Шведский исследователь: «айпады» и телевизор - причина дефицита интеллекта у детей
«Показатели интеллекта стали падать, когда родилось первое поколение детей у родителей, выросших в компании телевизора», - говорит Мартин Ингвар
Тесты IQ ясно показывают: интеллект шведов падает. Шведский исследователь Мартин Ингвар (Martin Ingvar) выделяет несколько факторов, с которыми это связано. Главный злодей этой драмы — использование детьми телевизора и планшетов.
С тех пор как коэффициент интеллекта в 1930-е стали измерять при помощи специальных тестов, интеллектуальная кривая всегда шла вверх. Мы становились умнее, по мере того как развивались наши общества. Но в последние годы уровень IQ падает, причем довольно быстро.
«Прежний рост коэффициента интеллекта обратился вспять. Во многих странах интеллект падает, и Швеция — не исключение. Кривая пошла вниз примерно в начале нового тысячелетия», — рассказывает Мартин Ингвар.
В те времена, когда мы еще становились умнее, самое стремительное развитие наблюдалось в странах с сильными системами школьного образования. Мартин Ингвар указывает, что есть связь между слабым уровнем преподавания в школе, ростом времени, которое ребенок тратит на просмотр телевизора, и ухудшением показателей IQ.
«Показатели интеллекта стали падать, когда родилось первое поколение детей у родителей, выросших в компании телевизора. В школах, куда ходили эти родители, чтение не было в приоритете. Знания, язык и интеллект идут рука об руку, и все это — важный фактор успеха в жизни. Статистически уровень IQ влияет как на продолжительность жизни и здоровье, так и на способность обеспечивать себя. Не надо быть братом Эйнштейна, чтобы заметить, что сегодня нашим социальным системам брошен вызов. Обществу нужно больше мозгов, а не меньше», — говорит Мартин.
Многие родители позволяют детям самим себя развлекать при помощи планшетов, мобильных телефонов и компьютеров. Мартин Ингвар — не противник техники, однако он предупреждает, что все эти приборы мешают развитию ребенка.
«Многие данные свидетельствуют о том, что у людей, которые только слушают речь, например, по телевизору или в планшете, не так хорошо развивается собственная речь, как у тех, с кем разговаривают непосредственно. Чем меньше дома разговоров, тем больше люди сидят, уставившись в телефон, планшет или телеэкран».
Падение уровня IQ привело и к тому, что пожилое и молодое поколения в Швеции поменялись местами. Мартин Ингвар объясняет:
«В большинстве стран молодые и образованные граждане могут больше, чем пожилые. В Швеции сейчас наоборот. Здесь пожилые умеют больше», — подчеркивает Мартин Ингвар, ссылаясь на статистику Программы международной оценки компетенции взрослых (PIAAC), которую также называют «PISA для взрослых» (PISA — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся, прим. ред.).
«Свенска дагбладет»: Так почему в Швеции падает уровень интеллекта?
Мартин Ингвар: Мы точно не знаем, но один из факторов — дети сегодня слишком мало играют. Замена физических игр ребенка на планшет и телевизор воздействует на мыслительные способности. Ребенок лишается важного развития языковых навыков, в результате формирование абстрактного мышления замедляется, что в свою очередь воздействует на интеллект. Еще один важный фактор: в школе недостаточно внимания уделяется чтению. Таким образом ребенок из читающей семьи получает преимущество перед детьми из семей, где не читают. Чтение — эффективный инструмент социализации в обществе.
Почему так важно измерять коэффициент интеллекта?
Коэффициент интеллект, IQ, — это индикатор того, как сложится ваша жизнь. Хотя IQ — лишь один из множества факторов. У ребенка из хорошей семьи есть в некотором роде «прививка» от дефицита интеллекта. Но если человек вырос в сложных обстоятельствах, риск, что его жизнь будет трудной, повышается, и надо быть очень одаренным человеком, чтобы добиться успеха.
И что с этим можно сделать?
Простого ответа нет, но все вращается вокруг школы и образования. Этим вопросам надо уделить полное внимание, основная задача — повысить объемы чтения и уровень знаний. Тогда тенденцию можно будет остановить. Нельзя, чтобы все оставалось, как сейчас, когда почти двое из десяти учеников не заканчивают школу и не могут поступить в гимназию.
Перевод: inoСМИ
Коментарі — 0