Премьер Гройсман провернул комбинацию, превратив малоизвестного соратника в самого влиятельного вице-премьера
На прошлой неделе страна таки получила новое правительство. Но череда интриг на этом не завершилась. Напомним, чтобы удовлетворить интересы БПП и «Народного фронта», в новом Кабмине решили сделать шесть вице-премьерских должностей. И, если в случае с рядовыми министрами, их компетенции предельно ясно, то сферы влияния шести заместителей премьера предстояло еще уточнить. Вопрос «а кто за что отвечает?», естественно, заложил конфликт. Но об этом можно было догадаться еще в день голосования за новый состав правительства. Как выяснилось, в обнародованном постановлении Верховной Рады о формировании состава Кабинета министров от 14 апреля 2016 года были определены полномочия не всех вице-премьеров. «Профиль» сразу прописали лишь Степану Кубиву (вице-премьер – министр экономики), Иванне Климпуш-Цинцадзе (вице-премьер по евроинтеграции) и Геннадию Зубко (вице-премьер – министр по региональному развитию). В то же время Павел Розенко, Вячеслав Кириленко и Владимир Кистион получили просто должности вице-премьеров – без указания их компетенции.
Еще в финале премьериады участники торгов озвучивали такой расклад: Розенко будет отвечать за социальную сферу, Кириленко – образование и культуру, а вот малоизвестному Кистиону, который оказался правой рукой Гройсмана, придумали должность вице-премьера по вопросам АТО.
В первые же дни работы нового правительства ситуация кардинально переигралась. Гройсман перетянул под своего ставленника самые ресурсные направление, а проблемную тему АТО, которой должен был заниматься чиновник, вовсе забыли. Ситуацию прояснил сам Кистион. Он вышел к журналистам и поставил их перед фактом: теперь его темы – энергетика, экология, природные ресурсы и инфраструктура. Объяснять, чем вызваны такие метаморфозы, несостоявшийся куратор АТО не стал.
По информации источников «Главкома» в правительстве, Кистион еще до официальной публикации распоряжения Кабмина о разделе полномочий между вице-премьерами взялся окучивать направления, которые к АТО не имеют никакого отношения. И некоторым «подшефным» министрам уже «удалось» ощутить на себе напористость нового вице-премьера. В первую очередь, Кистион занялся кадровыми вопросами во вверенных ему отраслях.
Согласно постановлению Кабмина №296 от 18 апреля, в компетенцию Павла Розенко вошли вопросы, связанные со здравоохранением, оборотом наркотиков и прекурсоров, эпидемиологическим надзором, контролем качества лекарств, государственной языковой политикой, межнациональными отношениями, религией и защитой прав нацменьшинств. А также - занятостью населения, социальными стандартами, оплатой труда, волонтерской деятельностью, гуманитарной помощью, социальной защитой переселенцев из Донецкой и Луганской областей, пенсионным обеспечением, охраной труда, горным надзором.
Вячеславу Кириленко доверили заниматься вопросами образования и науки, государственным надзором за учебными заведениями, молодежи, физкультуры и спорта, телевидения и радиовещания, защиты общественной морали, охраны прав интеллектуальной собственности, взаимодействия с Нацсоветом по вопросам телевидения и радиовещания.
А в компетенцию Владимира Кистиона Кабмин внес вопросы развития транспорта, почтовой связи, безопасности на транспорте, дорожного хозяйства, управления зоной отчуждения Чернобыльской АЭС и снятия станции с эксплуатации, госуправления в сфере обращения с радиоактивными отходами, безопасности использования ядерной энергии.
Судя по карьерным достижениям, Киститон – незаменимый человек для нынешнего премьера. Его рост по лестнице госслужбы, начиная с Винницы и заканчивая Киевом, шел нога в ногу с ростом молодого и перспективного политика Гройсмана. Владимир Борисович работал винницким мэром, Кистион служил при нем первым замом. Когда Порошенко перетянул талантливого градоначальника в Киев, устроив после Майдана вице-премьером – министром Минрегионстроя, Кистион тоже оказался в столице на должности первого зама в министерстве. После парламентских выборов 2014 года Гройсман занял пост спикера, Кистион снова тенью последовал за шефом. Летом прошлого года он оказался на должности руководителя Управления делами Аппарата Рады.
«Я никого никогда не приглашал на должности, потому что мне кто-то нравится или нет. У меня же история, я всегда окружал себя сильными…», - стал оправдываться за присутствие Кистиона в Кабмине Гройсман. Президент Ющенко в похожей ситуации в свое время поступил более честно. Он просто заявил: «Балога – это я». После этого уже ни у кого не возникали вопросы, где же заканчиваются полномочия деятельного главы Секретариата президента.
Перетягивая Кистиона за собой в правительство, Гройсман явно изначально планировал поручить ему привычную роль самого доверенного лица. Но статус вице-премьера по вопросам АТО, о котором поспешили объявить коалиционеры, весьма сужал полномочия для правой руки нового премьера. Именно поэтому в итоге Гройсман переделил компетенции вице-премьерам совсем иным образом.
