Майкл Карпентер: «Положить конец войне в Украине нельзя без участия Вашингтона»
Эксперты прокомментировали итоги первого телефонного разговора между президентами Украины и России
Российский президент Владимир Путин в пятницу впервые пообщался с новым президентом Украины Владимиром Зеленским. Телефонный разговор между лидерами двух государств продолжался около 20 минут. Это первый контакт двух лидеров с момента вступления Зеленского в должность.
На прошлой неделе украинский президент опубликовал в своем фейсбуке обращение к Путину, предложив провести встречу в Минске.
«А теперь хочу обратиться к президенту Российской Федерации Владимиру Путину. Надо поговорить? Надо. Давайте. Обсудим, чей Крым и кого там нет на Донбассе. Компанию для разговора предлагаю следующую: я, Вы, президент Соединенных Штатов Дональд Трамп, премьер Великобритании Тереза Мэй, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Франции Эммануэль Макрон», – заявил президент Украины.
В четверг, после встречи с главой Боливии Эво Моралесом в Москве, Путин прокомментировал слова украинского коллеги.
«Мы никогда не отказывались ни от одного из предложенных форматов, в том числе и от расширения нормандского формата. Во-первых, этот нормандский формат и встреча на высшем уровне должны быть хорошо подготовлены, это очевидная вещь. Во-вторых, более или менее о чем-то можно будет говорить после формирования окончательного нового правительства и проведения выборов в парламент страны», – заявил Владимир Путин.
Заместитель директора киевского Института мировой политики Николай Белесков считает, что разговор между президентами носил ознакомительный характер.
«Я сомневаюсь, что был какой-то детальный разговор, хотя перечень вопросов, вероятнее всего, был большим, включая ситуацию с 24 украинскими моряками… 20 минут мало, чтобы стороны даже озвучили свои позиции. Основной акцент был сделан на ситуации с задержанными моряками и трех суднах. С точки зрения России – моряки выполнили свою роль, и в Москве думают, как их вернуть. Вероятнее всего это произойдет после суда. Будет жест доброй воли, чтобы увеличить уровень доверия», – отметил эксперт.
Бывший посол США в Украине, а ныне эксперт Атлантического совета, Джон Хербст отмечает, что диалог между лидерами двух стран важен, но Путин не предлагает никаких уступок.
«Эти разговоры полезны, потому что два лидера должны были каким-то образом решать проблемы между странами. Я не вижу, чтобы Путин шел на какие-то уступки Украине. Он не будет этого делать, пока не почувствует, что должен. Я думаю, что Путин надеется, что после очередных выборов в Верховную Раду там появится больше сочувствующих России. Подчеркну: Москва на Донбассе – не в лучшем положении, и в Москве есть люди, которые это понимают. Я не думаю, что президент Путин готов это принять. Но если после выборов в Украине станет ясно, что от Киева не будет легких уступок, связанных, например, с неизбежным ограничением суверенитета Украины, тогда Путин окажется перед трудным выбором», – заявил Джон Хербст.
Украинские эксперты не ожидают серьезных результатов от сегодняшней встречи в Париже на уровне советников глав государств Украины, России, Германии и Франции.
«Стороны могут договориться о разведении конфликтующих еще в двух-трех местах, как это было в Станице Луганская недавно. В Минских соглашениях четко прописано, что без разведения сторон, которое будет зафиксировано ОБСЕ, переход к политической части обсуждения Минских договоренностей не будет», – считает Николай Белесков.
Майкл Карпентер – директор Центра имени Байдена Университета Пенсильвании, а в прошлом высокопоставленный сотрудник Пентагона, считает, что США должны принимать участие в переговорах «Нормандской четверки», как это было раньше – в рамках Женевского формата.
«Участие США в переговорах было бы разумным шагом, поскольку положить конец войне в Украине нельзя без участия Вашингтона. Участие в переговорах только Франции и Германии не разрешит конфликт. Мы видим, что отсутствие Вашингтона за столом переговоров не приводит к результатам. Присоединятся ли США к переговорам? Сложно сказать. В администрации понимают, что конфликт не будет разрешен без их участия, но в тоже время участие представляет для них проблему с дипломатической точки зрения. Это означает, что президент Трамп должен быть вовлечен лично. Мы видим, что он не занимает жесткую позицию по отношению к Владимиру Путину», – рассказал Майкл Карпентер.
Джон Хербст, в свою очередь, отмечает, что с момента подписания Минских договоренностей, Россия не выполнила ни одного пункта соглашений.
Об этом также говорится в заявлении Государственного департамента США.
«Мы полностью поддерживаем усилия президента Зеленского по активизации реализации Минских соглашений. Украина выполняет взятые на себя обязательства в максимально возможной степени. Россия должна сделать то же самое. Однако изменение существующих форматов переговоров не устранит реальное препятствие на пути прогресса в реализации Минска: отсутствие политической воли России».
Коментарі — 0