Джек-пот для депутата Третьякова. Как одиозный политик строит лотерейную империю
Игорный бизнесМинистерство финансов оценивает лотерейный рынок Украины в $1 млрд
Власти попытались оформить монополию компании «УНЛ» на лотерейном рынке Украины. Только под давлением Антимонопольного комитета и других участников рынка, Министерство финансов согласилось пересмотреть свои лицензионные условия, чтобы они стали более конкурентными. Необходимость пополнить госбюджет на 2 млрд грн за счет выдачи лицензий должна подтолкнуть Минфин к скорейшему установлению честных правил игры. Только неизвестно сможет ли смириться с победой АМКУ, одиозный депутат от БПП Александр Третьяков, которого связывают с «УНЛ». Политик уже сегодня обещает блокировать трибуну в Верховной Раде.
«Неазартная» Украина
Украина уже 9 лет является страной, в которой запрещены азартные игры. В 2009 году по инициативе премьер-министра Юлии Тимошенко был принят закон «О запрете игорного бизнеса в Украине». Это никак не помешало продолжить работать лотереям, которые не попали под действие закона. С 2012 года их работа регулируется отдельным законом «О государственных лотереях в Украине». Лотереям разрешили работать под вывеской «государственных» при условии получения у Министерства финансов лицензий на данный вид деятельности. Такими лицензиями в Украине владеют четыре компании: «М.С.Л.» (Молодьспортлото), «Патриот», «УНЛ» (Украинская национальная лотерея) и Ощадбанк. Фактически рынок был монополизирован тремя игроками, так как государственный банк лицензией ни разу не пользовался.
Лидером по доходам на лотерейном рынке является компания «УНЛ». Выручка оператора оценена аналитической системой YouControl в 400-450 млн грн. При этом рост доходов компании произошел в 2015-2016 гг. Она проводит такие известные лотереи как «Кено», «Супер лото», «Лото тройка». Владельцем компании числится кипрская Efamiando Holdings. В 2016 году тренер велоспорта Тернопольской спортивной школы Роман Зеньо стал владельцем кипрской компании и следовательно «УНЛ». В СМИ была информация, что Зеньо стал собственником компании после того как там были проведены обыски СБУ. На обыски приезжал депутат от БПП Александр Третьяков. По данным издания biz.censor.net, именно он является реальным собственником компании.
Второй по размеру доходов является компания «М.С.Л.» - 350-400 млн грн. Она была основана в 1998 году. Среди известных лотерей оператора – «Лото-Забава», «Спортпрогноз», «Кто там». В настоящее время крупнейшим акционером компании числится кипрская Evolot limited. Она контролируется киприотом Маркосом Шиапанисом. Его бизнес-партнёром по «М.С.Л.» является гендиректор компании Георгий Ложенко, один из самых влиятельных людей в лотерейной отрасли. СМИ писали, что большинство директоров Evolot имеют связи с российской Альфа Групп и ее совладельцем Андреем Косоговым. Именно за связи с Альфой, «М.С.Л.» попала в 2015 году под санкции СНБО. Тогда СБУ ссылалась на обращение «М.С.Л.» к Минфину, датированное 2012 годом о проекте финансирования Евро-2012, в котором указала партнёром российский Альфа Банк. По данным самой компании, единственное, что их объединяло с банком – это кредитные отношения. Тогда как Альфа никогда в структуре собственности компании не была. По информации «Украинской правды», не публично имеет долю в компании влиятельный народный депутат, глава группы «Возрождение» Виталий Хомутынник.
Еще одна компания, которая находится под санкциями – «Патриот» переживает сейчас не самые лучшие времена. До 2014 года она была крупным игроком, тогда как сейчас опустилась на четвертое место с выручкой 7,5-8 млн грн. «Патриот» был создан в 1997 году. 100% акций компании принадлежит кипрской Cehriba Investments Limited, которая ранее входила в инвестиционный холдинг Finstar российского олигарха Олега Бойко. После введения санкций СНБО в отношении компании, в 2015 году у нее сменился собственник. Им стал бывший глава правления Ощадбанка Александр Морозов. К слову, Морозов и депутат Третьяков входили в ближайшее окружение бывшего президента Виктора Ющенко.
