Украинское зерновое соглашение: куда плывут корабли?

Война и бизнес
Украинское зерновое соглашение: куда плывут корабли?
Razoni – первое судно, которое покинуло Украину после начала действия зернового соглашения. Оно, в конце концов, попало не туда, куда планировалось
Фото: ukrinform.ua

Морской путь, открывшийся при посредничестве ООН и Турции, рассчитан на 120 дней

22 июля генсек ООН Антониу Гутерриш в Стамбуле сказал, что Черноморская зерновая инициатива принесет облегчение «уязвимым людям, находящимся на грани голода». Соглашение, согласованное с Россией и Украиной, позволило кораблям, перевозившим крайне необходимые украинские продукты питания, выходить из черноморских портов страны впервые с начала войны. Через месяц более 50 кораблей покинули Украину – они вывезли более 1,2 млн тонн зерна и других продуктов питания.

Война, которая бурлит рядом, пока не смогла нарушить этот восстановленный канал экспорта продуктов, и к нему присоединяются все больше и больше кораблей.

Куда направляются грузы

Однако соглашение принесло лишь скромные гуманитарные результаты. Первое судно с продовольственной помощью от имени Всемирной продовольственной программы ООН (WPF) только прибыло к месту назначения: балкер Brave Commander из 23 тыс. тонн пшеницы, предназначенной для уязвимых общин на юге Эфиопии. Он вышел из украинского порта Южный 16 августа и недавно вошел в порт в Джибуте. По данным Всемирной продовольственной программы, второе судно MV Karteria загружено и готово перевезти 37,5 тыс. тонн пшеницы в Йемен, где она крайне нужна.

Однако все это – скудные объемы. В 2021 году WPF распределила по всему миру 4,4 млн тонн продовольственной помощи, и две трети этого количества – из Украины. Представители ООН признают, что начало действительно скромное.

Украинское зерновое соглашение: куда плывут корабли? фото 1

Возвращение украинского зерна на международный рынок, безусловно, принесло облегчение всему миру.

«Это хорошая новость для аграрного сектора Ирландии», – говорит Джон Бергин, коммерческий директор R&H Hall, ведущего в Ирландии импортера зерна для кормления животных. Navi Star, недавно прибывший в Фойнс на западном побережье Ирландии, нагруженный 33 тыс. тоннами кукурузы, очень ждали. Судно погрузили 24 февраля.

«В то утро, когда началась война, на этом корабле было 28 тыс. тонн. Наш поставщик так и не вывел корабль. Потом порт был заминирован, и все застряло», – вспоминает Бергин.

Цены на зерно снизились, риски остаются

Война привела к тому, что в пиковый период украинского экспорта, приходящегося на декабрь-апрель, отгрузка прекратилась. Цены на зерно, и без того высокие из-за пандемии коронавируса и засухи, подскочили. К слову, недавно они снова упали.

Частичное снижение цены объясняется сезонным фактором, поскольку в северном полушарии продолжается сбор урожая, но важен также психологический фактор разблокирования одного из крупнейших мировых поставщиков зерна.

«Это возвращает на рынок стабильность», – говорит Бергин.

Пока зерновые хранилища пустеют, а ранее захваченные суда освобождаются, игроки отрасли надеются, что впереди – лучшие дни.

«Возрастает оптимизм по продолжению поступлений сельскохозяйственных товаров. Мы наблюдаем повышенную готовность судовладельцев заходить в украинские порты, она будет расти, если проход будет оставаться безопасным», – утверждает представитель экспортера зерновых и масличных культур со значительным присутствием в Украине Viterra.

Что везут из Украины

Украинское зерновое соглашение: куда плывут корабли? фото 2

Несмотря на соглашение, заключенное в Стамбуле в июле, расходы на фрахт все еще почти вдвое выше, чем они были до войны. Это результат волнения перевозчиков о потенциальных опасностях, связанных с отправкой судов в зону боевых действий. Такая нервозность, вероятно, помешает Украине достичь восстановления доходов, необходимых для ее разрушенной экономики.

Сейчас меньшие судоходные компании, многие турецкие, кажется, готовы рискнуть, но многие крупные мировые игроки до сих пор удерживаются.

«Для них безопасность судна и безопасность экипажа являются главным приоритетом. И они не могут обеспечить эту безопасность», – говорит Нидаа Бакш, старший рыночный репортер Lloyd's List.

Часы тикают. Соглашение, заключенное при посредничестве ООН и Турции, рассчитано всего 120 дней. Ее могут продлить в середине ноября, но только при условии согласия России и Украины.

Для ООН, которая так много уделяет внимание реализации соглашения, остановить его только через четыре месяца было бы катастрофой.

«Миру будет тяжело, если эта возможность снова закроется», – говорит Грег Барроу из WFP.

Зерновые сделки обычно заключаются на 1,5-2 года вперед. Поскольку никто не может предусмотреть состояние экономики Украины в 2023-24 годах, нужно время, прежде чем определенный уровень уверенности вернется.

Где разгрузили Razoni

Украинское зерновое соглашение: куда плывут корабли? фото 3

В контрольном списке ООН до сих пор значится «будет определено» напротив пункта назначения судна Razoni, и это неудобное признание того, что 26 тыс. тонн кукурузы на борту так и не достигли запланированного порта Триполи в Ливане.

Когда первоначальный покупатель отказался от груза, видимо, ссылаясь на беспокойство по качеству, судно Razoni отправилось в окружное путешествие вокруг восточного Средиземноморья, большую часть которого провело с выключенным транспондером, что указывает на то, что капитан не хотел, чтобы судно отслеживали.

Наконец балкер Razoni разгрузил большую часть своего груза в сирийском порту Тартус. Нет ничего незаконного в доставке продовольствия в Сирию или необычного в том, что корабли меняют направление. Но таинственность маневров Razoni показывает, что в сложном мире торговли зерном не всегда можно быть уверенным, куда в конце концов попадают грузы.

Пол Адамс
Корреспондент-международник

Источник: ВВС

Читайте также:

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: