«Укрпошта»: или дайте денег, или не мешайте их зарабатывать

«Укрпошта»: или дайте денег, или не мешайте их зарабатывать

Стратегам придется определяться, на каком стуле должна сидеть «Укрпошта» – социальном или коммерческом...

Наблюдательный совет ПАО «Укрпошта» на своем первом заседании 14 декабря избрал своим председателем Бенуа Плеска (Бельгия). А накануне в Администрации президента Украины произошел серьезный разговор с операционным руководством «Укрпопшты» и министром инфраструктуры по поводу идеи закрытия сельских почтовых отделений, озвученной ранее гендиректором Игорем Смилянским.

Президент Украины Петр Порошенко на встрече с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и гендиректором «Укрпошты» Игорем Смилянским

Петр Порошенко призвал чиновников отказаться от практики закрытия отделений и гарантировал выделение из бюджета 500 млн грн для компенсации расходов, связанных с доставкой почтальонами пенсий, из-за которых предприятие остается убыточным. По убеждению главы государства, «Укрпошта» должна сочетать бизнес-подходы с социальной функцией, возложенной на нее государством. Как это сделать, чтобы не повредить антикризисному менеджменту и корпоратизации предприятия, цель которых – вывод гиганта из организационного застоя и финансовое оздоровление, никто ответа не дает. По логике, их должен дать новоизбранный Наблюдательный совет. Надеемся, вскоре услышим.

«Последние мили» на пути почтальона

Ни для кого не секрет, что сегодня большинство украинских почтальонов, работающих на полную ставку, получают мизерные 3700 гривень. При этом многие сельские отделения открыты неполную неделю – соответственно, их сотрудники получают по 0,5 и даже по 0,2 должностного оклада... Хотя еще в 2016-м году украинские почтальоны «радовались» и зарплате в 1600 гривень.

Именно повышением минимальной заработной платы и снижением нагрузки на каждого почтальона в «Укрпоште» и объясняют намерение реорганизовать деятельность большинства сельских отделений. В сентябре Игорь Смилянский, даже заявил о планах вообще прекратить разносить пенсии почтальонами по домам украинцев, поскольку тариф на такую услугу не менялся с 2004 года. Его требование руководство государства не поддержало, поскольку это означало бы дополнительную финансовую нагрузку на хронически дефицитный Пенсионный фонд. Зато было принято решение внести в бюджет-2019 специальную «компенсационную» статью на сумму 0,5 млрд грн. Хотя в «Укрпоште» оценили свои убытки в миллиард гривен. При отсутствии средств почтальоны пытались как-то балансировать. Пошли даже на эксперимент с передвижными отделениями в Черниговской области. Однако население его не восприняло.

Гендиректор ПАО «Укрпошта» Игорь Смилянский отмечает, что полумиллиарда гривен, предусмотренных в Госбюджете для работы сети отделений в украинских селах, ведомству хватит лишь для работы в первом полугодии.

Поэтому чиновник пообещал: если эти средства поступят вовремя, до июля 2019-го существующую сеть отделений сохранят и даже смогут повысить зарплату персоналу. “До второго полугодия мы вернемся с правительством к обсуждению вопроса дополнительного финансирования сети отделений «Укрпошты», – подчеркнул Игорь Смилянский.

Так есть ли выход из «тупика»?

По мнению экспертов, найти «золотую середину» между интересами «Укрпошты», как коммерческого предприятия, и одновременно как структуры, которой государство делегировало часть социальных задач и функций, будет непросто.

«С одной стороны, вполне естественно стремление менеджмента предприятия сделать его работу прибыльной (для этого, собственно, в свое время на открытом конкурсе и наняли Игоря Смилянского). С другой – государство не должно допустить прекращения исполнения ведомством функции, предусмотренной законом, – подчеркивает президент Гуманитарного центра Андрей Кривонос. – Выходом, думаю, должна стать гарантированная выплата государством компенсации за «нерентабельные» услуги. И это касается не только выплаты пенсий, но и других функций, которые традиционно возлагают на почтовое ведомство государство и правила Всемирного почтового союза. Речь, например, идет об обеспечении переписки граждан с государственными органами и судебными инстанциями. Для этого нужно провести тщательные расчеты по себестоимости услуг и утвердить компенсационную формулу, чтобы избежать споров и злоупотреблений». Действительно, в некоторых отдаленных селах Украины почтальон – иногда чуть ли не единственный представитель государства.

А вот председатель экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук считает, что такие компенсации государство должно выплачивать «Укрпоште» не напрямую, а через дополнительное финансирование Пенсионного фонда. Потому что именно он отвечает за выплату пенсий гражданам страны. Поэтому дополнительные расходы стоит предвидеть в его смете.

Эксперты также отмечают необходимость создания максимально благоприятных условий для расширения бизнес-деятельности «Укрпошты», чтобы сделать ее работу менее убыточной.

«К сожалению, при сохранении нынешнего функционала государственная почта много теряет в сравнении с конкурентами. К примеру, не обремененная социальными функциями «Новая почта», развивается быстрее и все более агрессивно захватывает новые и новые сегменты рынка. Таким образом, «Укрпошта» теряет часть своих потребителей – а соответственно, и прибыль», – говорит Борис Кушнирук. Он обращает внимание еще и на то, что современные динамические почтовые бизнесы, которые появляются в Украине, в первую очередь забирают на себя часть высокорентабельных функций, переманивают клиентов «Укрпошты», от чего последняя становится еще убыточнее. К тому же, часть функций почтового ведомства, так сказать, «отмирает», становится неактуальной – в частности, люди фактически прекратили посылать письма, отменено предоставление услуг по отправке телеграмм, резко сократились объемы подписки периодических изданий.

Чтобы улучшить ситуацию, эксперты, в частности, предлагают поддержать инициативу руководства «Укрпошты» о предоставлении предприятию определенных банковских функций, чем успешно занимаются почтовые ведомства некоторых европейских стран. Таким образом, появится дополнительная доходность, благодаря которой можно будет компенсировать часть убытков от выполнения «социальных задач». Так, «Укрпошта» в 2018 году установила 5 тысяч собственных терминалов для оплаты услуг банковскими картами в 3200 отделениях и всего за год вошла в ТОП-5 торговых эквайров страны (торговый эквайринг – банковская услуга, которая позволяет принимать к оплате платежные карты международных платежных систем VISA Int и MasterCard).

По мнению Андрея Кривоноса, одна из целей государства на ближайшую перспективу, – превратить «Укрпошту» в инвестиционно-привлекательное предприятие, которое впоследствии можно будет выставить на продажу, не рискуя потерять его социальную функцию. Но это при условии, если ее сохранение будет предусмотрено условиями инвестиционного договора, и будут гарантии того, что за выполнение этих функций государство обязательно заплатит.

Владислав Обух, Оксана Полищук

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: