В Украине изучают уроки конфликта вокруг Нагорного Карабаха
По мнению экспертов, нахождение российских миротворцев в Карабахе будет иметь ряд важных последствий
Напомним, что 9 ноября, президентом Азербайджана Алиевым, премьер-министром Армении Пашиняном и президентом России Путиным было подписано заявление, в котором объявляется о полном прекращении огня и всех военных действий в зоне нагорнокарабахского конфликта с 00 часов 00 минут по московскому времени 10 ноября 2020 года.
Одним из условий прекращения конфликта является размещение вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль Лачинского коридора 1960 российских миротворцев со стрелковым оружием, 90 бронетранспортеров, 380 единиц автомобильной и специальной техники.
Могли быть и турецкие миротворцы
По сообщению РБК, в Нагорном Карабахе во вторник, 10 ноября, началось развертывание частей российских миротворцев.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев опубликовал видеозапись беседы с Владимиром Путиным, в которой упоминаются турецкие миротворцы, сообщают региональные медиа. Слова азербайджанского лидера о возможности для участия турецких миротворцев прозвучали в формате видеоконференции с президентом России Владимиром Путиным.
«Хотел бы также выразить благодарность сегодня президенту Турецкой Республики господину Реджепу Тайипу Эрдогану за его активное участие в деле политического урегулирования конфликта и одним из пунктов сегодняшнего заявления является совместная миротворческая миссия России и Турции. Тем самым, мы создаем новый совершенный формат взаимодействия в регионе не только в рамках урегулирования конфликта, но и будущего развития», – заявил Алиев.
Роль армейских технологий и геополитики
Заместитель директора Центра исследований армии, конверсии и разоружения Михаил Самусь отмечает, что Азербайджан тридцать лет готовился к освобождению Нагорного Карабаха.
«Им удалось выстроить свою геополитику, удалось получить полную союзническую поддержку Турции и заручиться поддержкой на самом деле и России, которая, на самом деле, сдала своего союзника – Армению. Хотя и будут сейчас разговоры, что Россия защитила армянский народ. Если бы Кремль действительно был союзником Армении, то, когда были активные боевые действия, они бы сразу начали вводить свои войска, и очень быстро бы остановили боевые действия», – говорит Михаил Самусь.
Он считает, что для Украины ситуация в Нагорном Карабахе, возможности, которые продемонстрировали азербайджанские военные – пример того, как нужно развивать и модернизировать Вооруженные силы.
«Они на несколько голов были выше своего противников, Украине также нужно готовиться к войнам нового поколения, уметь строить высокотехнологическую армию, использовать современную тактику боевых действий и выстраивать геополитику таким образом, чтобы была возможность проводить мирную деоккупацию отдельных районов Донбасса и Крыма», – отмечает Михаил Самусь.
Он считает, что на вопрос, почему Россия не встала на защиту Армении, есть много конспирологических теорий и ответов.
«С точки зрения теории, почему Путин не помог премьер-министру Армении, – именно потому, что Пашинян – лидер, который пришел на протестах, на борьбе с коррупцией и старыми кланами и построением эффективной республики. И это Путину не понравилось, потому что армяне, фактически, отбросили те элиты, которые поддерживались в Армении Россией. Возможно, это и был психологический фактор «наказания» за то, что не прислушались к советам Кремля», – размышляет Михаил Самусь.
Аналогии невозможны
По мнению директора Института политического анализа и международных исследований Сергея Толстова процесс урегулирования ситуации в Нагорном Карабахе невозможно рассматривать как шаблон для других конфликтов на постсоветском пространстве.
«Карабах официально – это территория Азербайджана. Дважды Россия предлагала решения по ситуации в регионе. И последние переговоры были при президенте Медведеве. Возможно ли решение вопроса аналогичным способом в Приднестровье, Донбассе или в грузинских автономиях? Вряд ли», – говорит Сергей Толстов.
Он отмечает, что в Абхазии и Южной Осетии политическое решение невозможно поскольку Россия признала независимость этих образований. А по Донбассу, считает Сергей Толстов, официальная Москва называет отдельные территории Донецкой и Луганской областей украинскими и готова продолжать диалог в рамках минского процесса.
«А это в свою очередь не дает понимания сценариев конечной точки решений в этом процессе», – подчеркивает Сергей Толстов.
Он называет «болтовней» и «фикцией» предположения отдельных экспертов о том, что на Донбассе можно реализовать военный план возвращения территорий.
«Даже позиция населения на Донбассе не играет никакой роли, все зависит от решений, которые примет Россия. Это полная фикция – никакое военное столкновение в Донбассе не даст Украине ничего кроме очередного поражения и гибели людей», – считает Сергей Толстов.
По его словам, появление российской миротворческой миссии в Нагорном Карабахе вполне логично, поскольку положение дел в регионе не обходится без России, а Турция не собирается собой подменять Россию.
Миротворцы. Последствия для Кавказа
Эксперт по вопросам безопасности Богдан Петренко пишет на своей странице в Фейсбуке, что, анализируя войну в Нагорном Карабахе, Украине следует сделать свои выводы.
«Для того, чтобы освободить территории, необходимо для этого готовиться – даже не год, на деоккупацию могут уйти десятилетия. Не затягивать ситуацию в надежде, что или “шейх, или ишак умрет”, а готовиться. Не тянуть время для неизвестно чего, а накапливать потенциал экономический, военный, информационный, дипломатический», – отмечает Богдан Петренко.
Политолог Юрий Романенко на своем Ютуб-канале отмечает, что Россия разыграла геополитическую партию в Нагорном Карабахе, которая тактически усилила ее позиции не только в Армении, но и в отношениях с Азербайджаном.
«Если до этого конфликта Россия присутствовала в одной стране и у нее была военная база в Армении, то теперь она расширила свое присутствие и в Азербайджане», – отмечает Юрий Романенко.
Нахождение российских миротворцев в Карабахе, на территории Азербайджана, будет иметь ряд важных последствий, утверждает политолог.
«Теперь Алиев и Азербайджан будут больше зависеть от России», – полагает Юрий Романенко.
Эту точку зрения не разделяет независимый военный эксперт Александр Гольц. В комментарии для Русской службы «Голоса Америки» он назвал 44-дневную войну в Нагорном Карабахе и всё связанное с ней одним из крупнейших внешнеполитических поражений России: «Причем, вне зависимости от того, будет миротворческая операция успешной или нет. В кавказском регионе появился новый игрок – Турция, которая в отличие от Москвы ясно формулирует свои цели. К тому же Анкара сыграла гораздо более существенную роль в исходе конфликта, чем Москва. А недавнее уничтожение российского вертолета стало лишней демонстрацией унизительного положения России», – резюмировал аналитик.
Коментарі — 0