ЕС или ТС? Президент перехватил козырь украинских агентов Кремля и завел разговор о референдуме
Россия убеждает Украину вступить в Таможенный Союз не первый год. С приближением даты возможного подписания Соглашения об Ассоциации с ЕС давление Кремля только усиливалось. Дошло до того, что украинского президента в Москве обвинили в предательстве добрососедских отношений и даже намекнули, что стратегическое партнерство двух стран может, если не прекратиться, то, как минимум, «нарваться» на определенные сложности. Для наглядности того, что ожидает Киев в случае непослушания, Москва устроила «маленькую» торговую войну.
Украинские власти терпеливо ждали. Ни президент, ни премьер не стали делать жестких заявлений. Но позиция страуса не сработала и на Банковой придумали рецепт. Утихомиривать Путина взялся сам Виктор Янукович. В конце прошлой неделе в большом телеинтервью он пообещал то, чего от него требовали пророссийские силы в Украине, пытающиеся сорвать Ассоциацию. Президент заявил, что украинцы сами выберут, куда им вступать: в Таможенный или Европейский Союз. И произойдет это на референдуме, которого сегодня добиваются и коммунисты, и кум Путина Виктор Медведчук.
Представленный президентом ход – нечто иное как реверанс в сторону России. Именно так Янукович пытается усыпить бдительность «стратегического партнера» по крайней мере на пару месяцев, чтобы дотянуть до вильнюсского саммита «Восточного партнерства», который намечен на ноябрь.
-- Референдум до конца ноября – реально?
Несмотря на «призрачную» возможность проведения референдума до саммита, некоторые эксперты все же высказали мнение, что плебисцит таки может состояться этой осенью и до ноября вполне можно уложиться. «Чтобы был «рычаг» ко времени ратификации», - пояснил свою точку зрения политолог Александр Булавин.
Для начала рассмотрим реальность и механизм проведения референдума уже этой осенью.
Прежде всего, нужна инициативная группа, которая соберется и подаст в Центризбирком предложение по всеукраинскому референдуму. Далее в ЦИКе думают пять дней и разрешают (или не разрешают) собирать подписи и регистрируют группу.
Подписей нужно собрать 3 миллиона – в 2/3 областей страны и не менее чем по 100 тысяч в каждой. Учитывая, что в Партии регионов около полутора миллионов членов, это сделать не проблемно.
Дальше в течение семи дней ЦИК проверяет подлинность подписей и выносит решение. С приходом на пост главы Михаила Охендовского, уже прозванного «Киваловым-2», можно говорить о практически полной подконтрольности избиркома Партии регионов. В случае позитивного вердикта, который при желании «сверху» таким и будет, президент получает право назначить референдум. И он должен состояться в 50-дневный срок.
Статья 45 закона о референдуме гласит, что избирательные комиссии формируются из числа кандидатур, которые в ЦИК подают главы областных советов, Киевсовета и Севастопольского горсовета. В большинстве из них – главы представляют одну правящую партию.
Окончательные итоги ЦИК подводит в течение 15 дней. Так что, теоретически референдум, действительно, можно провести до конца ноября. Однако кому это нужно?
«Вопрос о референдуме даже необходимо поднимать, когда придет время», - считает заместитель гендиректора Центра Разумкова Валерий Чалый. Однако пока он не на повестке дня. «Это абсолютно неактуально, - отметил в комментарии «Главкому» эксперт-международник. – В случае с ЕС речь идет только об ассоциации и зоне свободной торговле.
Да и сам Виктор Янукович отметил: «Когда будет принято решение о вступлении в Европейский Союз или в Таможенный Союз – и тогда в любом случае нам не обойтись без референдума». Тогда зачем, спрашивается, поднимать разговор о референдуме сейчас?
В самой партии власти есть депутаты, которые пытаются трактовать заявление президента по-своему и педалировать тему референдума. «Бедные чиновники. Ничего не могут понять. Вроде бы недавно президент сказал, что мы подписываем соглашение об ассоциации и это точно и окончательно. Через день после этого говорит, что нужно проводить референдум по поводу того, что вступаем мы в таможенный союз или в европейский союз», - отметил регионал Олег Царев, лоббирующий идею вступления в Таможенный союз. Царев считает, что «необходимо выпонять команды президента и проводить референдум до соглашения об ассоциации».
-- Флирт с Таможенным Союзом
Но по большому счету заявление Виктора Януковича о возможном выборе курса народом на фоне претензий со стороны России и в преддверии ноябрьского саммита выглядит по большей степени как замыливание глаз – российскому коллеге, в первую очередь. Референдум, проведение которого будет запланировано на «когда-нибудь» в будущем никак не скажется на результатах ноябрьского саммита, какими бы они ни были.
Практика проведения референдумов в странах накануне вступления в тот же Европейский Союз, действительно, есть.
Евросоюз включает 28 стран. Первыми путем референдумои в объединение пришли Ирландия, Дания, Австрия, Финляндия, Швеция. В 2003 году еще в девяти государствах были проведены референдумы, и 1 мая 2004 года Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта стали членами Евросоюза. В прошлом году референдум о вступлении в ЕС прошел в Хорватии, и в 2013 году она получила членство.
Есть, к слову, и обратная практика – выхода или не вступления посредством референдумов. Так, после референдума в 1985 году ЕС покинула автономная территория Дании – Гренландия. Дважды на национальных референдумах – в 1972 и 1994 годах – отвергало предложение о вступлении в Евросоюз население Норвегии. В замороженном состоянии находится заявка Швейцарии, вступление которой также было остановлено референдумом.
Однако, по мнению директора Института мировой политики Алены Гетьманчук, в случае с Украиной не стоит играть с внедрением той или иной европейской практики. «Решения такой стратегической значимости должно принимать политическое руководство страны, а не население, при всем уважении, - отметила она в комментарии «Главкому». – Население может принимать такие решения в случае, если политическое руководство обеспечит на соответствующем уровне информационную кампанию, все условия для того, чтобы власть и на национальном, и на региональном уровне соответственно работала и разъясняла преимущества европейского выбора для каждого конкретного украинца».
Ключевые решения в ЕС – от создания и до расширения – принимались, в основном, руководством и элитами Евросоюза. Потому, по мнению эксперта, украинскому руководству не стоит инициировать такую дискуссию о проведения референдума, поскольку она является «деструктивной». «Общаясь по регионам с людьми на «Уличных евроуниверситетах», приходилось наблюдать, что и сами люди ждут пока политическое руководство страны определится с внешнеполитическим выбором. Даже те, кто не являются большими поклонниками ЕС, готовы туда идти, если будут понимать, что такое решение принято окончательно и бесповоротно», - отмечает Алена Гетьманчук.
И украинскому президенту, по мнению эксперта, в данном случае «лучше было бы приложить больше усилий, чтобы продемонстрировать бесповоротность курса на евроинтеграцию, прекратить флирт с Таможенным Союзом и начать реальную информационную кампанию о преимуществах Евросоюза».
Коментарі — 0