Как сообщают источники «Главкома» в Мининфраструктуры, Кистион уже дал указание новому министру не назначать и не выносить на рассмотрение правительства кандидатуры замов и руководителей госпредприятий без согласования с ним. Та же информация исходит из Минэнерго. Министры весьма удивлены таким поворотом событий, но выносить на публику первый конфликт с вице-премьером не спешат.
Отчасти проблему «засветил» на первом же заседании Кабмина новый министр экологии и природных ресурсов Остап Семерак, который также попал в сферу влияния Кистиона.
«Есть необходимость обговорить принципы формирования кадровой политики, - взял он слово. – Задания, которые стоят перед нами, требуют быстрых радикальных реформ. Не буду говорить о других министерствах, но скажу о своем, где 9 месяцев не было министра. В Центральных органах исполнительной власти нет ни глав, ни заместителей, никого. Полномочия исполняют директора департаментов, на которых сомнительным способом, положены эти вещи. При этом, чтобы назначить руководителя и полностью сформировать руководство нужно как минимум два заседания правительства: на первом – назначить главу, а потом он должен предложить замов. Потому я в министерстве спешил. Мы с моим коллегой Кистионом провели собеседования. Я подал определенное количество людей. Этих людей сегодня (в повестке дня заседания Кабмина, - «Главком») нет по непонятным для меня причинам. Давайте договоримся: или это полномочия и ответственность министра, или у нас есть другие принципы».
Министр экологии также обратился к Гройсману с просьбой оказать поддержку министрам: «Дайте нам возможность формировать быстро команды и идти вперед. Я не очень понимаю, зачем я на протяжении двух дней проводил срочные собеседования в министерстве с вице-премьером, и сегодня этих вопросов на рассмотрении нет. В чем проблема? Я говорю даже не о заместителях министров, а о руководителях центральных органов исполнительной власти. Они прошли собеседования, документы подготовлены. Если можно, пусть министр Кабинета министров или Владимир Кистион, который проводил собеседования, хоть что-то объяснит».
Министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, в отличие от главы Минприроды, повезло несколько больше. Как минимум, потому что он уже получил руководителей двух стратегических подведомственных предприятий - «Укрзализныци» (Войцех Балчун) и «Укрпочты» (Игорь Смелянский). Однако конкурсы были проведены еще до смены Кабмина. И срывать назначение новых менеджеров было бы уж слишком дерзко для нового премьера и его заместителя.
В целом же «кадровая» ситуация, как известно, осложняется тем, что с 1 мая начнет действовать новый закон «О госслужбе», согласно которому чиновники будут назначаться на должности уже на конкурсных основаниях. С одной стороны, таким образом влияние на эти назначения получит общественность. С другой, опыт кадровых назначений через конкурс (на примере даже тех же «Укрпочты», «Укрзализныци» или «Укрспирта») показывает, что процесс обычно затягивается, а в это время структуру возглавляет близкий к тем или иным политическим кругам человек с приставкой «и.о.», который ни за что особо не отвечает.
Конфликт в правительстве наметился также и между вице-премьером Вячеславом Кириленко и «подшефным» ему министром культуры Евгением Нищуком. Сомнения в эффективности работы этого дуэта возникали и раньше. Оставить Кириленко, который, как признавались даже в самом «Народном фронте», не справился с возложенной на него ношей в Минкульте, было для Яценюка принципиальным. Министерское кресло он потерял, но получил вице-премьерское. В предыдущем Кабмине Кириленко, напомним, «забрал» пост министра именно у нынешнего Нищука, который не сдерживался в уничижительных высказываниях в его адрес.
На заседании Кабмина 20 апреля Нищук высказал предложение по увольнению сразу трех своих замов, доставшихся ему в «наследство» от Кириленко. И вице-премьера это вывело из себя. Увольнения, предложенные Нищуком, Кириленко назвал сомнительными, а одно из них – особенно вредным и не эффективным. В частности, речь шла о заместителе министра по вопросам евроинтеграции Андрее Витренко. «Мотивов (для увольнения) я не вижу никаких», - резюмировал вице-премьер. Нищук стал «отбиваться», говоря о новом претенденте на это место – Светлане Фоменко, которая является профессионалом и уже прошла отборочный конкурс и собеседование с вице-премьером по евроинтеграции Иванной Климпуш-Цинцадзе.
«Должны быть мотивы, а не просто чье-то желание. Если мы говорим о том, что вендетту нужно друг другу устроить, то давайте, я тогда принимаю этот вызов, и мы будем устраивать вендетту на каждом заседании правительства по каждому вопросу. Но если мы, как договаривались, хоть немного идем навстречу друг другу, как я уже сделал один раз, то давайте как-то учитывать позиции других членов правительства», - призвал Кириленко, напомнив, что со сменой министра его замы не увольняются автоматически.
В итоге в зале повисло напряжение. Гройсман, дабы не омрачать первое заседание, снял вопрос с рассмотрения. В ответ на озвученные на заседании Кабмина претензии премьер пообещал ускорить решение кадровых вопросов и провести два внеплановых заседания правительства – до 1 числа. По информации «Главкома», первое из них может состояться уже завтра, 22 апреля.
Коментарі — 0