Все три компании работают на основании лицензий, срок действия которых истек еще в 1-м квартале 2014 года. Чтобы продолжить вести лотерейный бизнес, операторы воспользовались брешью в законодательстве. Суть в том, что при отсутствии нормативно-правовых актов необходимых для получения лицензий, операторы могут продолжать работу до утверждения новых. Минфин в последний раз утверждал лицензионные условия еще в далеком 2002 году. Эти условия остаются на текущий момент действующими.
Узаконить лотереи
Начиная с 2014 года депутаты и правительство предпринимали попытки решить ситуацию с лотерейным бизнесом. Были зарегистрированы ряд законопроектов, однако ни один из них принят так и не был. Правительство в мае 2016 года предложило урегулировать вопрос с помощью законопроекта о детенизации игорного бизнеса, но парламент его даже не рассмотрел. Неудивительно, учитывая наличие весомых политических фигур среди акционеров компаний.
Оставлять ситуацию в текущем положении было чревато рядом последствий. Во-первых, Украина взяла на себя обязательства по легализации игорного бизнеса перед МВФ до 2018 года. Соответствующий пункт содержится в меморандуме сотрудничества действующей программы EFF. Во-вторых, лотерейный бизнес – это крупный источник пополнения госказны. Министерство финансов оценивало лотерейный рынок в $1 млрд. В АМКУ также оценивали колоссальные потери для госбюджета от нахождения лотерей «в тени». «Объем уплаченных лотерейными операторами средств по сравнению с 2013 годом снизился более чем на 90%. В 2013 году это было 30,5 млн евро. Зато уже в 2015 году эта сумма уменьшилась до 1,3 млн евро - более чем на 95%. Только за 2015-2016 год Украина потеряла минимум 538 млн грн отчислений от лотерейной деятельности, и это при условии того, что рынок продолжал бы находиться «в состоянии» в 2013 году», - заявляли в комитете.
В мае 2017 года Минфин подготовил новые условия лицензирования компаний. По задумке Минфина, бюджет должен заработать 1,9 млрд грн за выдачу лицензий «лотерейщикам». Главным критерием для лицензирования было определено наличие 10-летнего опыта работы на украинском рынке и отсутствие санкций. Такой подход не понравился никому, кроме «УНЛ». Ведь против операторов «Патриот» и «М.С.Л.» минимум до 28 апреля 2018 года будут еще действовать санкции. «Нормы разработанного Министерством финансов проекта об утверждении лицензионных условий по выпуску и проведению лотерей являются неправомерными и необоснованными в части ограничения прав лицензиата продолжать свою деятельность в случае применения к нему санкций», - комментировали в компании «Патриот». «Лицензионные условия Минфина для лотерейного рынка неприемлемы. Они монополизируют рынок под одного игрока – «УНЛ». А лицензия госбанка – это просто фейк, банк не будет работать на лотерейном рынке. Его принудительно оставляют для создания видимости, будто на рынке есть конкуренция», – объяснил президент «М.С.Л.» Георгий Ложенко.
Позиция АМКУ
На стороне «М.С.Л.» и «Патриота» вскоре выступил Антимонопольный комитет. Ещё в прошлом году комитет сделал краткое заключение о том, что критерии Минфина не являются конкурентными из-за предоставления преференций госбанкам. Затем комитет взялся за детальное изучение вопроса, которое длилось практически полгода. В январе 2018 года АМКУ завершил свое масштабное исследование. В начале февраля в АМКУ прошло представление отчёта, в котором повторили то же самое, что говорили ранее. «Условия не являются конкурентными, их нужно доработать». Исследование показало, что предлагаемые Минфином лицензионные условия предусматривают допуск на рынок одного игрока – «УНЛ». В числе дискриминационных требований комитет отметил условие 10-летнего опыта работы на лотерейном рынке для получения лицензии.
