«Бензин должен быть по 13 грн». Украина и нефтяной кризис
Импорт и производство топлива выросли
С мартовского «черного понедельника», когда мировой рынок потрясло беспрецедентное одномоментное падение стоимости нефти на 30%, прошло более двух месяцев. С того момента средняя стоимость бензина и дизельного топлива в Украине снизилась почти на 20%.
По данным консалтинговой группы «А-95», 9 марта средняя стоимость основных моторных бензинов - А-92, А-95, а также дизельного топлива на отечественных АЗС составила соответственно 24,84 грн, 25,85 грн и 24,79 грн за литр. По данным же на 14 мая, эти цифры составляли 19,90 грн, 20,88 грн и 20,18 грн.
Формула бензина
Цены на топливо, в первую очередь, зависят от стоимости нефти. В Украине с одного барреля (158 литров) «черного золота» выходит более 60 литров нефтепродуктов, так что доля нефти в себестоимости бензина может достигать 30%. Для сравнения, в развитых странах НПЗ современные, и выход бензина с одного барреля может составлять и 100 литров. Вторая важная составляющая - курс доллара. Рост его на одну гривну автоматически добавляет примерно 80 копеек к стоимости литра топлива на АЗС.
Далее в стоимость топлива входят налоги (в частности акциз и НДС), расходы предприятия (зарплата, оплата коммунальных услуг и т.д.), заложенная прибыль.
Надо отметить, что еще 15 лет назад Украина обеспечивала потребности в бензине и дизтопливе за счет собственного производства. Сырую нефть (своей - только около 20% необходимого) покупали за границей, в основном в России, и затем превращали ее в разные нефтепродукты на шести отечественных нефтеперерабатывающих заводах. Доля импортных бензинов и дизтоплива была минимальная, это был своего рода имиджевый продукт: «вот смотрите, какая мы крутая сеть АЗС - у нас даже иностранное топливо есть».
При этом, как напоминают эксперты рынка, со стоимостью топлива регулярно происходили странные вещи. Баррель и доллар росли - бензин в Украине дорожал, что вполне логично. Нефть падала в цене, гривна укреплялась - бензин снова дорожал, что было нелогично абсолютно.
На сегодняшний день в Украине ситуация совсем другая. Остался только один действующий НПЗ - Кременчугский. Есть еще Шебелинский газоперерабатывающий завод, но, как понятно из названия, он специализируется на газе, и его вклад в производство дизтоплива и бензина - до 5%. В общем теперь доля отечественных производителей составляет плюс-минус 20%. Остальное - импорт.
В настоящее время объем отечественного рынка бензина и дизельного топлива составляет около 8,8 млн тонн ежегодно. В 2019 году на дизтопливо пришлось 7 млн тонн, остальное - бензин. При этом в прошлом году 40% нефтепродуктов было завезено из России, 37% - из Беларуси. Около 3% импорта пришлось на Литву, Польшу и морские поставки (в последнем случае страна происхождения топлива не уточняется, оно может быть откуда угодно).
Таким образом, стоимость львиной доли топлива, продаваемого на украинских АЗС, влияет по большому счету, не цена нефти на мировом рынке, а то, по какой цене бензин и дизтопливо продают нам российские и белорусские трейдеры.
Себе, а не людям
Интересно, что поставки бензина и дизельного топлива в апреле 2020 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7%, несмотря на сокращение потребления, вызванного карантином.
«При этом увеличился не только импорт, но и производство топлива внутри страны, на наших НПЗ. Дизтопливо - рост 15%, по сравнению с апрелем прошлого года, бензин - вообще 60%», - рассказывает «Главкому» директор консалтинговой группы «А-95»Сергей Куюн. По его мнению, рост импорта и внутреннего производства - следствие низких цен на светлые нефтепродукты, из-за чего отечественные компании-владельцы АЗС решили на всякий случай сделать себе запасы топлива. А спрос, как известно, рождает предложение.
Но, как считает эксперт по транспорту общественной организации «Евро-патруль» Вячеслав Коновалов, нынешние цены на большинстве украинских АЗС все равно завышены: «Средняя стоимость бензина должна быть 17-18 гривен за литр, некоторые трейдеры говорят, что при нынешней себестоимости рентабельно продавать и по 13 гривен».
Кстати, надо отметить, что уже сегодня оптовые (от 500 л) цены на качественное дизельное топливо белорусского производства составляют от 11,80 грн.
Топ-10 самых дорогих сетей АЗС
Впрочем, владельцы автозаправочных станций цены снижать еще больше не хотят, мотивируя все так: действительно, стоимость нефти упала, доллар пока не растет, но есть значительное падение реализации из-за карантина, к тому же теперь они вынуждены дополнительно тратиться на подвоз персонала, мероприятия по защите клиентов и персонала, дезинфекцию. Сергей Куюн говорит, что наценки за все эти антикарантинные мероприятия составляют 2 грн на литр топлива.
Потери для бюджета
Падение цен на топливо - безусловно, благо для автомобилистов, предприятий, особенно компаний, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками. Однако здесь есть и обратная сторона медали.
«Если падает цена, то падает и выручка предприятий. Соответственно - уменьшаются налоговые отчисления», - объясняет президент Центра глобалистики «Стратегия XXI», бывший заместитель председателя правления ОАО «Укртранснафта» Михаил Гончар.
Вячеслав Коновалов, в свою очередь, напоминает, что акциз от проданного топлива направляется в Государственный дорожный фонд, который аккумулирует средства на ремонт и строительство дорог.
Но здесь надо отметить, что в стране, по разным данным, неофициально до сих пор работает около 1,5 тысячи автозаправок, которые «крышует» местная власть или силовики. Еще 6,5 тысячи АЗС зарегистрировано в Украине официально. Однако мало кто и из них работает на все 100% абсолютно «по белому».
По данным Нефтегазовой ассоциации Украины, нелегальные АЗС могут продавать до 40 тыс тонн топлива в месяц. Как считает Вячеслав Коновалов потери бюджетов всех уровней подсчитать нетрудно - налоги составляют до трети стоимости. «На легальных заправках продукция часто покупается и продается за наличные, никакого учета, - говорит эксперт. - Налоги в этом случае также проходят мимо государства».
Андрей Кузьмин, «Главком»
Коментарі — 0