлены газелями и УАЗами, они зимой не заводятся и не отапливаются. И те 100 или 60 километров до областной больницы стоят больному жизни. Там нет дефибриллятора, аппарата искусственного дыхания. Только в течение года благодаря этому Закону в пилотных регионах нам удалось повысить уровень своевременности доезда бригад скорой помощи по вызовам практически до 90% и почти в два раза уменьшить количество непрофильных выездов. Знает ли об этом руководство Минздрава? Не уверена», - добавила она.
«Поэтому, реформа здравоохранения была начата. Но, к сожалению, сегодняшняя власть ее не продолжает. Минздрав должен был изучить эти регионы, оценить, что было хорошо, что было плохо, что было не нужно, провести независимый аудит, желательно международный. Этого нет. Т.е. и своего не подготовили, и наши успешные наработки просто уничтожили», - резюмировала нардеп.
Коментарі — 0