Кроме того, комитет сделал вывод о возможном участии госбанков в лотерейном бизнесе, опросив их. Так, Укрэксимбанк не дотягивал по критерию региональной сети, Ощадбанку лотерейный бизнес неинтересен, ведь он до сих пор так и не воспользовался своей лицензией. Приватбанк не является госбанком в значении закона «О госбанках». Он не был основан решением правительства, а стал государственным в ходе национализации. АМКУ посчитал включение нормы о госбанках в проект лицензионных правил попыткой создать видимость конкуренции. «Министерство финансов прекрасно знает, какие банки по закону являются государственными. Это Ощадбанк и Укрэксимбанк. Ощадбанк владеет лицензией, но ни разу ею не пользовался, а Укрэксимбанк не соответствует критерию региональной сети. Отсеяв госбанки, у нас останется один участник», – отмечали в комитете. Более того, против предложений Минфина выступил и Национальный банк, который хочет законодательно запретить банкам заниматься непрофильным видом деятельности.
Таким образом, предложенные Минфином условия не позволяют новым компаниям выйти на рынок лотерей, и на нем останется только «УНЛ». «Благодаря примененным санкциям рынок, состоящий из трех операторов, превращается в рынок одного», – отмечала государственный уполномоченный АМКУ Агия Загребельская, которая курирует данный вопрос.
Собственно рекомендации отменить дискриминационные нормы и доработать правила и были утверждены Антимонопольным комитетом 22 февраля. Утверждению предшествовали скандальные события.
16 февраля в правительстве прошло совещание, на которое пригласили представителя от АМКУ. На совещании комитет должен был представить свое заключение к проекту, чтобы Кабмин впоследствии мог его утвердить. Представитель от АМКУ Агия Загребельская на заседании раскритиковала предложенные правила, создающие монополию под контролируемую депутатами от БПП компанию «УНЛ». Однако, по словам самой Загребельской, с совещания ее выгнал первый вице-премьер, министр экономики Степан Кубив, ранее влиятельный депутат президентской фракции, которую представляет и Третьяков. В течение всей последующей недели Загребельская утверждала о поступающих ей угрозах, а под зданием комитета даже собирались импровизированные митинги, которые обвинили АМКУ в «пособничестве Кремлю».
Активист Алексей Гриценко сообщал, что митинг под АМКУ организовал именно депутат от БПП Третьяков. «В АМКУ нагнали протестующих из-за позиции в комитете против монополизации рынка лотереи под господина Третьякова и Ко. Конечно, Третьяков хочет монополию и выбить конкурентов таких как Хомутынник и другие. Но это точно не из-за заботы об Украине, а из-за больших $$$», - писал Гриценко в facebook.
Комитет остался непреклонен, и 22 февраля утвердил свои критические замечания к проекту Минфина. Ведомству пришлось временно отступить, а министр финансов Александр Данилюк заявил, что Минфин уже подготовил новые лицензионные условия.
Необходимость скорейшего решения данного вопроса обостряется тем фактом, что в проекте госбюджета на этот год Минфин заложил получение 1.9 млрд грн от выдачи лотерейных лицензий. Речь идёт о 354 млн грн доходов госбюджета и 655,5 млн доходов местных бюджетов от продажи минимум двух лицензий и налоговых поступлений. Необходимость наполнения госказны даёт уверенность, что уж в этом году Минфин сподобится на утверждение правил работы лотерейного рынка. Тем более в апреле истекает срок действия санкций против двух операторов. В случае если «М.С.Л.» с данного перечня исчезнет, то Минфин получит минимум двух желаемых лицензиатов.
Кто точно так легко сдаваться не планирует, так это Третьяков. Депутат заявил, что сессионный день в парламенте во вторник, 27 февраля начнется с блокирования трибуны фракцией БПП. Якобы партия требует создание министерства по делам ветеранов, поскольку данный вопрос не включен в повестку дня.
Инна Михайловская, для «Главкома»
Коментарі — 0